Бизнес Риски турбизнеса оценили в 10 миллионов рублей

Риски турбизнеса оценили в 10 миллионов рублей

Туристическим компаниям, самостоятельно разрабатывающим заграничные туры, придется обзавестись финансовым обеспечением в размере 10 миллионов рублей, в качестве которого может выступать договор страхования ответственности или банковская гарантия...

" src=

Туристическим компаниям, самостоятельно разрабатывающим заграничные туры, придется обзавестись финансовым обеспечением в размере 10 миллионов рублей, в качестве которого может выступать договор страхования ответственности или банковская гарантия. Соответствующе поправки к федеральному закону об основах туристической деятельности были одобрены на заседании Госдумы в минувшую пятницу. Необходимость страховать финансовые риски в столь значительном объеме может до неузнаваемости изменить региональный рынок туристических услуг: многие местные туроператоры, вероятней всего, предпочтут не платить сбор, а заключить агентский договор с крупнейшими федеральными туристическими компаниями, что неизбежно негативно отразится на разнообразии маршрутов и стоимости путевок.

Пятничное пленарное заседание Государственной думы, на котором во втором чтении рассматривались поправки в действующий федеральный закон об основах туристической деятельности, проходило в весьма напряженной обстановке. Обсуждалась необходимость туристическим компаниям, самостоятельно разрабатывающим туры, приобретать финансовое обеспечение в виде банковской гарантии возмещения убытков или страхования ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, призванное заменить лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, которое будет упразднено с 1 января 2007 года. Согласно документу, принятому 18 октября в первом чтении, размер финансовых гарантий для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, должен составлять 1 миллион рублей, в сфере международного туризма – 10 миллионов рублей и столько же – для компаний, сочетающих оба вида деятельности.

В ходе подготовки ко второму чтению в комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму поступило множество поправок, касающихся как механизма гарантирования, так и его размеров. Ряд депутатов Госдумы и законодательных собраний предлагали ввести обязательное страхование ответственности в сфере выездного туризма, некоторые из них высказались за обязательное страхование ответственности всех компаний, занимающихся туристическим бизнесом, и создание фонда компенсаций в рамках саморегулируемых организаций. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам во главе с председателем Владиславом Резником доказывал необходимость увеличения сумм финансовых гарантий в 10 раз. Представители 430 туристических фирм единодушно высказались за снижение размеров гарантий, мотивируя свое заявление угрозой разорения мелких и средних туроператоров.

Полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин попытался убедить депутатов перенести рассмотрение законопроекта, поскольку в нем не описаны механизмы реализации финансовых гарантий. Однако Госдума отвергла предложение представителя президента и приняла законопроект подавляющим большинством голосов. В ходе слушаний было решено снизить минимальный размер финансового обеспечения для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, с 1 миллиона до 500 тысяч рублей, такую же сумму обеспечения назначили для компаний, занимающихся въездным туризмом. Кроме того, законопроектом предлагается создать единый федеральный реестр туроператоров для обеспечения реализации механизма финансовых гарантий, сведения из которого не реже одного раза в год предлагается публиковать в СМИ.

В это время за стенами парламента представители туристических компаний устроили пикет, выступая против принятия законопроекта. Депутат Владимир Рыжков заметил, что руководство Ростуризма спровоцировало протестную волну, и прошедший митинг в центре Москвы – только начало массовых выступлений против закона. По его словам, размер финансовых гарантий, установленный законом, фактически запретит работать на рынке малому и среднему туристическому бизнесу, и около 90 % туристических компаний в регионах будут разорены.

«Это вопиющий случай зачистки рынка и создания монополии», – заявил Владимир Рыжков.

Размер финансовых гарантий, оговоренных в проекте закона, по мнению директора челябинской туристической компании «Роза мира» Станислава Похлебаева, справедлив: 10 миллионов рублей – это стоимость одного чартерного рейса в Турцию, курорты которой пользуются неизменно высоким спросом у российских туристов. Для крупных московских и екатеринбургских туроператоров нововведения никакой угрозы не несут, а вот местный рынок туристических услуг с вступлением в силу поправок к закону изменится до неузнаваемости.

«Полутора десяткам мелких челябинских туристических компаний придется отказаться от операторских амбиций и «переквалифицироваться» в рядовых турагентов, избежать этой участи под силу двум-трем местным туроператорам, – считает Станислав Похлебаев. – Но это отнюдь не означает начала конца челябинского туристического бизнеса: турагентство, заключившее договор с ведущими туроператорами, вполне конкурентоспособно, поскольку в одном офисе клиент имеет возможность выбирать лучшие туры в самых разных направлениях».

Но есть и другое мнение. По словам директора челябинской туристической компании «Спутник» Людмилы Мосиной, неизбежным следствием вступления закона в силу станет монополизация российского рынка туристических услуг, что обернется стандартизацией маршрутов и, вероятней всего, удорожанием путевок.

«Крупные федеральные туроператоры, как правило, сосредоточены на продвижении наиболее популярных и востребованных маршрутов – Турция, Египет, Таиланд, – рассказывает Людмила Мосина. – Если прежде региональные туроператоры, располагающие собственными авиакассами, могли сформировать индивидуальный тур с учетом всех пожеланий клиента, то с принятием закона туристам придется довольствоваться стандартными предложениями».

Представители челябинского туристического бизнеса сходятся во мнении, что в том виде, в котором поправки к закону о туристической деятельности дошли до второго чтения, применение их на практике весьма затруднено: механизм обращения туриста с претензией и получения денежного возмещения ущерба, как и перечень конкретных страховых рисков, не прописаны, имеется множество и других непроясненных моментов.

«Мало того, что закон совершенно сырой, оставляющий без внимания вопросы распределения ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств или предоставление недостоверной информации, он еще и открывает обширное поле для коррупционных действий чиновников при вынесении решения о принятии туристической компании в единый государственный реестр туроператоров, – считает Людмила Мосина. – А полное отсутствие информации о ходе принятия поправок из официальных источников просто обескураживает».

Согласно одобренным изменениям, туроператор или его клиент вправе потребовать изменения или расторжения договора «в связи с существенными изменениями обстоятельств», к которым относятся ухудшения условий путешествия, указанных в договоре и путевке, изменение сроков путешествия, непредвиденный рост транспортных тарифов, а также невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдачи визы и т.п.). В случае расторжения договора, возврат денежных средств производится в соответствии с фактическими затратами сторон. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туропертору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения претензии.

«Туристический бизнес сопряжен со множеством рисков: от банальной утери багажа до невозможности оплатить чартерный рейс из-за резкого скачка курса валюты или подорожания топлива, – говорит директор челябинского представительства страховой компании «Прогресс-Гарант» Андрей Ненашев. – При этом настоящего рынка страхования ответственности турфирм в России пока так и не сложилось: мешает, наверное, нежелание владельцев бизнеса закладывать часть прибыли на оплату страхования, как это принято в западных странах, а также надежда на русский авось: пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Львиная доля местных турагентств, работающих на зарубежных направлениях, разрабатывает и собственные туры по территории страны, так что раскошелиться на оплату страхования ответственности придется не только крупным туроператорам, но и небольшим турфирмам – правда, размер страхового покрытия в этом случае будет гораздо меньше. К слову сказать, многие страховые компании в преддверии принятия законопроекта уже объявили о повышении тарифов с 1-3% до 1-6% от страховой суммы. Однако страхование ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами все же является для турфирм более доступным способом получения финансового обеспечения, чем банковская гарантия возмещения убытков.

«Коммерческие банки вряд ли захотят брать на себя ответственность за туристические фирмы, слишком высоки риски, – полагает председатель правления Южно-Уральского банка социального развития «Резерв» Сергей Колобов. – Если же говорить о финансовых гарантиях, то процедура оформления документа аналогична получению кредита: банк оценивает платежеспособность клиента, существующие финансовые риски и подтверждает документально свою готовность ссудить компании оговоренную сумму денежных средств – как правило, под адекватное обеспечение».

Именно отсутствие имущества, которое можно предоставить в залог выполнения обязательств по погашению кредита, и является непреодолимой преградой для многих небольших туристических компаний, желающих получить ссуду в банке.

Как предполагается, туроператоры, не обеспечившие в том или ином виде финансовую гарантию своей деятельности, прекратят существование со 2 апреля 2007 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления