Бизнес Рейтинговые агентства создали «кодекс чести»

Рейтинговые агентства создали «кодекс чести»

Крупнейшие российские рейтинговые агентства создали кодекс профессиональной этики, в котором декларируются такие принципы деятельности агентств, как объективность, честность и независимость оценок, прозрачность и непрерывность во времени рейтингового проц

" src=

Крупнейшие российские рейтинговые агентства создали кодекс профессиональной этики, в котором декларируются такие принципы деятельности агентств, как объективность, честность и независимость оценок, прозрачность и непрерывность во времени рейтингового процесса, а также верифицируемость используемой методологии оценки. По мнению участников рынка, это не окажет влияния на качество национальных рейтингов, которое и сегодня является высоким, но поможет поднять авторитет отечественных рейтинговых агентств.

Отечественные рейтинговые агентства приобретают все больший вес в глазах российских компаний. Ведущее положение на рынке занимают российские агентства RusRatings, «Эксперт РА», «РБК.Рейтинг», AK&M, Национальное рейтинговое агентство, которые в той или иной степени конкурируют с дочерними подразделениями западных рейтинговых агентств Standart&Poor's, Mody's, Fitch Ratings. Сегодня крупные компании имеют три- четыре рейтинга различных агентств. Особенно заинтересованы в получении рейтинга компании, работающие в финансовом секторе, в частности, банки и страховые компании. Примечательно, что высокий рейтинг вовсе не является необходимостью, скорее, наличие рейтинга важно само по себе, так как является заявкой компании на финансовую прозрачность и устойчивость. Различие в рейтингах компаний, присвоенных российскими и иностранными агентствами, по словам старшего аналитика рейтингового агентства RusRating Павел Манько, объясняется просто: «Рейтинги российских рейтинговых агентств и ведущих иностранных агентств ориентированы на разных потребителей. Первые рассчитаны на компании, уже работающие или только собирающиеся работать в России, и в большей степени учитывают российские особенности. Иностранные агентства реализуют общий («американский») подход и вынуждены иметь один общий взгляд на компании-эмитенты независимо от страны пребывания, так как их клиенты хотят ориентироваться на рейтинги, присвоенные по единому стандарту». При этом, как отмечает Павел Манько, нельзя непосредственно сравнивать буквенно-символьные обозначения рейтингов, поскольку рейтинговые агентства имеют разные шкалы рейтингов и могут по-разному оценивать объект рейтингования. Кроме этого иностранные агентства проводят оценку с учетом странового риска. Впрочем, как отмечает эксперт, диаметрально противоположных рейтингов у компании все же быть не может.

Укрепить положение отечественных агентств призван разработанный Национальной фондовой ассоциацией Кодекс профессиональной этики российских рейтинговых агентств, обязательства соблюдать который уже взяли на себя агентства RusRatings, AK&M и Национальное рейтинговое агентство. При разработке кодекса были учтены ключевые стандарты Кодекса основных положений профессиональной этики агентств кредитных рейтингов IOSCO, критерии приемлемости рейтинговых агентств, содержащиеся в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II), лучшая практика российских рейтинговых агентств.

«Принятие кодекса в России будет способствовать пониманию всеми участниками рынка, чем занимаются рейтинговые агентства, каких норм и стандартов они придерживаются. Для России чрезвычайно важно иметь нормально установившийся рынок рейтингов, особенно учитывая постоянно растущее значение рейтингов, как в России, так и за рубежом», – так оценивает этот шаг генеральный директор рейтингового агентства RusRating Ричард Хейнсворт.

Кодекс ставит основной целью деятельности российских рейтинговых агентств доведение до сведения участников рынка и регулирующих органов честной, объективной и независимой информации о характеристиках компании, предприятия или финансового актива.

«И до принятия кодекса российские рейтинговые агентства работали независимо, объективно и открыто, – считает генеральный директор рейтингового агентства AK&M Валерий Третьяков. – Но создание кодекса профессиональной этики должно повысить доверие инвесторов и регуляторов к работе рейтинговых агентств».

В качестве основных принципов деятельности рейтинговых агентств в кодексе обозначены объективность, честность и независимость оценок, прозрачность и непрерывность во времени рейтингового процесса, а также верифицируемость используемой методологии оценки. В документе особо оговаривается, что рейтинговое агентство должно соблюдать условия конфиденциальности информации и предпринимать меры по ее защите. В кодексе дается определение и основным понятиям, используемым рейтинговыми агентствами.

«Принятие кодекса не повлияет на качество национальных рейтингов, ведущие российские рейтинговые агентства фактически уже давно работают в соответствии с основными принципами кодекса, – утверждает Павел Манько. – Разработку и принятие кодекса можно рассматривать как первый шаг на пути самоорганизации и признания российских рейтинговых агентств».

Кодекс дает точки, на которые агентство может ориентироваться при выставлении рейтинга, однако для каждого агентства сохраняется возможность применять собственную методологию при выставлении рейтинга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления