Бизнес Полис каско – хлеб страховщиков

Полис каско – хлеб страховщиков

За стремительным ростом показателей сборов страховых премий скрываются глубинные проблемы розничного сегмента страхового бизнеса. Страховые компании, предлагающие демпинговые тарифы в автостраховании, при снижении динамики страховых премий столкнутся с тр

" src=

За стремительным ростом показателей сборов страховых премий скрываются глубинные проблемы розничного сегмента страхового бизнеса. Страховые компании, предлагающие демпинговые тарифы в автостраховании, при снижении динамики страховых премий столкнутся с трудностями при выплате страхового возмещения.

Согласно результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» совместно с Национальным агентством финансовых исследований, в прошлом году объем розничного рынка страхования достиг 227,6 млрд рублей, показав почти двукратный рост за прошедшие два года. Точками роста страхового ретейла стали добровольное страхование автотранспорта и имущества, а также страхование жизни.

«Наиболее распространенным и востребованным видом страхования в розничном сегменте по-прежнему остается автострахование, которое является своего рода локомотивом, тянущим за собой развитие других имущественных видов страхования, а также страхования жизни», – отмечает заместитель директора по страхованию Южно-Уральского филиала компании «АльфаСтрахование» Мария Сазыкина.

Объем рынка страховых услуг в разрезе отдельных видов розничного страхования, млрд рублей

Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

В прошлом году доля премии по розничному страхованию в общем объеме сборов по прямому реальному страхованию (без учета ОМС) составила 52,1%. Иными словами, ретейл в настоящее время обеспечивает страховым компаниям более половины собираемых взносов, если оставить в расчетах за скобками всевозможные серые схемы, имеющие целью сокращение налоговых выплат. Предпосылки для оживления сегмента розничного страхования следует искать в росте благосостояния граждан: возросшие доходы позволяют им приобретать и страховать автотранспорт и недвижимость, задумываться о страховой защите себя и близких. Немаловажную роль играет и динамичное развитие потребительского кредитования, прежде всего, автокредитования и ипотеки: банковские офисы становятся важнейшими каналами продаж страховых продуктов. При этом в механизме взаимодействия банков и страховых компаний наблюдаются позитивные изменения: если пару лет назад многие кредитные организации выставляли в качестве обязательного условия аккредитации страховой компании размещение значительных средств на счетах в банке, то сегодня в первую очередь интересуются финансовой устойчивостью, технологичностью и клиентоориентированностью страховой организации.

«Наиболее значимыми каналами продажи страховых полисов остаются кредитные учреждения и автосалоны, – говорит Мария Сазыкина. – Форма работы bancassurance стремительно развивается с каждым годом, и потенциал ее развития еще только начинается осваиваться. Она крайне удобна для обеих сторон: страховая компания получает стабильный канал страховых поступлений, а банк минимизирует риски, поддерживая высокое качество кредитного портфеля. Процесс аккредитации для страховой компании – это очень продолжительная и непростая процедура, требующая предоставления больших объемов информации и различной отчетности, но требования банков к аккредитации почти всегда обоснованны. И банки, и страховые компании стремятся на сегодняшний день сделать сотрудничество максимально прозрачным, направляя все заключенные между собой соглашения на рассмотрение в антимонопольное ведомство».

Болезнью, связанной со стремительным ростом страховой отрасли, по мнению аналитиков «Эксперт РА», является демпинг – установление низких тарифов или высоких комиссионных вознаграждений агентам, которые «съедают» прибыль страховой компании в конкретном виде страхования. Чаще всего страховые компании на убыточных для себя условиях продают полисы автострахования: каско и ОСАГО. Причем в настоящее время существует два основных типа демпингующих компаний: если одни намереваются таким образом занять как можно большую долю рынка и затем как можно дороже продаться стороннему инвестору, то другие в отчаянной борьбе с высокой убыточностью просто пытаются латать «дыры», тут же направляя поступающие взносы на выплаты по страховым случаям. Как пояснил в интервью «Эксперту» вице-президент, директор по маркетингу компании «Росгосстрах» Леонид Резник, в настоящее время на рынке страховых услуг сложилась сложная ситуация, поскольку есть компании, менеджмент которых планирует не долгосрочное развитие, а продажу, поэтому они могут работать с минимальной рентабельностью, установив низкие тарифы. Кроме того, есть риск, что западные компании, выходящие на российский рынок за счет значительных финансовых ресурсов, могут использовать стратегию низкой или даже отрицательной рентабельности для вытеснения российских компаний с отечественного страхового рынка. Однако наибольшую опасность для страхового рынка представляют все же компании, в портфеле которых наблюдается явный перекос в сторону убыточного автострахования, и которым демпинг позволяет еще кое-как сводить концы с концами, хотя фактически они уже встали на прямой путь к банкротству.

Однако по большому счету демпинговые войны на рынке страховых услуг остались в прошлом.

«Это не означает, что цена для клиента перестала быть значимым аргументом при выборе страховой компании, – поясняет Мария Сазыкина. – Просто с развитием уровня страховой культуры и появлением практики страхования люди начали понимать, что за низкой ценой полиса очень часто может прятаться неудовлетворительный сервис, долгое оформление документов, задержки и даже отказы в выплате страхового возмещения. Поэтому на сегодняшний день сервисная составляющая в страховом бизнесе приобретает новое значение. Компании конкурируют между собой, создавая новые страховые продукты, обеспечивая удобство и простоту оформления полиса для клиента, быстрое и беспромблемное получение страхового возмещения. Это говорит о том, страховой рынок в России с каждым годом приближается к европейским стандартам и становится все более клиентоориентированным».

Традиционным каналом распространения розничных видов страхования считается страховой агент, который от имени страховой компании завязывает деловые отношения с клиентами, пытаясь вызвать столь необходимое в страховом бизнесе доверие. На рынке страховых услуг ощущается настоящий кадровый дефицит, имена классных страховых агентов прекрасно известны, однако «переманивать» ценных сотрудников не приходится: в настоящее время подавляющее большинство страховых агентов и так предлагают клиентам на выбор полисы сразу нескольких страховых компаний.

«На самом деле, мне даже сложно судить о том, какая еще отрасль бизнеса может отличаться таким кадровым дефицитом, который есть в страховании, – замечает Мария Сазыкина. – На рынке очень и очень немного хороших специалистов, обладающих достаточными знаниями и навыками в области страхования, понимающими специфику бизнеса и способных успешно развиваться в данной области. Агент – это очень важное звено в цепочке страхования. Интересные страховые продукты, грамотная андеррайтинговая политика, сервис, удобство и быстрота оформления документов – вот те моменты, которые могут сделать страховую компанию привлекательной для агента».

В течение последних трех лет величина уровня выплат по розничному страховому рынку в целом, по оценкам агентства «Эксперта РА», колебалась в интервале 49,8-50,5%. По итогам 2007 года показатель составил 50,2%. Сохранение невысокого уровня выплат стало возможным благодаря быстрому росту премий, однако ситуация заключает в себе потенциальную опасность, связанную с тем, что в момент насыщения и стагнации рынка отношение выплат ко взносам может резко возрасти, и не все компании смогут справиться с выполнением обязательств по заключенным страховым договорам. Потери от мошенничества составляют примерно десятую часть премии, собираемой страховыми компаниями по розничному страхованию, то есть около 23 млрд рублей по итогам 2007 года. Основная проблема в борьбе со страховым мошенничеством заключается в том, что подобные факты являются труднодоказуемыми, и до суда доводятся единицы раскрытых случаев. Уже много лет ведутся дискуссии о необходимости введения единой информационной базы страховых компаний, однако конкретных шагов в данном направлении пока не предпринято.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления