Конкуренция на рынке потребительского кредитования порой принимает неожиданные формы. Если раньше на недобросовестность банков в надзорные органы жаловались клиенты, то сейчас кредитно-финансовым организациям стоит ждать «дружеской услуги» со стороны конкурентов. На днях банк «Русский стандарт» во всеуслышание обвинил «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в неполном раскрытии информации об условиях получения потребительского кредита и подал соответствующее заявление в антимонопольное ведомство. Ранее подобных инцидентов в банковской сфере не случалось.
11 июня представители банка «Русский Стандарт» направили в Федеральную антимонопольную службу заявление, в котором было сказано о том, что банк провел исследование рынка финансовых услуг и выявил обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в сфере потребительского кредитования. Как утверждает «Русский стандарт», на официальном сайте банка «Хоум Кредит» не содержится в полной мере достоверных сведений о кредитных продуктах, а именно – нет информации о дополнительно взимаемых ежемесячных комиссиях по пяти видам кредитных программ.
Представители банка «Русский стандарт» с уверенностью заявляют о том, что действовали исключительно в интересах рядовых граждан и не признают факта личной заинтересованности в составлении «доноса» на конкурирующий банк. По словам вице-президента банка «Русский стандарт» Артема Лебедева, в банк поступали жалобы на нечестные действия по отношению к клиентам со стороны других кредитно-финансовых организаций, которые и решено было переадресовать в ФАС.
«Мы придерживаемся принципов цеховой солидарности, но считаем недопустимым, когда другие игроки хулиганят на рынке», – заявил Артем Лебедев.
Банк «Хоум Кредит» ответил «Русскому стандарту» взаимным упреком и официально обвинил конкурента в том, что по его заявлению ФАС предъявила банку претензии в сокрытии от заемщиков дополнительных комиссий по статье 14 закона «О защите конкуренции». Председатель правления банка «Хоум Кредит» Андрей Лыков выразил удивление действиями конкурента и пояснил, что банк разделяет и поддерживает усилия государственных регулирующих органов по формированию в России цивилизованного прозрачного рынка, поэтому банк стремится неукоснительно следовать принципам ответственного кредитования.
«Мы удивлены тем, что наши коллеги используют в конкурентной борьбе подобные методы», – отметил Андрей Лыков.
Согласно квартальной отчетности банка «Хоум Кредит», средняя эффективная ставка по кредитам составляет 42% годовых. Чистая прибыль банка в первом квартале этого года выросла в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а чистый процентный доход банка в 1,6 раза превысил показатель за аналогичный прошлогодний период и составил 4,6 млрд рублей. При этом доля просроченной задолженности по кредитам снизилась до 11,9% кредитного портфеля против 12,1% на начало года. Эксперты уверены, что снижение уровня «плохих» долгов в портфеле банка носит искусственный характер, поскольку итоговый уровень просрочки вычисляется по всему кредитному портфелю, а это приводит к его занижению, поскольку ипотеку и автокредиты ХКФ Банк начал выдавать только в прошлом году, и просрочки по ним практически нет.
«Вся информация по кредитным продуктам, содержащим комиссии, раскрывается на сайте банка и в договорах на кредитное обслуживание. В настоящее время комиссии содержатся только в кредитах, выдаваемых на приобретение мобильных телефонов, так как это самые высокорисковые кредиты, – говорит директор по прямым продажам, маркетингу и PR банка «Хоум Кредит» Игорь Пржеровски. – Мы заинтересованы в том, чтобы максимально открыто и подробно информировать своих партнеров и клиентов о текущей ситуации на рынке».
Независимый челябинский бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк считает, что, поскольку подобные методы ведения конкурентной борьбы происходят в рамках действующего законодательства, их использование допустимо и оправдано.
«Выявление «грешков» конкурентов приводит к снижению их репутации, а компания-«ратоборец», наоборот, повышает свой вес в глазах общественности, – рассуждает Дмитрий Гребенюк. – Кроме того, если учесть, что в результате кампании, развернутой регуляторами по борьбе со скрытыми комиссиями в розничном кредитовании, банк «Русский стандарт» был вынужден отказаться от существенной части прибыли, его действия кажутся вполне логичными», – полагает Дмитрий Гребенюк.
В антимонопольном ведомстве сообщили, что рассмотрение дела назначено на 13 августа. Представители антимонопольной службы отметили, что банки регулярно жалуются друг на друга в надзорное ведомство, однако ранее дела не получали публичную огласку.