Муниципалитетам Челябинской области будут выделять субсидии за сокращение расходов на чиновников. В ближайшее время в одном из поселков региона будет проведен эксперимент по оптимизации расходов на содержание административного аппарата: на каждый сэкономленный рубль область будет давать по три рубля на развитие и благоустройство. Об этом в понедельник сообщил первый вице-губернатор Олег Грачев. Эксперты поясняют, это вынужденный шаг региональной власти, но, по сути, он является нарушением конституционных прав жителей муниципалитетов.
Планируется, что пока показательный эксперимент будет проведен только в одном муниципальном образовании. По информации ряда СМИ, выбор пал на Карталы. Однако эта информация пока не подтверждена официально. Как отметил Олег Грачев, в некоторых поселениях на содержание чиновничьего аппарата тратится 50-70% собственных доходов. «Есть примеры, где при собственном доходе в 300 тысяч рублей в год на содержание чиновников уходит 1,7 млн рублей», – сказал вице-губернатор. Такой подход, по мнению властей, совершенно неприемлем, учитывая плачевное состояние областного бюджета. Еще в начале августа губернатор Михаил Юревич сообщил, что затраты на содержание администраций не должны превышать 5% собственных средств высокодоходных МУП и 10% – дотационных. В противном случае эти районы будут лишены областного финансирования. Олег Грачев поясняет, что при проведении оптимизации увольнять людей необязательно: важно создавать условия для увеличения поступлений в местный бюджет.
Инициатива коснется в основном муниципалитетов, в которых дублируются функции районных и поселенческих уровней, поясняют в пресс-службе региона. Как отметил глава Еманжелинского района Евгений Светлов, в муниципальных образованиях действительно есть резервы для сокращения аппарата. «В нашем районе две администрации – районная и городская – находятся в одном здании и, по сути, дублируют функции друг друга», – говорит Евгений Светлов. Грамотное объединение аппарата, пересмотр полномочий, по его словам, позволит существенно сократить затраты местного бюджета.
Однако, по мнению главы ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области Юрия Гурмана, подход к формированию статьи расходов, предлагаемый губернатором, традиционно применяется в бизнес-управлении и сложно применим к муниципалитетам. Существует множество проблем и факторов, которые необходимо учитывать, считает эксперт. Во-первых, вмешательство региональной власти в определение структуры чиновничьего аппарата и его численности по большому счету является нарушением конституционных прав представителей местной власти. «Сколько сотрудников должно быть у власти, должны определять сами жители поселков. Безусловно, это трудно выполнимо, например в Челябинске, но небольшие поселки могут себе это позволить», – считает Юрий Гурман. Он также добавляет, что даже в европейских странах нет подобных прецедентов. «Это вынужденный шаг власти, – продолжает специалист. – Но, на мой взгляд, нищенское состояние местных бюджетов нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Необходимо пересмотреть межбюджетные отношения муниципалитетов и области, а также расширить налоговую базу».
В Челябинской области, по данным Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области, 271 поселковое образование. Они занимают 90% территории области, на которой проживает почти треть населения. При этом, согласно анализу ассоциации, на них приходится всего 4,2% консолидированного областного бюджета с учетом того, что за поселковым уровнем самоуправления закреплено порядка 50 полномочий. «Имея всего два собственных налога, практически все поселки живут на дотации», – говорит Юрий Гурман. По его мнению, чтобы улучшить положение, необходимо увеличить долю муниципалитетов в консолидированном бюджете до 8-10 млрд рублей, а также увеличить количество дополнительных налоговых институтов. По данным эксперта, в 2011-2012 году всего восемь образований установили такие нормативы, и те, по идее, являются «мелочью». Например, Еманжелинский район установил транспортный налог 50% и 50% на единый вмененный налог, Октябрьский район – 10% налог на НДФЛ, Нязепетровский район – 100% транспортный налог.
Еще один момент, который отметил Юрий Гурман, – неэффективность системы управления многих муниципалитетов. Показателен один пример. В свое время ассоциация проводила совещания в одном из образований по проектированию будущего: были составлены планы, каким жители хотели бы видеть свой район в будущем, и что для этого надо сделать. Через полгода выяснилось, что все остается на прежнем уровне, никакие меры не применяются. Причина в том, что в администрации нет соответствующих кадров, пояснил Юрий Гурман. «Штатные расписания спускаются сверху и на деле не отвечают тем интересам, которые должны лоббироваться. Развитием просто некому заниматься», – добавил специалист.