Бизнес Экономика Владислав Швыркунов, директор страховой компании «ТРАСТ»: «Региональная экспансия находится вне философии нашего бизнеса»

Владислав Швыркунов, директор страховой компании «ТРАСТ»: «Региональная экспансия находится вне философии нашего бизнеса»

В последние годы ландшафт страхового бизнеса в регионе заметно видоизменился: ряды местных игроков заметно поредели в громкой череде отзывов лицензий и сделок по слиянию компаний, зато филиалы...

" src=

В последние годы ландшафт страхового бизнеса в регионе заметно видоизменился: ряды местных игроков заметно поредели в громкой череде отзывов лицензий и сделок по слиянию компаний, зато филиалы московских компаний появляются как грибы после дождя. О проблемах и перспективах развития рынка страховых услуг Челябинска рассказывает директор компании «ТРАСТ» Владислав Швыркунов.

– Владислав Валентинович, на днях страховая компания «ТРАСТ» празднует 15-летний юбилей. Расскажите об истории ее создания.

– Страховая компания «ТРАСТ» была создана в сентябре 1991 года. Это было время поиска альтернативных решений в экономике, в том числе и в страховом бизнесе. Первоначально основным видом страхования было коллективное страхование жизни работников предприятий Челябинска. Постепенно круг клиентов увеличивался, в него вошли многие крупные предприятия города. Сборы платежей по коллективному страхованию жизни динамично росли из года в год. Компания стала одной из крупнейших в городе и в период с 1994 по 1996 год регулярно входила в рейтинг 100 крупнейших страховых компаний России по собираемым платежам и выплатам по страхованию жизни. Из года в год увеличивался уставный капитал и собственные средства компании.

В 1994 году компания получила новую лицензию и значительно расширила перечень видов страхования. В марте 1995 года было принято важное решение – компания стала акционерным обществом. В число акционеров компании вошли крупные банки и предприятия Челябинска, почти все они стали клиентами «ТРАСТа», что позволило компании подняться на новый уровень развития. В мае 1996 года произошла смена приоритетов компании с коллективного страхования жизни на классические виды страхования – личное страхование (жизни, от несчастного случая, медицинское), страхование имущества и ответственности. Произошли существенные изменения и в структуре компании, системе планирования, в оплате труда. Переориентация была успешно проведена и уже к концу 1996 года произошел значительный прирост страховых платежей по классическому страхованию.

В начале 1997 года в связи с созданием новой дочерней страховой компании «ЛИГА» было принято решение о разделении специализаций компаний: «ТРАСТ» стала ориентироваться на имущественные виды страхования, а страховая компания «ЛИГА» – на личное страхование. Также в 1997 году произошло еще одно значимое событие – образована финансовая группа «ТРАСТ», в которую помимо страховой компании «ТРАСТ» вошли страховая компания «ЛИГА», страховая фирма «Полис-Центр» и банк «УРАЛЛИГА». В январе 2002 года сбылась давняя мечта основателей «ТРАСТа» – все фирмы, составляющие финансовую группу, поселились под одной крышей, в новом современном комфортабельном здании. Так воплотилась идея основателя компании и финансовой группы «ТРАСТ» Александра Васильевича Беляева о финансовом супермаркете. Страховые и банковские, аудиторские и лизинговые услуги, услуги по инкассации и охране, туристические и риэлтерские услуги клиенты финансовой группы «ТРАСТ» могут получить, не выходя из здания.

– Какие конкурентные преимущества приобрели страховые компании «ТРАСТ» и «ЛИГА» за счет включенности в структуру финансовой группы «ТРАСТ»?

– Очень серьезные: для решения многих важных бизнес-задач уже нет необходимости искать партнеров на стороне. В то же время считать, что «ТРАСТ» и «ЛИГА» являются карманными страховыми компаниями банка «УРАЛЛИГА», было бы крайне ошибочно. Партнерство страховых компаний, банка, лизинговой компании и других фирм в рамках финансовой группы «ТРАСТ» происходит на паритетной основе. Мы делаем общее дело, руководствуемся в работе едиными принципами и критериями оценки качества, стремимся к одной цели, но вместе с тем сохраняем независимость и самостийность.

– В прессе не раз звучало мнение, что судьба региональных финансовых компаний довольно незавидна: погибнуть под натиском сильных конкурентов или постараться подороже продать им клиентский портфель и бизнес. Разделяете ли вы это суждение?

– Скажем так: это желаемая многими, но невозможная в реальности ситуация. В Челябинске и области есть страховые компании, которые могут составить достойную конкуренцию любым пришлым игрокам, которые рассчитывают на быстрое снятие сливок местного страхового рынка.

– Перед недавним предполагаемым принятием России в ВТО правительство сделало сенсационное заявление о том, что иностранные страховые компании получат право открытия прямых филиалов на территории страны. Существенно ли повлияет приход американских или европейских компаний на ситуацию на отечественном рынке страховых услуг?

– Я, откровенно говоря, думаю об этом очень мало. Региональные страховые компании давно научились выживать в условиях жесткой конкуренции. На мой взгляд, опасность, грозящая российским страховым компаниям после прихода заграничных конкурирующих организаций, непомерно преувеличена. Слишком разные у них интересы, цели и круг клиентов.

– Как размежевались финансовые интересы и круг клиентов между двумя страховыми компаниями финансовой группы «ТРАСТ»?

– На сегодняшний день приоритетной задачей является развитие клиентской базы и укрепление конкурентных позиций компании «ТРАСТ». На майском собрании акционеров финансовой группы было утверждено решение увеличить уставной капитал до необходимой отметки в 39 миллионов рублей. Компания работает на местном рынке страховых услуг уже пятнадцать лет и сегодня имеет лицензии на осуществление 38 видов страхования, предлагая гражданам и предприятиям всех форм собственности широкий спектр страховых услуг. «ЛИГА» – это компания-спутник, ориентированная в данный момент на оказание услуг добровольного медицинского страхования. В отдаленной перспективе она будет позиционироваться и в сегменте долгосрочного накопительного страхования жизни.

– Почему вы не развиваете этот бизнес уже сейчас? После принятия положения об обязательном отделении накопительного страхования жизни от других видов страховых операций многие федеральные компании, в том числе и Росгосстрах, Ингосстрах, РОСНО, объявили о создании и выводе на рынок специализированных дочерних структур. Не лучше ли заблаговременно застолбить свободную нишу?

– Финансовые кризисы последних лет убедили население не доверять свои сбережения финансовым структурам. Чтобы преодолеть этот барьер недоверия, понадобится не менее десятка лет спокойной размеренной жизни и стабильного роста экономики и благосостояния населения. Я не могу заставлять страховых представителей убеждать клиентов приобретать страховой продукт, в экономическую целесообразность которого я сам не верю.

– Каковы сегодня стратегия и клиентская политика компании «ТРАСТ»?

– В приоритетах – активное развитие розничного направления бизнеса. Сегодня компания «ТРАСТ» способна удовлетворить запросы любого клиента. Люди, которые не могут похвастаться высоким уровнем заработка, оформляют полисы добровольного медицинского страхования, чтобы обезопасить себя и свою семью в случае, если они окажутся временно нетрудоспособны. Состоятельные клиенты страхуют имущество и автотранспорт. И, конечно, одним из ключевых предложений компании является полис обязательного страхования автогражданской ответственности.

– Как известно, именно ОСАГО привело на грань убыточности многие страховые компании…

– Действительно, высокая убыточность по ОСАГО привела к банкротству многие страховые компании, которые не сумели правильно рассчитать возникающие риски. Мы умеем заниматься этим ремеслом. Сегодня «ТРАСТ» без преувеличения – одна из лучших компаний, оказывающих услуги обязательного страхования автогражданской ответственности не только в Челябинской области, но и в стране.

– Приходилось ли вам сталкиваться со случаями страхового мошенничества?

– Да, с каждым годом их становится все больше, но мы уже научились мгновенно и безошибочно выявлять страховые аферы и эффективно бороться с нарушителями в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами и крупными местными страховыми компаниями. Для борьбы с мошенниками в компании создан специальный превентивный отдел, всяческое содействие оказывает и служба аварийных комиссаров страховой компании.

– По каким видам страхования динамика сборов премий показывает наибольший рост?

– Наиболее активно сегодня развиваются сегменты добровольного страхования автотранспорта и имущества. Постепенно люди начинают понимать важность и необходимость и страхования от несчастного случая. Полис страхования от несчастного случая должен быть в каждой семье, хотя бы один – у основного кормильца, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств жизненный уровень семьи не упал. А то ведь как часто бывает – автомобиль застрахован на 2 миллиона, а жизнь его владельца – в лучшем случае на 100-200 тысяч рублей. При определении суммы страхового покрытия разумнее всего ориентироваться на доход за пять лет – этого срока достаточно, чтобы семья пережила тяжелый этап, связанный с безвременным уходом или тяжелой болезнью кормильца, и адаптировалась к новым условиям жизни.

– В последние годы эксперты отмечают повышение спроса на добровольные виды страхования автотранспорта: КАСКО и ДАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности). Как вы думаете, с чем это связано?

– На дорогах Челябинска появляется все больше дорогих автомобилей престижных марок. Если происходит авария, максимальная сумма страхового покрытия, определенная российским законодательством для обязательного страхования автогражданской ответственности, далеко не всегда совпадает с реальным размером ущерба. Недавно произошло ДДП: столкнулись «ВАЗ – 2106» и дорогая иномарка. Виновником признан водитель отечественного автомобиля. Страховая выплата по полису ОСАГО составила максимально возможную сумму – 120 тысяч рублей, а ущерб, причиненный иномарке, был оценен в 400 тысяч рублей. То есть 280 тысяч рублей владелец автомобиля «ВАЗ – 2106» должен будет возместить из собственного кармана. Поэтому сегодня специалисты нашей компании советуют в дополнение к полису ОСАГО приобрести полис добровольного страхования автогражданской ответственности, позволяющий повысить сумму страхового возмещения до 500 тысяч рублей. Это поможет избежать возможных незапланированных финансовых потерь, связанных с урегулированием нанесенного ущерба. А полис КАСКО компенсирует ущерб автовладельца, если виновником аварии окажется он сам.

Кроме того, страховая компания «ТРАСТ» предлагает услуги по страхованию водителя и пассажиров от несчастного случая. Также мы производим страхование дополнительного оборудования автотранспортного средства без ограничения страховой суммы в пределах 20 % от страховой стоимости автомобиля. Удобно, что договор страхования может быть заключен на необходимый клиенту срок, начиная с одного месяца. Тарифы при страховании автотранспортных средств зависят от технического состояния автомобиля, интенсивности его эксплуатации, водительского стажа владельца. Базовые тарифы таковы: отечественные легковые автомобили – от 3 % реальной стоимости, грузовые – от 1,5 %; легковые автомобили иностранного производства – от 5,65 %, грузовые – от 2,79 %. Спецтехника – от 1,26 %. Применение франшизы значительно снижает стоимость страхового полиса.

– Приходилось ли вам сталкиваться с недобросовестной конкуренцией?

– Да, нечестная конкурентная борьба, развязанная компаниями, недавно зашедшими в регион, чаще всего выливается в демпинговые войны. Многие автовладельцы, клюнувшие на заниженную стоимость страхового полиса, впоследствии приобрели негативный опыт взаимодействия со страховой компанией. Время дикого рынка прошло. Сегодня наиболее веским аргументом в пользу той или иной страховой компании становятся уже не демпинговые тарифы, а надежность, репутация компании и качество обслуживания клиентов. Компания «ТРАСТ» бесплатно предлагает своим клиентам, заключившим договоры страхования автотранспортного средства, квалифицированные услуги юристов, экспертное определение стоимости транспортного средства с учетом его технического состояния, круглосуточный выезд аварийного комиссара на место аварии.

– Расскажите об условиях программы страхования грузов.

– Страховая компания «ТРАСТ» предлагает программы страхования грузов: с ответственностью за все риски или за частную аварию, либо без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Могут быть застрахованы грузы, отправляемые в любую точку мира, за исключением районов боевых действий. Полис может быть оформлен как на русском, так и на иностранном языке. Застраховать можно все грузы, перевозимые наземным, воздушным, морским или речным видами транспорта. В страховую сумму кроме стоимости груза клиент по желанию может включить и транспортные расходы. Удобно, что договор страхования груза может быть заключен как на разовую перевозку, так и на многократные перевозки в течение периода страхования – в этом случае клиент получает генеральный полис. Период страховой ответственности наступает с момента, когда груз взят со склада в пункте отправления, и заканчивается в момент прибытия груза в пункт назначения, включая перегрузки и хранение на складах в пунктах перевалки. Базовые тарифы при страховании грузов – от 0,2 %, в зависимости от типа и технического состояния перевозочного средства, вида товара, его свойств, условий перевозки. Как и в автостраховании, применение франшизы значительно снижает стоимость страхования.

– Наиболее ценным имуществом для любого человека, без сомнения, является его дом. Какие программы его страховой защиты существуют в «ТРАСТе»?

– Страхование имущества граждан – это постоянно развивающийся, перспективный сегмент страхования. Сегодня от затопления, последствий аварий коммунальных сетей, пожара, взрыва бытового газа или взлома можно застраховать и коттедж, и городскую квартиру, и даже отдельную комнату. Кроме того, страховое покрытие по желанию клиента может распространяться на предметы домашней обстановки, бытовую, аудио- и видеотехнику, спортивный и охотничий инвентарь, изделия из драгоценных металлов и произведения искусства. Дополнительно наши клиенты могут застраховать гражданскую ответственность за неумышленное нанесение вреда имуществу соседей. Базовые тарифы при страховании квартиры, отделки помещений или мебели составляют от 0,5 %, иного имущества – от 0,6 %, коттеджа, дачи или жилого дома, то есть отдельно стоящего строения, – от 0,4 %. Страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц – от 0,6 %.

– Многие страховые компании сегодня испытывают острую нехватку квалифицированных сотрудников.

– Действительно, кадровый вопрос сегодня стоит очень остро. Страховой бизнес довольно специфичен, людей, которые могут успешно продавать страховые полисы, на самом деле не так уж и много. Подавляющее большинство наших сотрудников – зрелые, состоявшиеся специалисты. Конечно, мы заинтересованы в привлечении молодых специалистов, в компании регулярно работает школа страхового представителя, и использовать свой шанс овладеть этим нелегким ремеслом могут все желающие. Если бы я назвал размер заработной платы наших лучших сотрудников, на следующий день у дверей компании собралась бы целая толпа соискателей. Однако новичкам надеяться на быстрый результат не стоит. Продавать страховые услуги гораздо труднее, чем какие бы то ни было: они отсрочены во времени, уровень осведомленности населения, как и степень доверия финансовым структурам, невысоки – так что убедить потенциального клиента в необходимости страхования бывает непросто.

– В последние годы Росстрахнадзор развернул активную борьбу за чистоту рынка страховых услуг. Как вы оцениваете ее эффективность и последствия?

– В начале 90-х в стране резко изменилась общественная формация, частные фирмы, в том числе и банки, страховые компании стали появляться как грибы после дождя. Последствия стремительного образования практически неконтролируемого финансового рынка надзорные органы пытаются устранить до сих пор.

Пока предпринимаемые чиновниками Росстрахнадзора меры приводят лишь к сокращению числа страховых компаний. Это именно планомерное насильственное уменьшение количества игроков, а не контроль качества страхового бизнеса в стране. Яркий пример – судьба челябинской страховой компании «Полис-Центр», которую я возглавлял на протяжении семи лет, вплоть до ее закрытия. Основанная в 1993 году, она сначала входила в структуру холдинга «Ариант», затем в группу компаний «Мизар», а в 1997 году влилась в структуру финансовой группы «ТРАСТ». По исключительно формальному признаку – несоответствию уставного капитала необходимой норме – у надежной региональной компании в 2004 году решением Россстрахнадзора была отозвана лицензия. Конечно, это вызвало большую шумиху в прессе. На протяжении последующего года страховая компания не занималась сбором премий, но продолжала выполнять обязательства по действующим договорам страхования и выплате заработной платы сотрудникам, не инициируя процедуру банкротства. И эта тяжелая, неблагодарная работа так и осталась вне зоны общественного внимания. Хотя я сомневаюсь, чтобы все компании-гранды из первой десятки рейтинга по размерам собранных премий смогли бы поступить в случае отзыва лицензии так же. Напротив, педантичное исполнение обязательств перед клиентами свойственно именно местному, региональному бизнесу. Кстати, компания «Полис-Центр» существует в рамках финансовой группы «ТРАСТ» и поныне, но, конечно, уже не занимается страховой деятельностью.

– Сегодня появилось множество версий рейтингов страховых компаний. По каким признакам, на ваш взгляд, можно судить об эффективности работы страховой компании?

– Основными показателями успешности, на мой взгляд, являются эффективность страховых операций, динамика не резкого, но стабильного роста доходности и резервов.

– Каковы планы дальнейшего развития компании «ТРАСТ»?

– В ближайшие годы мы сконцентрируемся на розничном направлении бизнеса, будем расширять сеть представительств компании в Челябинске и городах области, стремясь удерживать лидерские позиции в наиболее перспективных сегментах местного рынка страховых услуг. За границы региона по крайней мере в ближайшие 10 лет выходить не планируем: не то, чтобы выход на федеральный уровень был нам не по зубам, просто это находится вне философии нашего бизнеса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления