Бизнес Экономика Андрей Ненашев, директор челябинского филиала СК «Прогресс-Гарант»: «Сэкономив на стоимости страхового полиса, готовьтесь потратиться на адвоката»

Андрей Ненашев, директор челябинского филиала СК «Прогресс-Гарант»: «Сэкономив на стоимости страхового полиса, готовьтесь потратиться на адвоката»

С именем Андрея Ненашева связано несколько важных событий на страховом рынке Челябинской области. Во-первых, появление медицинской страховой компании «Мега», которая в рекордно сжатые сроки выбилась в ряды лидеров местного рынка обязательного медицинского

" src=

С именем Андрея Ненашева связано несколько важных событий на страховом рынке Челябинской области. Во-первых, появление медицинской страховой компании «Мега», которая в рекордно сжатые сроки выбилась в ряды лидеров местного рынка обязательного медицинского страхования. Во-вторых, именно он стал инициатором открытия в Челябинске в разгар финансового кризиса 1998 года филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия», которая сегодня также занимает заметные позиции на местном рынке страховых услуг. Два года назад Андрей Ненашев возглавил представительство никому в Челябинске не известной страховой компании «Прогресс-Гарант». О своем видении важнейших тенденций, угрожающих предпосылок и перспективы развития страхового рынка он рассказал в интервью сайту ChelFin.ru.

– Андрей Владимирович, расскажите в общих чертах о деятельности и достижениях страховой компании «Прогресс-Гарант».

– Страховая компания «Прогресс-Гарант» создана в декабре 1994 года, входит в страховую группу «Прогресс», объединяющую компании, специализирующиеся на предоставлении страховых услуг и медицинской поддержки. Оплаченный уставный капитал компании «Прогресс-Гарант» составляет 400 миллионов рублей. Сегодня «Прогресс-Гарант» – это крупная универсальная страховая компания, имеющая право заключать договоры по 72 видам страхования, с разветвленной сетью филиалов и представительств по всей территории страны – офисы компании открыты в 47 городах России. Приоритетными направлениями деятельности являются страхование имущества, автотранспорта, грузов, морских рисков, добровольное медицинское страхование. На сегодняшний день клиентами СГ «Прогресс» являются около 500 тысяч частных лиц и порядка десяти тысяч предприятий различных отраслей промышленности и сферы услуг. Организация активно участвует в жизни страхового общества и является членом многих отраслевых и профессиональных ассоциаций: Всероссийский союз страховщиков; Российский союз автостраховщиков; Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса Российской Федерации; Ассоциация международных автомобильных перевозчиков; Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков; Ассоциация промышленных предприятий речного флота; Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта; Межрегиональный союз медицинских страховщиков и других.

– Насколько мне известно, компания перешла на международные стандарты финансовой отчетности и имеет международный рейтинг. Что это дает страхователям?

– Действительно, «Прогресс-Гарант» – одна из немногих российских страховых компаний, которая имеет высокий международный рейтинг надежности. В августе прошлого года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило компании рейтинг финансовой устойчивости эмитента по международной шкале на уровне «B-» и рейтинг финансовой устойчивости по национальной шкале на уровне «BB+(rus)», прогноз рейтингов – «стабильный». Присвоение международного рейтинга компанией, входящей в мировую четверку ведущих рейтинговых агентств, является авторитетным и независимым признанием как стабильного развития компании, так и соответствия всех принятых в компании процедур их международным аналогам. В 2002 году организация перешла на международные стандарты финансовой отчетности, официальным аудитором является компания Ernst&Young. Деятельность группы отмечена наградами в конкурсе «Бренд годa/EFFIE 2002» в категории «Страхование» и национальной премии «ИТ – лидер 2004».

– Однако в Челябинске название «Прогресс-Гарант» не на слуху. С чем это связано?

– Челябинское представительство Уральского филиала компании, который находится в Екатеринбурге, открылось только два года назад. Имя «Прогресс-Гаранта», действительно, не слишком известно – это связано с тем, что до недавнего времени компания специализировалась на страховании рисков корпоративных клиентов, и лишь два года назад объявила об изменении стратегии и выходе на розничный рынок страховых услуг. Но и сегодня у «Прогресс-Гаранта» значительный портфель по страхованию морских судов, предприятий топливной и энергетической отрасли.

– Статус представительства, наверное, затрудняет процесс прохождения документации и затягивает ожидание выплат по страховым случаям?

– Как правило, да, но только не в нашей компании. Положение представительства в первые несколько лет, на мой взгляд, гораздо удобнее – все расчеты производятся со счета филиала компании в Екатеринбурге, что позволяет нам не бояться выплачивать страховые возмещения, даже превышающие сумму сборов. Представительство может даже позволить себе быть планово убыточным несколько лет после открытия, пока не сформируется собственная клиентская база. Как видите, у нас не антуражный офис, нет дорогой мебели, навороченных компьютеров. Хотя многие компании, заходя на новый рынок, заботятся прежде всего о создании респектабельного офиса. Я считаю, что это впустую потраченные деньги – клиенты приезжают в офис компании, только когда нужно урегулировать убытки по страховому случаю, а подавляющее большинство страховых договоров заключается не здесь, а на предприятиях, куда выезжают наши агенты.

– То есть «Прогресс-Гарант» - агентская компания?

– В значительной степени. Страховые услуги невозможно продать по телефону, только при личной встрече. А у населения еще не сформировалось в сознании четкого понимания необходимости страховой защиты имущества, жизни и здоровья близких людей. Конкурентным преимуществом «Прогресс-Гаранта», на мой взгляд, является отсутствие четкой специализации страховых агентов, заточенности на определенные виды страхования. Мы воспитываем универсальных специалистов, которые в имущественном страховании знают все рифы и подводные камни, и на страховании от несчастного случая собаку съели. Это позволяет им при общении с клиентом предложить уникальный пакет страховых услуг, который будет соответствовать его индивидуальным потребностям и запросам. Как правило, в страховых компаниях для агентов созданы «лейтенантские курсы» – в течение полутора недель новичку объяснят условия заключения договоров по четырем-пяти базовым видам страхования и методику расчета страховых тарифов. Мы готовим не счетоводов, а продавцов, которые понимают потребности клиента и могут предложить ему целый перечень интересных и нужных страховых программ. Процесс обучения новых агентов в «Прогресс-Гаранте» формально длится месяц, а на самом деле – занимает не один год. Я сам выезжаю с новичками на встречи с клиентами и провожу «мастер-класс» в полевых условиях. Надо сказать, что первый год работы страхового агента – самый сложный, при этом первые шесть месяцев – невыносимые, а первые три – просто ужасные. Выдержать испытание могут только самые стойкие и целеустремленные. Но хороший страховой агент получает действительно достойный заработок.

– Расскажите пожалуйста, а как вы сами пришли в страховой бизнес?

– По образованию я врач, хирург. И страховой агент, и врач должны быть хорошими психологами, быстро находить личный контакт с любым человеком, уметь преодолевать барьер недоверия и холодности. Без этого убедить человека приобрести страховой полис просто невозможно, в страховом бизнесе все держится на взаимном доверии. Когда в стране начали появляться первые коммерческие страховые компании, я пришел на работу в челябинскую компанию «Вита-Полис», занимался страхованием имущества, залогов. Затем перешел на службу в областной Фонд обязательного медицинского страхования, позже принял предложение стать генеральным директором вновь создаваемой страховой медицинской компании «Мега». Она вышла на местный рынок обязательного медицинского страхования одной из последних, но за год работы стала третьей в Челябинске и четвертой в области по размерам сбора страховых премий из действующих 12 страховых компаний. Вскоре стало ясно, что предоставление только одного вида страхования – слишком узкая специализация, провели переговоры с «РЕСО-Гарантия» - крупной и при этом независимой страховой компанией, имеющей лицензии на оказание полного спектра страховых услуг. К дефолту 1998 года созрело желание открыть филиал «РЕСО-Гарантии» в Челябинске – в тот момент, когда народ пытался выбить деньги из банков, мы работали на отдаленную перспективу. Конечно, поначалу приходилось очень тяжело. Тем не менее, филиал начал развиваться, появились крупные корпоративные клиенты, из года в год увеличивались клиентская база и сборы.

– Почему же вы решили сменить место работы, развивать «с нуля» представительство неизвестной в Челябинске компании?

– Есть такое мнение – каждые шесть лет надо менять место работы, чтобы не растерять профессионализм. Предложений поступало много. Заинтересовала возможность открыть представительство крупной страховой компании, которая придерживается разумного и сдержанного подхода к распределению рисков. Сегодня у многих страховых компаний, как у федеральных, так и у региональных, наблюдается сильный перекос страхового портфеля в сторону ОСАГО – до 40–50 %. В результате доля реального страхования значительно снижается, что неминуемо негативно отражается на характере страховых выплат. У «Прогресс-Гаранта» – сбалансированный портфель по видам страхования, в компании придерживаются разумного правила: не складывать все яйца в одну корзину. Ни один из сегментов не занимает в общей структуре сборов премий свыше 30 %. Компания стабильно находится в третьей десятке в рейтинге по сборам, включающем чуть меньше тысячи зарегистрированных на территории страны страховых компаний, – а это дорогого стоит.

– Как бы вы оценили уровень конкуренции на челябинском рынке страховых услуг?

– Лет пять-шесть назад срабатывал административный фактор, а сейчас многие руководители начинают, наконец, смотреть на финансовую надежность компании, на такие показатели, как уставной капитал, сборы. Но по-прежнему первый вопрос, который задает клиент после предложения застраховаться: «А сколько это будет стоить?». Это неправильно, потому что во главу угла при выборе страховой компании должен ставиться не размер страхового тарифа, а качество сервиса, возможность получить наиболее широкий и при этом идеально подходящий конкретному бизнесу или человеку набор услуг, а также гарантии своевременной и полной выплаты страхового покрытия. Ни у кого почему-то не вызывает сомнения тот факт, что качественную сырокопченую колбасу нельзя в магазине купить по цене ливерной. Но при этом все стараются выгадать лишний рубль при оформлении страхового полиса, не понимая того, что искусственное и явное занижение страхового тарифа косвенно свидетельствует о том, что в компании не все благополучно с выплатами по действующим договорам, и чтобы выплатить страховое возмещение, она стремится привлечь деньги новых клиентов. Так что, сэкономив на полисе, готовьтесь потратиться на адвоката, который будет защищать ваши интересы в суде.

– Какие услуги страховых компаний сегодня наиболее востребованы?

– Если смотреть по динамике сборов, больше всего средств привлекается за счет обязательного страхования автогражданской ответственности, добровольного страхования автомобиля от угона и ущерба, страхования имущества предприятий. Перечень видов страхования включает более десятки наименований, а население и, что самое печальное, руководители компаний и предприятий, знают лишь о наиболее распространенных программах. С советских времен многое изменилось и сегодня есть масса видов страхования, которые способны дать ощутимую поддержку бизнесу в сложных ситуациях. К примеру, наряду со страхованием имущества предприятия по традиционным рискам, можно защититься на случай перерыва в производстве. Представим себе такую ситуацию: у фирмы, занимающейся производством корпусной мебели, сгорел столярный цех. Чтобы выстроить новое помещение, закупить и установить оборудование, понадобится не месяц и не два. При этом неработающее де-факто предприятие должно будет во время вынужденного простоя по-прежнему осуществлять выплату налоговых отчислений, заработной платы сотрудникам… В случае, если риск был застрахован, это ляжет на плечи страховой компании.

Огромный рынок – страхование ответственности предприятий. Во всех супермаркетах города продаются готовые салаты, кремовые торты и другая скоропортящаяся продукция. Страхование ответственности позволит решить проблемы с поставщиками без споров и конфликтов, минимизировать расходы на списание испортившейся продукции.

Сегодня во многих городах в рамках национальной программы строительства доступного жилья как грибы вырастают многоэтажки. При этом свободных площадок в Челябинске практически нет, большинство новых домов возводятся в границах существующих кварталов. Договора страхования ответственности при проведении строительно-монтажных работ не заключила, насколько мне известно, ни одна строительная компания Челябинска. Мне известен случай, когда дети, играя около стройки, убрали предупредительное ограждение, и в канаву, прорытую для укладки коммуникаций, упала дорогая иномарка. Немногие строительные компании заключили договоры страхования от несчастного случая на производстве. А это значит, что если на стройке с рабочим произойдет несчастный случай, его семье не придется рассчитывать на компенсацию. Востребованным корпоративное страхование от несчастного случая на производстве должно было бы быть, по идее, у частных охранных предприятий. Хотя профессия считается опасной, страховой тариф не слишком высок – при взносе 57 рублей компенсация за вред, нанесенный здоровью, составит 10 тысяч рублей. Но пока это тоже неразработанная ниша.

– Какие виды страхования, на ваш взгляд, пока также недооценены?

– Перспективный рынок – страхование маломерных судов. Южный Урал – озерный край, на Тургояке и Смолино ежегодно проходят регаты. Общество охотников также многочисленно, так что возможности для страхования очень широкие.

Большие надежды многие компании возлагают на принятие законопроекта об обязательном страховании особо опасных объектов. У «Прогресс-Гаранта» имеется большой опыт и ресурсы для страхования крупных промышленных объектов.

Финансовые показатели страховой компании «Прогресс-Гарант»:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления