Бизнес Экономика Каким видят страховой рынок лидеры?

Каким видят страховой рынок лидеры?

Недавно в Москве прошел первый международный форум «Будущее страхового рынка: мнение лидеров», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА». Различные аспекты регулирования и стимулирования страховой деятельности обсудили представители крупнейших ст

" src=

Недавно в Москве прошел первый международный форум «Будущее страхового рынка: мнение лидеров», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА». Различные аспекты регулирования и стимулирования страховой деятельности обсудили представители крупнейших страховых компаний страны, оказывающих значительное влияние на формирование конкурентной среды и правового пространства страховой отрасли.

Рынок страхования современной России существует уже более пятнадцати лет. За это время российские страховые компании прошли большой путь, который был наполнен драматическими переменами. Сейчас как никогда страховая отрасль нуждается во внятной долгосрочной стратегии развития, для создания которой необходим широкий обмен мнениями между ведущими участниками рынка, представителями государственной власти и независимыми аналитиками.

«Внешняя среда чрезвычайно благоприятна для страховых компаний: резко возрастает доля населения с достаточно высоким уровнем дохода – от 8000 рублей в месяц на каждого члена семьи, вместе с тем, столь же быстрыми темпами сокращается прослойка людей с ежемесячным доходом до 2500 рублей, – говорит руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. – Потенциальный рост платежеспособности населения обуславливает значительную динамику прироста страховых премий, особенно в сегменте добровольного автострахования, страхования жилой недвижимости».

По словам Ильи Ломакина-Румянцева, в последние годы динамичный рост наблюдается и в сегменте долгосрочного страхования жизни, очистившегося от серых схем по минимизации налогообложения. Примечательно, что если прежде реальное страхование жизни развивалось преимущественно за счет Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас заметную динамику роста сборов премий показывают и регионы – в особенности Уральский, Приволжский, Северо-Западный округа.

Участники страхового рынка не разделяют оптимистичного видения сегодняшних реалий страхового бизнеса. «Если прежде страхование не являлось финансовой сферой, а было, скорее, способом дополнительных доходов отдельных юридических и физических лиц, то сегодня заметны реальные изменения в идеологии страхового бизнеса. – утверждает генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев. – Однако за прошедшие пятнадцать лет свободного рынка страхованию не удалось занять должного места в народном хозяйстве России. Сегодня расходы на страхование находятся в самом конце списка в бюджете любой семьи – после покупки стиральных машин, путешествий и прочего».

По словам генерального директора ИК «Генезис Капитал», советника президента Всероссийского союза страховщиков Виктора Юна, сегодня необходимо уделить приоритетное внимание развитию ряда важных для общества и национальной экономики видов страхования – прежде всего, ипотечного страхования, экспортно-импортного страхования, страхования сельхозпроизводителей и особо опасных объектов. Сегодня многие социально-значимые виды страхования не слишком привлекательны для страховых компаний, не обладающих необходимой статистической базой и достаточным опытом работы в данных отраслях и не рискующих развивать новые виды страхования в виду отсутствия обученных специалистов и перестраховочной поддержки.

По мнению Виктора Юна, дальнейшему развитию страхового рынка в России препятствует его крайняя недокапитализация. Конкретными шагами, предпринятыми российским правительством с целью повышения капитализации страховой отрасли, по мнению эксперта, могли бы стать закрепление разрешения страховым компаниям принимать в покрытие собственных средств акции страховых компаний, отвечающих определенным требованиям, уточнение порядка использования заемных средств для инвестиций в уставные капиталы страховых компаний, разрешение использования субординированных кредитов в качестве собственных средств страховых компаний, а также отмена разрешительного порядка для притока иностранных инвестиций в капитал отечественных страховых компаний.

По мнению заместителя председателя правления страховой группы «СОГАЗ» Мартины Рихтер, российский рынок страховых услуг весьма привлекателен для иностранных финансовых структур. «В чужой стране начинать бизнес с нуля не слишком перспективно, поэтому зарубежные страховые компании, заинтересованные в присутствии на российском рынке страховых услуг, предпочитают частично или полностью приобретать местные компании», – отмечает она.

Значительную угрозу для страхового рынка страны, по мнению Ильи Ломакина-Румянцева, представляют недобросовестные методы конкурентной борьбы – так, значительная часть российских страховых компаний, по словам руководителя надзорного ведомства, злоупотребляет демпингом – снижением страховых тарифов, повышением комиссионных вознаграждений агентами.

«Сегодня компании озабочены прежде всего тем, чтобы получить максимальную прибыль сейчас, не заботясь о том, к чему это приведет в течение двух-трех лет, – отмечает Илья Ломакин-Румянцев. – Более того, на рынке существуют компании, созданные исключительно для сбора денег, всеми мыслимыми и немыслимыми способами уклоняющиеся от выплаты возмещений по страховым случаям. Ряд компаний, придерживающихся таких принципов, уже лишился лицензий, думаю, до конца года рынок недосчитается еще нескольких».

«Демпинг – это болезнь сегодняшнего российского рынка страховых услуг, – говорит Александр Григорьев. – Складывается ощущение, что многие страховые компании даже понятия не имеют об актуарном расчете – просто предлагают тарифы ниже, чем у конкурентов. И это при том, что на фоне всеобщего подорожания и высокой инфляции страховые тарифы в последние два года не повышались, поэтому сегодня маржа страховых компаний снижается достаточно серьезно».

Российский союз автостраховщиков совместно с антимонопольной службой выявил тенденцию занижения стоимости полиса на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности, где размер страховых тарифов жестко фиксирован на законодательном уровне. В дальнейшем надзорные органы намерены проводить регулярный мониторинг тарифов и по другим видам страхования.

«Маленьких страховых компаний не должно быть, они не способны в полной мере отвечать по обязательствам, только успешная компания с достаточным уровнем капитала в состоянии выплачивать возмещения по всем заявленным страховым случаям, – заявляет Александр Григорьев. – Страховой бизнес строится на доверии, клиент должен видеть размеры бизнеса. Размер имеет значение».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления