RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

6 м/c,

с-в.

745мм 57%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Экономика Нездоровая конкуренция на поле ОМС

Нездоровая конкуренция на поле ОМС

Итоги очередного тендера на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Челябинской области вновь будут оспорены в зале суда. В 90-е годы на рынке медицинского страхования региона присутствовали десятки страховых

" src=

Итоги очередного тендера на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Челябинской области вновь будут оспорены в зале суда.

В 90-е годы на рынке медицинского страхования региона присутствовали десятки страховых компаний, учрежденных независимыми предпринимателями или крупными промышленными предприятиями, нередко при участии администраций городов области. Как правило, данная принадлежность и определяла масштаб бизнеса и судьбу страховой компании.

Сфера обязательного медицинского страхования ни тогда, ни сейчас не отличалась высокими показателями доходности, потому большинство местных страховых медицинских компаний так и не дожили до нового тысячелетия, потеряв лицензию из-за проведения серых налогосберегающих схем, пав жертвой финансового кризиса или сделок по слиянию и поглощению, некоторые были вынуждены осваивать смежные сферы страхования или полностью сменили специализацию. Так, созданные крупными челябинскими промышленными предприятиями «Уралтрэк-Инвест» и «АмеСК», а также входящая в финансовый холдинг «Траст» компания «Лига» со временем преобразовались в универсальные страховые компании.

Кардинальные изменения на рынке медицинского страхования региона произошли в 2005 году. Магнитогорская страховая медицинская компания «Астра-Металл», представляющая интересы страхового пула, была признана победителем конкурса на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Челябинской области, численность которого на тот момент составляла 1,8 млн человек. Страховые компании, также принимавшие участие в тендере, неоднократно пытались оспорить решение конкурсной комиссии в суде, заявляя, что результаты конкурса должны быть пересмотрены, так как страховой пул, объединивший компании «Астра-Металл», «СКМ», «СКМ-Регион», «Равис-МеСК», «Данко-Мед» и «МедАСК», не может выступать в качестве единого юридического лица. При этом компания «СКМ» в принципе не занималась обязательным медицинским страхованием граждан.

Заместитель губернатора Челябинской области Роман Панов, до недавнего времени занимавший должность директора Фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области, до осени 2005 года возглавлял совет директоров страховой компании «Астра-Металл», что также позволило оставшимся не у дел страховым компаниям предположить, что решение конкурсной комиссии было пролоббировано. Пока длились судебные разбирательства, итоги тендера были пересмотрены, и единственной страховой компанией, получившей право на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения области, оказалась «Астра-Металл», хотя имелись и более сильные игроки. На 1 марта 2005 доля компании в сегменте обязательного медицинского страхования неработающего населения составляла 12%. Компания входила в тройку лидеров, уступая лишь компаниям «Южный Урал» с долей 24% и «Альфа», застраховавшей 23% неработающего населения области. Всего же услуги медицинского страхования в регионе в то время оказывали 10 компаний.

Не обладая собственной развитой сетью в городах Южного Урала, компания заключила агентские договоры с местным филиалом компании «Ингосстрах-М», которая вскоре приобрела одного из прежних лидеров местного рынка медицинского страхования – компанию «Альфа», и филиалом пермской страховой компании «УРАЛ-АИЛ-Мед». Победа в тендере, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, увеличила долю компании «Астра-Металл» в совокупном объеме сборов премий в сегменте обязательного медицинского страхования до 76,89%.

Кроме того, в следующем году «Астра-Металл», не получив разрешения антимонопольного ведомства на прямое приобретение нескольких челябинских страховых медицинских компаний, приступила к методичной скупке портфелей конкурирующих страховых организаций, став к 2007 году безусловным монополистом в сегменте медицинского страхования на Южном Урале с долей в 91,37% в совокупной объеме страховых премий по ОМС на территории области.

Сборы страховых премий в сегменте обязательного страхования на территории Челябинской области по итогам 9 месяцев 2007 года

Источник: Федеральная служба страхового надзора

В декабре прошлого года состоялся очередной тендер на право страхования неработающего населения Челябинской области, численность которого составляет на сегодняшний день около 2,1 млн человек, на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года. Сумма страховых взносов по государственному контракту составляет 10 132 300 000 рублей. Заявку на участие в конкурсе подала лишь одна компания – «Астра-Металл». Согласно правилам проведения тендеров, это дает основание признать конкурс несостоявшимся, но в случае, если предложенные компанией условия сотрудничества устраивают заказчика, контракт все же заключается.

«После ознакомления с конкурсной документацией стало очевидно, что тендер ориентирован на одну страховую компанию, шансов на победу у других участников рынка медицинского страхования просто нет, – говорит директор филиала медицинской страховой компании «Газпроммедстрах» в Екатеринбурге Лариса Заварзина. – Участвовать в конкурсе, исход которого был заранее предопределен, мы посчитали нецелесообразным, и, не дожидаясь оглашения итогов тендера, подали жалобу в антимонопольную службу».

По заключению УФАС по Челябинской области, при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения области были допущены нарушения законодательства о размещении заказов. По данным министерства здравоохранения Челябинской области, численность неработающего населения в регионе составляет чуть более 50% общего числа жителей области. Страховая медицинская организация признается занимающей доминирующее положение на рынке ОМС, если ее доля превышает 20%. Таким образом, выставление права на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения области единым лотом заведомо обусловливает превышение всех установленных антимонопольным законодательством пределов доминирования.

«Фактически страховая компания «Астра-Металл» была единственным претендентом на победу в тендере, поскольку возможность участия других игроков рынка была ограничена неоправданно жесткими условиями отбора», – считает начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Влада Ливончик.

Так, в конкурсной документации в качестве обязательных требований к страховым медицинским организациям были установлены: организация бесплатной телефонной диспетчерской службы по приему обращений граждан и предоставление каждому застрахованному памятки о его правах и обязанностях страховой компании по их защите. Согласно действующему законодательству, каждая страховая компания вправе выбирать различные способы работы с застрахованными лицами и способы доведения необходимой информации. Кроме того, в результате проведения конкурса на страхования всего неработающего населения области единым лотом, участникам тендера выставлено требование об обеспечении заявки в размере более 25 млн рублей и об обеспечении контракта в размере более 1 млрд рублей, что сделало невозможным участие в конкурсе некрупных компаний.

«Здоровая конкуренция необходима в любом сегменте бизнеса, и сфера обязательного медицинского страхования – не исключение: если рынок полностью контролирует одна компания, у нее нет стимула для улучшения качества сервиса», – уверен начальник управления регионального развития медицинской страховой компании «Газпроммедстрах» Игорь Артемьев.

По мнению Игоря Артемьева, право на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения может стать хорошим фундаментом для закрепления компании в регионе. При этом, как считает Игорь Артемьев, обладать широкой сетью офисов и опытом работы на данной территории для участия в конкурсе совсем необязательно: в случае победы в тендере сильная федеральная компания в состоянии выстроить необходимую сеть в течение месяца – во всяком случае, в истории компании «Газпроммедстрах» были случаи, когда компания одерживала победу в тендере на право страхования неработающего населения в регионах, где прежде даже не имелось собственных подразделений, и успешно справлялась с поставленной задачей.

Комментируя сложившуюся непростую ситуацию, директор страховой медицинской компании «Астра-Металл» Константин Сергеев отметил: «На вопрос, должна ли быть конкуренция в сегменте обязательного медицинского страхования, нет однозначного ответа ни в федеральном законодательстве, ни в жизни: в России есть регионы, где контракт на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения заключила всего одна страховая компания, есть регионы, которые при проведении тендера были разделены по территориальному признаку на 5-12 лотов, а есть и регионы, в которых каждый житель имеет возможность самостоятельно выбирать страховую медицинскую компанию. Каждая из указанных моделей жизнеспособна».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области выпустило предписание конкурсной комиссии с требованием отменить результаты тендера, внести изменения в конкурсную документацию и провести повторную процедуру отбора страховых компаний. В ответ Главное управление материальных ресурсов Челябинской области направило в Арбитражный суд исковое заявление с просьбой приостановить действие предписания. Предварительное судебное заседание назначено на 12 февраля, однако, надеяться на скорое разрешение спора не стоит – дела такого рода могут разбираться в течение полугода.

«На основе договоренности с Министерством здравоохранения до момента повторного проведения тендера финансирование обязательного медицинского страхования неработающего населения Челябинской области будет по-прежнему осуществляться через «Астра-Металл», другого варианта просто нет – людей нельзя оставить без врачебной помощи», – рассказывает Константин Сергеев.

«Конкурс на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения области был проведен в декабре, так что времени на обжалование результатов тендера без острых социальных последствий, по сути, не осталось», – замечает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Сапрыкина.

Антимонопольное ведомство надеется на то, что суд признает правомерность вынесения предписания о признании итогов конкурса недействительными. Как отмечает Наталья Сапрыкина, после принятия Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедура проведения тендеров стала более прозрачной, а расширенные полномочия надзорных органов позволяют применять более резкие, радикальные меры.

Вместе с тем, в сложившейся ситуации только суд разрешит главный спор: имеет ли право заказчик проводить конкурс по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения области единым лотом или должен разбить такой крупный заказ на несколько лотов, обеспечив тем самым потенциальную возможность для развития конкуренции в сфере медицинского страхования.

Фото: Коллаж Юлии Куклевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления