Бизнес Экономика Низкие выплаты по каско и ОСАГО: кто виноват и что делать?

Низкие выплаты по каско и ОСАГО: кто виноват и что делать?

Клиенты страховых компаний все чаще выражают недовольство заниженными выплатами по автострахованию. Одна из наиболее распространенных причин – недобросовестность оценочных компаний, которые зачастую...

" src=

Клиенты страховых компаний все чаще выражают недовольство заниженными выплатами по автострахованию. Одна из наиболее распространенных причин – недобросовестность оценочных компаний, которые зачастую рассчитывают размер убытка исходя из расценок на ремонтные работы и запчасти в московском регионе, тем самым заведомо снижая размеры выплат в среднем на 20-30%. О том, как «вычислить» недобросовестные оценочные компании и как автовладельцы могут оспорить результат проведенной оценки, рассказывает юрист некоммерческого партнерства «Южно-Уральская юридическая компания» Александр Донцов.

Александр Александрович, финансовый кризис так или иначе затронул все отрасли. Как он отразился на страховом бизнесе?

– Финансовый кризис заставил страховые компании жестко контролировать все статьи расходов, что, безусловно, отразилось и на размерах и сроках страховых выплат. В условиях жесткой нехватки средств страховые компании стараются «сэкономить» на проведении выплат, естественно, оставаясь формально чистыми перед законом. В большинстве случаев занижение размера выплат производится при участии оценочных организаций. По сути, страховщики диктуют им ценовые критерии при проведении расчетов. Явным признаком сговора является отказ страховых компаний в предоставлении расчетов для ознакомления. Если же расчет оценочной компании выполнен объективно, в соответствии с реальной ситуацией на рынке, у страховых компаний нет поводов не показывать отчет своему клиенту, в таком случае им нечего скрывать.

Во сколько обходятся услуги оценочных компаний?

– На сегодняшний день стоимость оценки ущерба после ДТП для клиентов, направленных страховой компанией, варьируется от 700 до 1500 рублей. Для частных лиц, проводящих оценку самостоятельно, стоимость услуг по оценке в среднем составляет 2000 рублей. Заведомо снижая стоимость оценки для клиентов конкретных страховых компаний, оценщики выигрывают за счет большого потока заказов. При этом, естественно, существенно возрастает вероятность ухудшения качества проведения оценочных работ.

Как определить, что компания проводит оценку необъективно?

– В большинстве случаев для оценки ущерба после ДТП страховая компания направляет клиентов в оценочные фирмы, с которыми сотрудничает на договорной основе. Сравнение результатов оценки одного и того же автомобиля специалистами разных оценочных компаний показывает, что рекомендуемый размер выплаты может разниться на 30-50%. В отдельных случаях расчеты занижаются почти на 70%. Поэтому часто клиенты, недовольные результатами проведенной оценки, обращаются за повторным проведением экспертизы. Наибольшее недовольство вызывают отчеты, подготовленные компаниями «Оценка НАМИ» и «Автоконсалтинг плюс». При анализе расчетов данных экспертных организаций выявлено много недочетов.

Александр Александрович, не могли бы вы привести конкретные примеры, когда результаты оценки ущерба по одному ДТП, произведенной разными компаниями, принципиально отличались?

– Конечно, таких случаев много. К примеру, был случай, когда компания «Оценка НАМИ» незаконно провела оценку автомобиля «Тойота Королла» и урезала сумму с 19 500 рублей, посчитанной в компании «Экспертиза Собственности», до 9 200 рублей. Отмечу, что в данном случае компания «Оценка НАМИ» не имела права проводить экспертизу без составления акта осмотра транспортного средства и участия всех заинтересованных лиц, заказчиком такой экспертизы могут быть только судебные органы. В судебном порядке был признан тот факт, что компания провела экспертизу незаконно. Оценщики снизили сумму выплаты почти на 10 000 рублей, мотивируя это тем, что необязательно ремонтировать автомобиль в качественном автосервисе или у официального дилера, если срок гарантии на автомобиль уже истек. Полученной суммы автовладельцу хватило бы только на то, чтобы отремонтировать машину в каком-нибудь гараже на окраине города.

Компания «Оценка НАМИ» провела экспертизу автомобиля «Мазда Капелла» (смотрите фото ниже), ущерб был определен в размере 24 500 рублей. После проведения повторной экспертизы Южно-Уральским центром оценки стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 68 300 рублей.

Намеренным занижением размера ущерба грешит и оценочная компания «Автоконсалтинг плюс». Согласно отчету об оценке автомашины марки «Чери А15» (смотрите фото ниже), размер ущерба, рассчитанный специалистом организации «Экспертиза собственности», составил 152 700 рублей. Эксперты компании «Автоконсалтинг плюс» необоснованно снизили страховую выплату до 38 600 рублей.

Вот еще один случай, когда владелица автомобиля «Опель Корса» (смотрите фото ниже) обратилась за компенсацией ущерба после ДТП в страховую компанию «Росгосстрах», где ей предложили возмещение в размере 20 000 рублей, основываясь на результатах экспертизы, проведенной компанией «Автоконсалтинг плюс». Однако на тот момент автовладелец уже проконсультировалась в автосервисе: оказалось, что страховая выплата не покроет стоимость ремонтных работ. Видя возмущение собственника автомобиля, представитель страховой компании в течение нескольких минут «скорректировал» сумму возмещения до 40 тыс. рублей. Но и эта сумма была далека от истинного размера ущерба. Собственник авто обратилась в компанию «Техническая экспертиза и оценка» для проведения независимой экспертизы. В результате были определены затраты на восстановительный ремонт с учетом износа автомобиля в размере 74 000 рублей и компенсация утраты товарной стоимости автомобиля 13 000 рублей. Конфликт автовладельца со страховой компаний попал в сводку новостей программы «Вести – Южный Урал».

К сожалению, на практике встречается очень много подобных примеров. Доказать правильность проведенных расчетов в судебном порядке грамотные эксперты могут без труда.

Каким образом недобросовестные оценочные компании занижают стоимость размера ущерба?

– Обычно это происходит из-за низкой квалификации экспертов, которые не знают технологий ремонта и конструктивных особенностей автомобиля либо намеренно составляют неполный перечень повреждений, причиненных транспортному средству. Возможно также необоснованное снижение стоимости нормо-часа, занижение цен на заменяемые запасные части и расходные материалы, завышение амортизационного износа.

Кроме того, недобросовестные оценщики в своих расчетах умышленно исключают некоторые позиции перечня необходимых технологических операций по ремонту и сокращают объемы времени для различных видов работ, определенные заводом-изготовителем.

В федеральных компаниях все расчеты производятся в Москве, что практически исключает возможность получить комментарии специалиста и выяснить, каким образом была произведена оценка. Зачастую в результатах оценки не учитываются затраты на доставку запчастей. В региональном филиале специалисты не несут и не чувствуют ответственности за расчеты, проведенные в головном офисе в Москве, и отказываются общаться с клиентами.

Имеет ли право автовладелец после ДТП самостоятельно выбрать оценочную организацию?

– Конечно. Согласно Постановлению российского правительства от 28 августа 2006 года №525 о внесении изменений в правила ОСАГО, с первого октября 2006 года совершенно не обязательно предоставлять автомобиль в страховую компанию на осмотр по направлению, а можно организовывать независимую оценку ущерба после аварии. При этом страховая компания обязана принять документы и использовать результаты независимой автоэкспертизы для определения размера страховой выплаты. Затраты на эвакуатор, телеграммы, стоянку и проведение независимой автоэкспертизы компенсируются страховой компанией.

Необходимо отметить, что в последнее время значительно возросло число обращений от клиентов страховых компаний, недовольных результатами проведенной оценки. Клиенты страховых компаний стали грамотнее и, обращаясь с просьбой о повторном проведении оценки, задают четкие вопросы, касающиеся способа расчета амортизационного износа, а так же того, почему стоимость ремонтных работ, рассчитанная автосалоном и оценочной компанией, так сильно отличается. Радует, что многие автовладельцы готовы идти до конца, доказывая свою правоту.

Часто ли недовольные автовладельцы оспаривают заниженный размер страховой выплаты в судебном порядке?

– Статистика страховых компаний показывает, что лишь один из десяти клиентов, недовольных размером выплаты, обращается в суд для полного взыскания денежных средств. Это отчасти позволяет страховым компаниям «сэкономить» на размере страхового возмещения.

Как заставить страховую компанию возместить ущерб в полном размере?

– В случае, если клиенту страховой компании, попавшему в ДТП, выплатили, на его взгляд, заниженное возмещение, необходимо обратиться и провести дополнительную экспертизу в независимой оценочной организации, в которой работают квалифицированные специалисты с большим опытом. На мой взгляд, в Челябинске это:

  • Южно-Уральский центр оценки, находящийся по адресу: ул. Елькина, 63В, тел. 264-36-42, 260-07-00;

  • «Техническая экспертиза и оценка», расположенная по адресу: Свердловский пр, 40А, тел. 264-09-92, 263-08-79;

  • консультационное бюро «Экспертиза собственности» по адресу: ул. Цвиллинга, 28, тел. 263-06-74, 265-34-01.

Основной частью отчета независимой оценки является расчет величины ущерба, то есть суммы расходов на восстановление поврежденного автотранспортного средства (стоимость ремонта за вычетом износа заменяемых деталей), и величины утраты товарной стоимости автомобиля после проведения работ по его восстановлению. Сделанный отчет необходимо предоставить в страховую компанию для перерасчета размера страховой выплаты.

Что делать, если страховая компания отказывается принимать результаты независимой оценки?

– Если в отделе урегулирования убытков страховой компании отказались принимать документы, нужно обратиться к секретарю и юридически закрепить факт предоставления документов. Если секретарь страховой компании отказывается принимать отчет независимой оценочной компании, необходимо отправить заказное письмо с описью вложенной документации на адрес страховой компании с почтовым уведомлением об его вручении. Только в этом случае, имея отметку о получении письма, можно рассчитывать на пересмотр размера страхового возмещения. К слову, если автовладелец пришлет не полный пакет, страховая компания обязана запросить недостающие документы.

Кроме того, если страховая выплата уже была перечислена, к примеру, на банковский счет, необходимо запросить в банке выписку о размере и дате поступления денежных средств. Если никаких действий со стороны страховой компании не последует в течение 30 календарных дней с момента подачи заявления, необходимо подать соответствующее заявление в суд.

Большую роль играет субъективные факторы: готов ли автовладелец отстаивать свои интересы в суде, и есть ли у него на это время. Если же у человека нет возможности или желания самому решать проблему в суде, он может обратиться за помощью к специалистам. Выиграв дело в суде, автовладелец получает полное возмещение ущерба и все дополнительно понесенные затраты (стоимость юридических услуг, сумма уплаченной госпошлины, расходы на нотариальную доверенность для представителя истца).

* На правах рекламы

Виктория ПЕНЬСКОВСКАЯ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления