RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

746мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Галина Тютина, директор Челябинского зоопарка: «По состоянию зоопарка судят о том, как местные власти относятся к простым людям»

Галина Тютина, директор Челябинского зоопарка: «По состоянию зоопарка судят о том, как местные власти относятся к простым людям»

На своей кухне мне приходилось готовить еду для 16 животных С 1998 года строительство Челябинского зоопарка фактически заморожено Мечтаю купить слона и вернуть из Казани снежного барса

Наверное, в Челябинске нет ни одного человека, кто хотя бы раз не посетил местный зоопарк. Между тем 10 лет назад строительство этого объекта было под большим вопросом, и лишь энтузиазм его бессменного директора Галины Тютиной смог пробить стену чиновничьего непонимания. Принято считать, что у истоков создания челябинского зоопарка стояли два человека – экс-мэр Вячеслав Тарасов и Галина Тютина. Не умаляя заслуг Вячеслава Михайловича, все же следует признать, что если бы в Челябинске не оказалось Галины Алексеевны, наш город, возможно, до сих пор жил без зоопарка. В России есть города-миллионники, которые обходятся без такого достаточно дорогого удовольствия. Поднимая зоопарк, Галина Тютина прошла через многие испытания. В 1998 году потеряла зятя, погибшего при весьма странных обстоятельствах, связанных с этим объектом, ее саму едва не отлучили от любимого детища, которое она считает делом всей своей жизни. Сегодня, несмотря на все проблемы, челябинский зоопарк развивается и строит большие планы на будущее.

– Галина Алексеевна, с чего начинался зоопарк?

– В октябре 1993 года я столкнулась с дикой ситуацией: в северо-западном районе Челябинска в 200–300 метрах от жилого массива от холода и голода погибали животные, которых привез в наш город предприниматель Михаил Хаевский. Он хотел создать зоопарк, но у него ничего не получилось. Я случайно увидела, как разгружают цирковые клетки с медведями и львами, когда вышла погулять в лес со своими тремя колли. Уже выпал снег. Дул сильный ветер. Животные практически не могли двигаться, ютились в маленьких клетках без обогрева. Я была в шоке. Конечно, животных кормили. Предприниматель за копейки нанял каких-то случайных людей, которые поддерживали в них жизнь. Я не могла просто так пройти мимо этой ситуации. И с октября вместе с другими такими же, как я, неравнодушными собаководами начала ухаживать за животными, одновременно пытаясь привлечь внимание к этой проблеме городских властей. Но с Вячеславом Михайловичем Тарасовым удалось встретиться лишь 14 марта. Это произошло во многом благодаря прессе. Саша Скрипов из «Вечерки» регулярно рассказывал о наших мытарствах. А зима была очень холодной. Некоторые животные, к примеру, зубриха, медведи, волк, косули, лошадь Пржевальского, могли выжить в таких условиях. А вот с двумя львицами и львом была настоящая беда. В конце октября лев простудился и умер. Нужно было принимать экстренные меры. Воинская часть, расквартированная на АМЗ, выделила нам большую палатку на 40 мест. Солдаты сами привезли ее и установили. Мы поставили туда все клетки, буржуйку и начали отапливать помещение. В лесу собирали бревна. Сами привозили их и распиливали. Мне удалось достать уголь. Помог ныне уже покойный директор «Челябвтормета» Лев Яковлевич Жизмор, который и в дальнейшем оказывал зоопарку огромную поддержку.

Между тем, хозяин зверинца просто бросил животных на произвол судьбы. Мне самой приходилось добывать для них еду. И на овощную базу ездила за мороженой картошкой, и солому на колхозном поле брала. Когда кормить животных стало нечем, я продавала свои вещи, потому что львицам требовалось мясо, а не картошка или ветки.

– Как у вас состоялось знакомство с Тарасовым?

– Мэр знал, что на окраине города в палатке ютится зверинец. Но так как животные были частными, никаких мер не принимал. Так же действовал и глава Курчатовского района Шаламов. Между тем цирковые клетки, которые звери использовали и в качестве туалета, начали прогнивать. Однажды утром мы увидели, что один из медведей вырвал доску и едва не вылез наружу.

Тогда я позвонила пресс-секретарю мэра и сказала: если Тарасов не приедет, я пойду на телевидение, радио и в газеты. Когда животные окажутся на свободе, может произойти все что угодно. Рядом со зверинцем находились и дом ребенка, и детский сад. Я в мельчайших деталях помню первый приезд Вячеслава Михайловича. Посмотрев на наше хозяйство, он постоял, подумал и сказал: «Наверное, надо будет строить зоопарк. Нужен директор, хороший, мужик, который разбирается в инженерных сетях, знает, с чего начать». Слава Богу, думаю. Теперь я вздохну свободно. К тому времени мне уже продавать было нечего, чтобы кормить животных.

– А как к этому относились ваши домашние?

– Муж собрался, да и ушел. Сказал, ну все, сдвиг пошел. Все домой несут, а жена – из дома. У меня в квартире целая кормокухня образовалась. Ведь приходилось кормить 16 крупных животных плюс своих трех собак. Однажды принесла домой заболевшую косулю. За 3–4 дня ее подлечила и обратно.

Но, как выяснилось, рано я обрадовалась. Новый директор не спешил принимать у меня дела. А хозяин животных отказался от их бесплатной передачи городу. Мне пришлось искать спонсоров для выкупа будущего зоопарка. Помогли Александр Аристов, Виталий Рыльских, руководитель «Уралнефтегазстроя» Свиридов. Одного медведя я купила сама. Очень сложное было время. Тогда я еще работала в отделе детских садов ЧТЗ. Каждый день приходилось ездить из одного конца города в другой. Сначала искать деньги, потом новое место для животных. Между тем на основной работе считали, что я получаю вторую зарплату в зоопарке и по этому поводу делали иронические замечания.

– А где в это время были городские власти?

– Пока продолжалась эпопея с выкупом животных, они о себе не напоминали. Официально МУП «Зоопарк» появился лишь летом 1995 года, когда мы уже перезимовали на новом месте – на территории бывших складов центрального продторга. Зоопарк находится здесь и до сих пор. Этот переезд нам помогли осуществить компания «Земстрой 1» (директор – Виктор Андреевич Скуевец), которая выделила спецтехнику, автомобильное и штурманское училища и многие другие предприятия и организации. Рабочие «Вторчермета» две недели монтировали новые клетки для животных. Мы постарались сделать все, чтобы и зубриха, и львицы, и волки и более мелкие животные чувствовали себя на новом месте более комфортно. К приезду Тарасова я выбила уборочную технику на конькобежном стадионе «Спартак», мы очистили от снега все дорожки, навели почти идеальный порядок. Теперь уже мэр был в шоке. Спрашивал, как без финансирования мы сумели создать зоопарк? Он тут же выделил нам деньги на зарплату, питание животных, купил «Газель»… С этого момента началось бурное строительство зоопарка, которое продолжалось вплоть до 1998 года.

– После истории с рынком «Набережный» и смерти вашего зятя оно прекратилось?

– Да, эти вещи взаимосвязаны. Сейчас я думаю, что совершила ошибку, ввязавшись в этот криминальный бизнес. Но вспомните 1998 год. Зоопарку, который строился исключительно по взаимозачетам, требовались живые деньги на выплату заработной платы сотрудникам. Деньги от рынка «Набережный» вполне могли решить эту проблему. Город передал зоопарку 20 % акций этого комплекса. Однако после нас туда зашли другие люди, предпочитавшие иметь дело с «черной кассой». Один из новых хозяев предлагал мне 150 тысяч рублей ежемесячно взамен на то, чтобы я ушла с «Набережного». Мне прямо сказали: «Топчешь свой навоз, вот и топчи его дальше, а в наш бизнес не лезь». После моего отказа и странной смерти зятя, которого обвинили в покушении на жизнь известного предпринимателя, нас фактически выдавили с комплекса. Более того, на зоопарк началось административное давление, инициированное одним из замов Тарасова. А сам Вячеслав Михайлович перестал появляться у нас в гостях. Я уже знала, что на мое место нашли другого человека. Властям требовался лишь повод, чтобы снять меня. Но ни одна из проверок, которые, по странному стечению обстоятельств, стали проводиться ежегодно, не выявили никакого компромата.

– Галина Алексеевна, неужели все так печально, и, начиная с 1998 года, зоопарк не развивался?

– Конечно, развивался. Мы постоянно покупали и продолжаем покупать новых животных. Разумеется, в основном на средства спонсоров. Но из-за медленных темпов строительства, нам приходится отдавать некоторых из них в другие зоопарки. К примеру, снежного барса из-за отсутствия у нас барсятника мы отдали на время Казанскому зоопарку. Сейчас готовится строительство детского экологического центра. Его проект уже одобрен в комитете по социальной политике Законодательного собрания области. Если появятся деньги, мы готовы хоть завтра начать проектирование слоновника, жирафника. В зоопарке до сих пор нет кормокухни, еду для животных мы готовим вручную. Нам жизненно необходимы корпуса для проведения карантина и ветеринарных мероприятий, ведь мы привозим животных со всей страны.

– Как вам удается с такой легкостью находить спонсоров? О вас ходят легенды, говорят, что отказать вам невозможно.

– Мне действительно не часто отказывают. Просто те люди, к которым я обращаюсь за помощью, знают, что по пустячному поводу я не приду. Иногда на приемах у спонсоров я не могла сдержать слез. Знала, что возвращаться с пустыми руками просто не имела права.

Но постоянно ходить и что-то просить – не в моих правилах. Мы сами способны зарабатывать на жизнь. Я и в политику пошла для того, чтобы влиять на ситуацию и не выступать в роли просителя.

– Почему вы проиграли на выборах в гордуму?

– Я не считаю, что проиграла, заняв второе место в своем округе. Победу Андрея Шмидта сейчас оспаривают в суде не только я, но еще четыре кандидата. Если бы не проголосовали студенты, которые не имели на это право, Шмидт не прошел бы. У нас есть свидетельства того, что молодых людей, живущих в общежитиях, заставляли голосовать под угрозой выселения. В любом случае в гордуме у меня появились серьезные союзники – четыре женщины-депутата. Они всегда готовы прийти на помощь зоопарку. Я очень надеюсь, что и новая исполнительная власть будет по-другому к нам относиться. По тому, в каком состоянии в городе зоопарк, судят о том, как местная власть относится к простым людям. Это сказал известный немецкий зоолог Гржимек. Зоопарк был и остается одним из самых доступных культурных учреждений любого города, который посещают в основном именно простые люди.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления