Бизнес Олег Сиротин, президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк», владелец горнолыжного комплекса «Солнечная долина»: «Горные лыжи – это проявление активной жизненной позиции»

Олег Сиротин, президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк», владелец горнолыжного комплекса «Солнечная долина»: «Горные лыжи – это проявление активной жизненной позиции»

Вы еще не любите горные лыжи? Зря… Президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк», владелец горнолыжного комплекса «Солнечная долина» Олег Сиротин утверждает, что любители горных лыж зарабатывают в два раза больше своих менее спортивных коллег. Не поверить словам, сказанным в обстановке недавно прошедшего «Уральского Давоса», большинство участников которого демонстрировало свои успехи не только в бизнесе, но и на горном склоне, сложно. Тем более что сам автор слов – яркий тому пример. В прошлом инженер-металлург, увлекшийся горнолыжным спортом десять лет назад, сегодня он – создатель «Солнечной долины»: проекта, пять лет существования которого стали примером четко спланированного и активно развивающегося бизнеса.

Год назад в «Солнечной долине» уже работало пять горнолыжных и сноубордических трасс разной степени сложности и для профессионалов, и для новичков. Три большие и три малые канатные дороги, специальная транспортная лента для самых юных лыжников. Но это, по словам Олега Сиротина, только начало. В планах – создать на базе комплекса крупный учебный, тренировочный центр и парк активного отдыха федерального значения. В ближайшие пять лет на горе Известной должны появиться 14 горнолыжных трасс, обслуживаемых восемью кресельными подъемниками, несколько полей для внетрассового экстремального катания, школа подготовки и сертификации инструкторов, полигон для трак-триала на снегоходах, три «альпийских поселка» с комфортабельными гостиницами, несколько ресторанов и кафе, а также центр более чем десяти туристических маршрутов.

– Олег Юрьевич, что нового появилось в «Солнечной долине» за прошедший год?

– В этом году мы сделали две новые канатные дороги. Одна из них – учебная, со специальным полем для катания – ровной трассой в 350 метров. Здесь могут попробовать себя новички и те, кто хочет совершенствовать свое мастерство вместе с инструктором. Под второй канатной дорогой мы планируем открыть еще одну трассу – длиной 1 км 200. Сейчас запускаем сноуборд-парк с отдельной канатной дорогой.

Решили проблему с питанием: теперь в главном корпусе комплекса есть ресторан, где стоит новое оборудование и работает хорошо подготовленный персонал. Подаем блюда, которые традиционно ассоциируются с горнолыжными курортами: рыбное и мясное фондю, глинтвейн и другие. Сделали даже искусственный пруд с форелью – для любителей приготовить барбекю.

Хотя самым перспективным проектом нынешнего года я считаю детскую клуб-школу, под которую мы построили отдельное здание. Теперь родители, приехавшие в горнолыжный центр вместе с детьми, могут отдать своего ребенка (в возрасте от 4 до 12 лет) сюда и кататься, не беспокоясь о нем. Он будет накормлен и обучен. У нас есть специальная программа для того, чтобы научить детей кататься на горных лыжах. Только за прошлый год мы поставили на лыжи три с половиной тысячи ребятишек и получили массу хороших отзывов. В следующем году надеюсь, что их число будет в два раза больше.

– А ближайшие планы?

– К ноябрю 2007-го мы рассчитываем построить самую современную кресельную канатную дорогу стоимостью около двух с половиной миллионов евро и пропускной способностью порядка двух тысяч человек в час. За этот тендер сейчас борются две австрийские фирмы – «Доппельмайер» и «Ляйтнер». Под ней появятся две новые трассы. В этом году мы по постановлению правительства РФ получили разрешение использовать для горнолыжного курорта земли Гослесфонда – путь открыт. Здесь же запланирована и смотровая площадка.

А летом появится очень важный, на мой взгляд, проект. Назову его «бизнес-экспедиция». Суть в том, что мы организуем детский лагерь (несколько 10-дневных смен на 40-50 человек), в котором дети будут постигать азы бизнеса – теорию и практику. Это вопрос формирования у ребенка активной жизненной позиции. Ведь не секрет, что многие активные люди увлекаются горными лыжами. (Улыбается.)

– Неоднократно представители областной власти высказывали мысль о том, что необходимо объединить существующие и строящиеся горнолыжные курорты региона в маршрутное кольцо. Как вы на это смотрите?

– Сегодня ежегодный рост спроса на такой вид отдыха составляет, по моим представлениям, около 50-60 %, а предложения – всего лишь на несколько процентов. Поэтому появление новых горнолыжных центров – это очень хорошо, так как не только массово вовлекает в спорт новичков, но и привлекает в Челябинскую область любителей горных лыж из других регионов. Хотя по одиночке наши центры пока не могут конкурировать с такими крупными курортами, как Домбай в Карачаево-Черкесии и Красная Поляна в Сочи.

К тому же, думаю, что любому человеку намного интереснее съездить в тур по Уралу, нежели побывать на каком-то одном курорте. В той же «Солнечной долине» достаточно двух дней, чтобы все стало знакомым. А если он после этого едет на два дня в Трехгорный, а потом – в Абзаково, и при этом везде комфортные условия и хорошо организованные трансферы с одного комплекса на другой, то впечатлений от такого тура будет гораздо больше. И продукт станет более продаваемым не только в нашем регионе, но и на рынке Москвы и других крупных городов. Сейчас, конечно, туры на отдельные курорты продаются, но я считаю, что слабо.

Вообще, показателен пример прошлого года. Сегодня некоммерческое партнерство Национальный парк спорта и туризма «Тургояк» объединяет несколько предприятий активного отдыха: санатории «Синегорье» и «Жемчужина Урала», парк детских развлечений «Ривьера», клуб-отель «Золотой пляж» и горнолыжный комплекс «Солнечная долина». Это отдельные бизнес-единицы, связанные общей целью. Так вот, объединив в прошлом году только «Золотой пляж» и «Солнечную долину», мы этим управленческим решением заработали на 40 % больше. С одной стороны – экономия издержек каждого предприятия в отдельности, с другой – пакет услуг стал интереснее. Если раньше человек приезжал покататься в «Солнечную долину» на один день, то теперь он может отдохнуть в течение всех выходных и даже больше. Это уже иной уровень сервиса.

К тому же мы расширяем свое предложение еще и за счет того, что сейчас вокруг «Солнечной долины» есть несколько рыбацких и охотничьих хозяйств. Здесь специально разводится рыба и подкармливается дичь, чтобы отдыхающие могли порыбачить, поохотиться, а потом приготовить себе шашлык или барбекю.

– И все же вернемся к областной власти, высказывающей идею объединения. Она каким-либо образом вам помогает?

– Есть поддержка Минэкономразвития. Несмотря на то, что за пять лет наша выручка, составив в первый год около миллиона рублей, выросла в 60 раз (ежегодно на лыжи встает в два раза больше людей), полноценный горнолыжный комплекс требует первоначальных вложений на уровне 300 миллионов долларов. Собственных заработанных денег нам, естественно, пока не хватает, поэтому мы привлекаем деньги банков. И помощь властей в виде компенсации части процентных ставок по кредитам ощущается. Есть она и в том, что касается инженерной инфраструктуры. Сегодня средний бизнес не в состоянии построить себе газопроводы, энергетические подстанции и очистные сооружения, поэтому проекты, касающиеся развития инженерных сетей, попадают в областные целевые программы. К примеру, в следующем году при газификации села Сыростан часть газа пойдет в «Солнечную долину».

– А что отличает «Солнечную долину» от других уральских горнолыжных комплексов? Правда, что здесь всегда солнечно и название появилось гораздо раньше курорта?

– Нет. (Смеется.) Название мы придумали сами. Просто у «Солнечной долины» географически очень удачное расположение. Она закрыта от холодных северо-западных ветров хребтом, находясь на его юго-восточном склоне. Поэтому здесь всегда теплее на 2-3 градуса. Это наше конкурентное преимущество перед другими. Многие жалуются, что, к примеру, в Абзаково часто холодно и ветренно. Ну, а если у нас на склоне совсем тепло, то работает установка искусственного оснежения. Считаю, что в «Солнечной долине» она одна из самых современных: при температуре –20 С производит 500 кубометров снега в час. Все это в целом и позволяет нам открывать горнолыжный сезон раньше всех – в середине ноября – и закрывать его позже – в середине апреля.

– Насколько я знаю, вашим конкурентным преимуществом является и Кубок губернатора?

– Да, это кульминационное соревнование года, но не единственное. В этом сезоне у нас их три. В декабре – этап кубка России по горным лыжам в дисциплине «слалом». Затем будет кубок страны по фристайлу в дисциплине sky-cross. Для этого мы сделали специальную трассу – любители sky-cross и просто экстремалы, добро пожаловать! Пройдет и чемпионат России по инструкторскому многоборью. Могу похвалиться, что в прошлом сезоне его выиграл коллектив инструкторов «Солнечной долины». Так что отдыхающие у нас в надежных руках. (Смеется.) А если серьезно, то три всероссийских чемпионата в год свидетельствуют о хорошем уровне центра. Но Кубок губернатора для нас не менее важен – это мероприятие традиционное, которое, надеюсь, будет проходить ежегодно.

– В Кубке губернатора есть номинации для глав городов, сотрудников предприятий и банков. Будет номинация для СМИ?

– Обязательно. Мы в этом году планируем расширить список номинаций, включив СМИ и туристические компании.

– Абзаково славится «путинской» трассой, по которой прокатился президент. Не хотите поставить на лыжи Петра Ивановича?

– Нет. (Смеется.) Я знаю, что он умеет кататься. Между прочим, на «Солнечной долине» впервые встал на горные лыжи знаменитый путешественник Федор Конюхов. Вообще, честно говоря, это было удивительно, потому что он может все. Но вот оказывается – никогда не катался на горных лыжах. Здесь на лыжи встал и летчик-космонавт, Герой Советского союза Муса Манаров. В их честь трасс не называем, но гордимся, что среди наших гостей есть люди с мировой известностью. Часто приезжают сюда летчики-космонавты Сергей Крикалев и Сергей Авдеев. Говорят, что для них это любимый горнолыжный центр.

– И все же в последний год в адрес «Солнечной долины» звучало много нареканий: дороговизна проката, подъемника и прочее. Есть ли какие-то изменения по ценовой политике?

– Как я уже сказал, горнолыжный комплекс сам зарабатывает для себя деньги и выплачивает средства по привлеченным кредитам. Поэтому ценовая политика «Солнечной долины» не такая либеральная, как в Абзаково, где часть платежей вносит металлургический комбинат. У нас его нет. (Смеется.) Но думаю, что это даже хорошо. Я в свое время сознательно выбрал путь качественного развития. Пошел учиться, закончил Международную академию менеджмента качества по специальности «менеджер по управлению качеством на предприятии». Так вот, в рыночных условиях движущим фактором является качество услуг: чем оно выше, тем можно выше ставить цены. То есть, если хочешь хорошо зарабатывать, нужно очень серьезно работать над качеством, контролировать его на каждом этапе. А любое дотирование чревато тем, что отбрасывает бизнес назад: люди зачастую начинают думать больше о том, как ближе держаться к «дойной корове». Мы же рассчитываем только на собственные силы и на качество своих услуг, которые наши клиенты либо покупают, либо не покупают.

Кроме того, мы просчитали количество людей, которых «Солнечная долина» может сегодня качественно обслуживать в дни высокого сезона, сравнили это количество с количеством желающих, и поняли, что единственная возможность сбалансировать поток гостей и качество обслуживания можно только ценовой политикой, чтобы избавиться от очередей и не отказывать людям в возможности покататься.

Мы считаем, что высокие цены в первую очередь оберегают наших клиентов, а для тех, кто пока не может себе это позволить, добро пожаловать в будние дни – цены ниже, людей меньше и плюс вечерние катания.

– Сколько стоит сегодня день отдыха в «Солнечной долине»?

– В высокий сезон около тысячи рублей на человека. Сюда входит пропуск на канатную дорогу и прокат снаряжения. Но, естественно, есть дифференциация по сезонам (в низкий сезон цены ниже), есть билеты для взрослых и для детей. Как я уже сказал, мы запускаем сноуборд-парк с отдельной канатной дорогой. Здесь будут очень демократичные цены – 200 рублей в день. Кроме того, с нынешнего декабря, благодаря новой электронной системе учета, вводится сезонный абонемент.

В целом же нашими основными клиентами сейчас являются семейные люди со средним достатком (от 15 до 30 тысяч рублей в месяц на человека), которые могут отдохнуть у нас 2-3 раза в месяц.

– Интересно, что заставляет семейных людей вставать на горные лыжи и, в общем-то, рисковать?

– Какой человек не любит быстрой езды, тем более на горных лыжах. (Смеется.) Сейчас налицо тенденция – люди с активной жизненной позицией выбирают активный отдых. Горные лыжи очень хорошо для этого подходят, потому что не нужно иметь особых физических способностей и долговременной специальной подготовки. Нужна смелость. Когда решился и поднимаешься на гору, то чувствуешь себя, может быть, не суперменом, но человеком, который преодолел свой страх.

Кстати, давно заметил, что люди, которые катаются на горных лыжах, зарабатывают в два раза больше денег. Потому что здесь они проявляют ту жизненную активность, которая позволяет им и в своем бизнесе, и в своей работе, и везде добиваться успеха.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления