RU74
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Челябинске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

735мм 30%
Подробнее
7 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Бизнес Андрей Швед, технический директор ГК «Астра СТ»: «На улицах и дорогах Челябинска должно работать порядка 10 тысяч камер. В этом плане мы пока отстаем от европейских стран в 100 раз»

Андрей Швед, технический директор ГК «Астра СТ»: «На улицах и дорогах Челябинска должно работать порядка 10 тысяч камер. В этом плане мы пока отстаем от европейских стран в 100 раз»

" src=

В Челябинске более двух лет назад стартовала программа «Безопасный город». Все это время строились площадки и тестировались возможности оборудования. Сегодня на некоторых перекрестках и в местах массового скопления народа уже установлены видеокамеры, при УВД и ГИБДД города созданы специальные структуры, занимающиеся видеомониторингом – система запущена. Об особенностях челябинского видеонаблюдения мы решили побеседовать с техническим директором ГК «Астра СТ», которая занимается разработкой и реализацией проекта по видеонаблюдению в Челябинске, Андреем Шведом.

Андрей Александрович, как появилась идея создать программу видеонаблюдения в Челябинске и в чем ее особенности?

– Системы видеонаблюдения уже давно используются в мировой практике, поэтому идея возникла не на пустом месте. В 2006 году мы приступили к реализации этого проекта в Челябинске. Ездили в Казань, Москву, Питер, Иваново – там эти системы развиты в различной степени, однако уровень, существовавший на тот момент в этих городах, нам не подошел. Это был уровень 10-15-летней давности. В основном там были установлены готовые системы – они включают в себя оборудование и программное обеспечение, которое подходит только для наблюдения за определенным пятном. Вблизи них обычно располагается будка с оборудованием, на которое камеры передают информацию. Ситуацию отслеживает сидящий в будке наблюдатель. Таким образом, по городу стоит много-много будок, и они друг с другом никак не связаны. Кроме того, камеры устанавливались старые, черно-белые, разглядеть изображение с которых крайне сложно.

Мы решили, что такие системы нам не подходят, и начали разрабатывать единую систему видеонаблюдения – городскую, в которой все данные с камер из различных районов города собираются в один центр. Камеры при этом используются самые современные, они работают с интернет-аппаратурой и не имеют ограничений по расстоянию до монитора. Вся информация увязана в единую базу, поэтому система очень удобна в использовании. С помощью информации, передаваемой камерами, можно гораздо оперативнее реагировать на некоторые ситуации. Там, где установлена система, постовым необязательно патрулировать улицы, ведь камеры зафиксируют любую ситуацию и моментально передадут информацию о происшествии в единый центр.

Какими свойствами должна обладать камера?

" src=

– Основное требование – хорошее изображение и днем, и ночью. Режимы в камерах должны перестраиваться автоматически. Кроме того, оптика должна обладать хорошим разрешением, чтобы возможно было рассмотреть лицо, номер машины и еще многое другое. Мы применяем трехмегапиксельные камеры, на сегодня это самое современное оборудование.

Однако требования к камерам изменяются в зависимости от их назначения. Если наблюдение осуществляется за большими площадями, изображение должно быть цветным, камера – хорошего разрешения, с функцией удаления и приближения, широким углом обзора. Стационарные камеры должны обладать «интеллектом», специальной программой, которая распознает нештатные ситуации, например драку или находящийся длительное время без движения объект, допустим, пакет или чемоданчик. Как только ситуация в кадре меняется, камера моментально реагирует и подает сигнал оператору.

К оборудованию, установленному на перекрестках, предъявляются иные требования. Камеры четко направлены на поток машин, для того чтобы сканировать государственные номера проезжающих авто, которые автоматически заносятся в единую базу вместе с изображением и сохраняются в архиве. Если автомобиль, объявленный в розыск, появляется в поле зрения таких камер, сигнал сразу подается на пульт и объявляется план «Перехват».

Если водитель автомобиля нарушил правила проезда перекрестка, камера сама зафиксирует нарушение, или его может увидеть только человек, сидящий у монитора?

" src=

– Автомобилисты нарушают правила круглые сутки, поэтому их фиксирует камера и автоматически заносит в специальный журнал нарушений. Она определяет скоростной режим, нарушение разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, долговременную остановку автотранспорта на перекрестках.. При этом в базе сохраняется номер автомобиля, время и тип нарушения. Далее оператор просматривает журнал, по фото и видеоматериалам анализирует каждый случай. Если он находит, что нарушение действительно произошло, распечатывает протокол об административном правонарушении, и вместе с фотографиями с места происшествия упаковывает в конвертик и отправляет нарушителю по почте. В частности, мы проводили мониторинг и выяснили, что на одном перекрестке в центре города за сутки происходит порядка 300 нарушений. Таким, например, является перекресток проспекта Ленина с улицей Российской. Это был первый перекресток, на котором установили камеры, сейчас таких участков гораздо больше.

Сколько?

– Более двадцати. На сегодняшний день установлено более 100 видеокамер, но до конца 2008 года их количество увеличится вдвое. Кроме того, администрацией города принято решение оборудовать камерами школы, в этом году они будут установлены в пятнадцати учебных заведениях – это еще порядка 100 камер.

Не так уж и много, если учесть, что система внедряется уже 2,5 года...

– В 2006 году система только создавалась и апробировалась, формировалось ядро системы, решались технические проблемы. Сейчас же началось масштабирование, то есть установка и наладка нового оборудования, которое теперь можно наращивать и наращивать.

А сколько всего камер должно быть установлено в Челябинске?

" src=

– Я могу сказать, что на улицах и дорогах Челябинска должно работать порядка 10 тысяч камер. В этом плане мы пока отстаем от европейских стран по темпам развития в расчете на одного жителя в 100 раз. Посмотрите, в Великобритании на каждых 16 жителей приходится одна камера. Если в нашем городе проживает порядка 1,2 миллиона человек, то камер должно быть более 60 тысяч. Правда, оговорюсь: в Англии системы видеонаблюдения устанавливались намного раньше, и лет 10–15 они уже отработали, а сейчас технологии ушли далеко вперед. Одна современная трехмегапиксельная камера заменяет семь-восемь старых камер и по объему информации, и по охвату территории. Такое большое количество обусловлено тем, что на одном перекрестке может находиться более 30 камер, ведь они расположены над каждой полосой движения, плюс осуществляется общее наблюдение за перекрестком.

Но ведь 10 тысяч – это нереальная цифра...

– На самом деле страшно не количество камер, а количество информации, поступающей с них. Это огромный информационный поток, который необходимо сохранять и анализировать. Это то, что мы называем ядром программы. Так, к концу этого года объем информации, которая хранится в центре, достигнет 100 терабайт, и это всего 200–300 камер.

Сколько лет сможет прослужить эта система, если учесть, что техника и технологии совершенствуются ежедневно?

" src=

– Если говорить о принципах построения системы, я думаю, ближайшие лет 10 морально она точно не устареет. В ней используются самые современные наработки, которые существуют в технике – это и оптоволоконная сеть по всему городу (а лучше, чем оптоволокно, еще пока не придумали), и протоколы передачи данных, те же самые, что и в Интернете. Плюс камеры, которые имеют веб-сервис, то есть доступ к камере происходит так же, как к любому ресурсу Интернета. Другое дело, что будут появляться камеры с большим разрешением, серверы, которые смогут обрабатывать большее количество информации. Оборудование постепенно можно обновлять, но сама система не устареет, ведь для нее можно создавать новые программы и периодически их обновлять, как в любом компьютере.

А как обстоят дела с финансированием программы, ведь, как известно, у нас в городе большие проблемы даже с ремонтом дорог, и тут уж не до дорогостоящей техники?

– Вообще, это не мое дело рассуждать о финансах – для этого у нас есть дума, а мы технари и создаем систему. Могу сказать, что проект довольно дорогой, но где вы видели инвестпроект, который окупается в течение месяца, а дальше приносит только прибыль? Я уже говорил, что на одном перекрестке в сутки фиксируется порядка 300 нарушений правил дорожного движения. Если взять по штрафам, то после вступления в силу в июле этого года нового административного кодекса, который позволит рассматривать видеоматериалы как доказательство в суде, один перекресток сможет приносить в бюджет порядка трех миллионов рублей в месяц. Эта сумма соизмерима со стоимостью оборудования на одном участке. При этом надо понимать, что видеонаблюдение устанавливается не для окупаемости, а ради безопасности жителей. Все-таки хочется жить в спокойном городе. Собственно, а за что мы платим налоги?

Андрей Александрович, система видеонаблюдения призвана обеспечивать безопасность горожан, а для самих камер предусмотрена система безопасности?

" src=

– Конечно. Во-первых, каждая камера попадает в поле зрения других камер, расположенных на участке, поэтому опознать злоумышленника будет достаточно легко, учитывая, что качество изображения, которое передается камерой, отменное. Во-вторых, система полностью централизована, и если кому-нибудь придет в голову испортить камеру, сломав ее, ему все равно не удастся уничтожить информацию, которая была там записана, так как вся информация поступает в центр по оптоволоконным каналам. Ну и в-третьих, скрытые камеры устанавливаются на большой высоте, для удобства наблюдения, и в достаточно прочных корпусах, сломать которые не так легко.

Как вы считаете, какими темпами в ближайшие годы будет развиваться видеонаблюдение в Челябинске?

– Я надеюсь, что в будущем темпы реализации проекта будут только увеличиваться. Если посмотреть на предыдущие годы, то удвоение количества камер происходит ежегодно. Думаю, через год на улицах города будет установлено порядка тысячи камер. Кроме того, сейчас в городской думе готовится постановление, по которому к системе смогут подключаться и коммерческие организации – это крупные торговые и развлекательные комплексы, офисные здания. Они смогут устанавливать камеры на прилегающих территориях и стоянках в рамках городской системы видеонаблюдения, экономя тем самым на штате охранников и оборудовании, которое является ядром системы.

Система видеонаблюдения будет действовать только в городе, или за его пределами тоже когда-нибудь появятся камеры?

– Автотрассы тоже будут оборудованы камерами, например, на дороге М5 уже запланированы 15 пунктов автономного видеонаблюдения на участке от Челябинска до Аши, но система там будет немного отличаться. По радиоканалам в центр будет поступать информация о нарушениях – фотографии, видеокадры, а информацию в виде видеозаписи будут периодически снимать постовые. Это обусловлено тем, что на дороге обычно не требуется оперативного вмешательства в ситуацию сотрудников правоохранительных органов, а информация нужна для расследования каких-либо инцидентов. В городе же камеры часто нужны для оперативного вмешательства в ситуацию, поэтому здесь их будет гораздо больше. Так что, можно сказать, что система видеонаблюдения будет расти, а система безопасности города будет совершенствоваться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления