Бизнес Обучение в кризис: утопия или шанс выжить

Обучение в кризис: утопия или шанс выжить

Не секрет, что в кризис первыми под «нож» попадают расходы, связанные с обучением персонала. Одни спешат отказаться от курсов, рассчитанных на несколько месяцев, другие ищут более бюджетные варианты, третьи просто откладывают повышение квалификации сотрудников до лучших времен. Насколько это правильно и от каких программ обучения лучше не отказываться, Chel.ru рассказали в группе компаний «ВнешЭкономАудит».

Какие программы в почете

«Сейчас в стране продолжаются кризисные явления, а первые бюджеты, которые режут организации, традиционно связаны именно с обучением персонала и вообще персоналом, – комментирует коммерческий директор ГК «ВнешЭкономАудит» Наталья Топорикова. – В том числе это касается бизнес-обучения. По данным аналитического центра "Эксперт", за 2015 год сегмент долгосрочных программ обучения сократился примерно на треть, просели и среднесрочные программы – минус 16%. Сегмент краткосрочных программ обучения остается пока практически в полном объеме и продолжает пользоваться активным спросом. При этом из всевозможных обзоров, рейтингов и личной статистики видим, что процент обучающихся корпоративных клиентов сократился, а процент физических лиц напротив вырос. Это связано с тем, что люди в кризис хотят повысить свою стоимость на рынке труда, но большинство работодателей не инвестируют в повышение квалификации сотрудников и подготовку кадров, потому сотрудники вынуждены обучаться за свой счет».

Не время для «фундамента»

По словам Натальи Топориковой, представителям бизнеса не стоит тратить деньги на изучение теории. По крайней мере, хотя бы сейчас.

«Когда разговариваю с предпринимателями, бизнесменами, всегда предостерегаю их от поспешного выбора образовательных программ и лекторов, ведь существует три вида бизнес-школ: бизнес-школы при вузах, образовательные центры и корпоративные образовательные центры, – рассказывает она. – Мы относимся к корпоративным образовательным центрам, одним из главных преимуществ которых являются высококвалифицированные лекторы-консультанты, имеющие многолетний практический опыт работы как в бизнесе, так и в консалтинге и тренинговой деятельности».

В вузы стоит идти на долгосрочные фундаментальные программы, например MBI, то есть туда, где действительно нужны какие-то серьезные теоретические основы – преподавательский состав вузов такой «фундамент» может дать, уверена Топорикова. «Что касается практики, например, программ по продажам, то как может бизнес-тренер вести такую программу, если он знаком лишь с теорией и сам не в состоянии себя успешно продать? – говорит она. – Например, в международных бизнес-школах, где обучаются бизнесмены, преподают только действующие или бывшие руководители крупнейших международных компаний, а 90% учебного времени – это практические занятия с решением реальных бизнес-кейсов».

Обучение по управлению, менеджменту, маркетингу, переговорам и так далее должны вести исключительно практикующие консультанты, у которых как минимум в кейсе есть несколько примеров вывода предприятий из кризиса. «Если тренеру удалось улучшить ситуацию в каких-либо компаниях, значит у него есть, чему поучиться, – уверена коммерческий директор ГК «ВнешЭкономАудит». – В ином случае о каких подводных камнях и течениях он может рассказать, какие прикладные методики может дать?».

Тренеры – наши или столичные?

Не секрет, что зачастую идут не столько на тему обучения, сколько на того, кто ее будет раскрывать. Насколько оправдано посещать тренинги с приезжими, допустим, столичными именитым консультантами?

«В любом случае нужно очень внимательно смотреть резюме лектора, которого предлагают в программе, ведь далеко не факт, что тренер "Ах, Москва!" даст что-то более интересное, чем его региональные коллеги, – считает Наталья Топорикова. – Важно выбирать практика, а не лететь на имя, как мотылек на свет. Если человек имеет у себя за плечами успешный опыт консультирования по предмету, о котором он говорит, либо свой успешный бизнес, то за общение с ним можно отдать и большие деньги. Или, к примеру, если лектор рассказывает об оптимизации налогообложения, то его опыт можно оценить, посмотрев наличие у него положительной арбитражной практики разрешения налоговых споров. Эта информация находится в открытом доступе».

ГК «ВнешЭкономАудит» на протяжении 15 лет оказывает аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые услуги в сфере бухучета, налогообложения и права. Соответственно, те краткосрочные и среднесрочные программы, которые здесь предлагают для обучения, основаны на практическом опыте, накопленном экспертами в ходе выполнения реальных проектов по постановке бухгалтерского и управленческого учета в компаниях и группах, налоговой практики и практики МСФО.

«Наши эксперты востребованы, обучающие семинары и мастер-классы мы проводим на регулярной основе, особенно это касается отраслевых мастер-классов, лекций по управленческому учету и финансовому анализу, по Международным стандартам финансовой отчетности, – рассказывает госпожа Топорикова. – Например, наши клиенты понимают, что просто прочитать объемный материал по МСФО – это ничего не значит. Научить могут только те люди, которые сами трансформировали отчетность, в состоянии прочитать ее. И у нас работают именно такие специалисты. Например, Татьяна Александровна Лобко – руководитель консультационного центра и практики МСФО. Она практик, который принимает непосредственное участие в консалтинговых проектах. Ее знания и практический опыт ценят не только в нашем регионе – она читает лекции в том числе и для московских предприятий».

От каких услуг тренеров не отказываться?

Пожалуй, каждую компанию за последний год хотя бы раз пригласили на семинар по увеличению продаж или выходу из кризиса.

«Очень не рекомендуем реагировать на подобные предложения – пустая трата времени и денег, когда результата не просто хочется, а он жизненно необходим, – считает Наталья Топорикова. – Каждый продукт или услуга имеет свои особенности реализации на рынке, технологии эффективных продаж товаров и услуг значительно отличаются, рассмотреть все схемы, тонкости и нюансы в рамках открытого семинара по продажам невозможно. Систему продаж нужно строить для каждого конкретного предприятия, под каждый конкретный продукт. Она не может быть универсальной».

Что касается «мишуры» о выходе из кризиса – опять же не может быть общего семинара, на котором представители различного бизнеса узнают, как выйти из кризиса: для каждой компании, в каждой ситуации нужно своё решение, уверена эксперт. Ведь для кого-то кризис – это отсутствие продаж, для других – завышенные расходы.

«В 2015 году к нам часто обращались с запросами провести анализ эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и резервов его развития, необходимых для выживания в кризис, – продолжает госпожа Топорикова. – У одних предприятий выявлялись завышенные затраты, и мы показывали, на что нужно обратить внимание. У других возможна была оптимизация численности персонала путем внедрения программного продукта. Причиной ухудшения дел у третьих оказывалось падение выручки из-за уменьшения рынка сбыта. В кризис нужно учиться прикладным дисциплинам, то есть, прежде чем выбирать какой-либо тренинг, необходимо внимательно проанализировать и разобраться с внутренними проблемами компании. Такой анализ сложно провести своими силами, поэтому стоит обратиться к экспертам, имеющим опыт в этой области. Для тех, кто хочет быть уверенным в завтрашнем дне и четко понимать, куда и на какие нужды тратятся средства, ГК "ВнешЭкономАудит" предлагает комплексную сервисную услугу "Аудит затрат". Значительный практический опыт, а также высокая квалификация наших специалистов могут выступить надежным и профессиональным партнером в решении поставленных задач».

Группа компаний «ВнешЭкономАудит»,
адрес: Челябинск, ул. Красная, 63;
тел./факс: +7 (351) 729-85-29;
e-mail: info@ural-audit.ru;
Ural-audit.ru.

На правах рекламы.

Фото: Фото предоставлено группой компаний «ВнешЭкономАудит»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления