Бизнес Худрук прощается с драмой на лирической ноте

Худрук прощается с драмой на лирической ноте

8 и 9 апреля в Челябинском театре драмы состоится премьера спектакля «Для чего часам стрелки?» по пьесе «Берег неба» Виталия Асовского и Линаса Зайкаускаса. Этот спектакль стал последней постановкой режиссера Линаса Зайкаускаса в нашем театре. После премь

8 и 9 апреля в Челябинском театре драмы состоится премьера спектакля «Для чего часам стрелки?» по пьесе «Берег неба» Виталия Асовского и Линаса Зайкаускаса. Этот спектакль стал последней постановкой режиссера Линаса Зайкаускаса в нашем театре. После премьеры художественный руководитель уезжает в Ульяновск.

Во время генеральной репетиции все время думала: неужели так никто и не понял, что и кого теряет? Да, конечно, в спектакле занят весь цвет театра: народные артисты России Юрий Цапник, Борис Петров и Валентина Качурина, заслуженные артисты России Татьяна Скорокосова, Александр Гусенков, Николай Ларионов, Алексей Мартынов, Виктор Кругляк...

Но как отмахнуться от режиссерского почерка? А он достаточно ярко определился уже после первых крупных премьер – «Кавказского мелового круга» и«Лавины». Совсем по-другому заблистали на сцене артисты, которых знаем и видим уже много-много лет.

Итак, Линас Зайкаускас уезжает, артисты остаются. Скандал в театре завершился непродлением контракта с художественным руководителем. Что называется, нашла коса на камень. И сегодня в репертуаре театра уже нет «Кавказского мелового круга» Зайкаускаса, потому что актер Александр Тихонов, который играл Симона, уехал в Тюмень. Сняты также«Наташина мечта», получившая несколько фестивальных призов, и «Песочница», потому что молодая талантливая актриса Марина Карцева решила уехать с режиссером в Ульяновский театр драмы. Сохранит ли театр спектакли «Лавина» и «Для чего часам стрелки?», пока не известно. Дай бог, чтобы сохранил.

Премьера, о которой сегодня речь, не только режиссерская постановка Линаса Зайкаускаса. В конце 90-х прошлого столетия он стал автором сюжетной линии спектакля. Пьеса «Берег неба» была написана драматургом, поэтом, переводчиком Виталием Асовским в соавторстве с Линасом Зайкаускасом по мотивам рассказов Тонино Гуэрры.

«Виталия Асовского я знаю очень-очень много лет, – говорит Линас Зайкаускас. – Он прекрасный поэт, прекрасный переводчик. Литература – это его жизнь. Нам обоим всегда страшно нравились работы Федерико Феллини и его сценариста Тонино Гуэрры. Прочитали мы рассказы Тонино, и они нас вдохновили. Конечно, от Гуэрры в пьесе нашей мало что осталось. Может быть, только то, что действие происходит в Италии. Но дух Феллини и Гуэрры, как мне кажется, остался. Я сочинял сюжет, но, так как я не писатель, Виталию пришлось сочинять диалоги. Вот так родилась эта пьеса».

Впервые она была поставлена все в те же 90-е годы в Литве, в русском драматическом театре. С этим спектаклем русская драма побывала на многих фестивалях, он прогремел и стал легендарным. «Он нам принес тогда много радости, – улыбается Линас Зайкаускас. – И вот сейчас этим спектаклем я прощаюсь с Челябинском на такой лирической ноте».

Действие спектакля происходит в маленьком, почти заброшенном итальянском городке. От железной дороги, которая его некогда связывала с миром, остались лишь шпалы, рельсы были сняты во время войны и переплавлены для производства орудий. Постепенно мир забыл о героях этой трогательной истории – шести мужчинах и одной женщине, – а они продолжают жить воспоминаниями о нем. Их можно считать совершенно нелепыми и чудаковатыми, если не увидеть в этих стариках, радующихся солнцу, осенним листьям, птицам, друг другу, самих себя. Они, как любой из нас, больше всего боятся одиночества.

Для художника-постановщика Маргариты Мисюковой это тоже прощальная работа – очень талантливая, как и все другие ее работы в нашем театре. «Непросто ответить, как рождается сценография, когда сценограф – твоя жена, и с ней ты проводишь чуть не 24 часа в сутки, – смеется режиссер. – Как показать этот городок, где живут семь наших героев? Однажды мы с Маргаритой были в европейском музее, где увидели множество старинных посудных шкафов разной конфигурации. Вот так родилась мысль выстроить по прямой посудные шкафы причудливой формы, которые внешне напоминают дома. Получился город из шкафов, которые в финале уезжают со сцены, как поезд. И сцена остается пустой».

Интересна, если не сказать гениальна, хореографическая канва спектакля. Вы можете это ощутить даже по съемке нашего фотографа. Для постановки спектакля «Для чего часам стрелки»? Линас Зайкаускас пригласил из Петербурга одного из лучших российских режиссеров по пластике – Юрия Хомутянского. За что отдельное спасибо режиссеру.

«Почему Хомутянский? Да потому, что это личность, величина! – говорит Линас Зайкаускас. – Мне очень нравится, как он работает, Юрий часто ставит спектакли с Львом Додиным, еще он преподает в ЛГИТМИКе и в Риге, в театральной академии. Хомутянский считается сегодня одним из лучших специалистов по пластике, по сцендвижению. И не только в России. Очень ему благодарен, что он откликнулся на приглашение».

Мой вопрос – с каким сердцем он покидает Челябинск – Линас Зайкаускас оставил без комментариев. В Ульяновске его уже ждут в театре драмы имени Гончарова. Там он намеревается сделать то, что планировал осуществить в нашем городе в новом театральном сезоне.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления