Бизнес Владимир Вишняков, директор студии веб-дизайна «7 линия»: «Развивать рынок веб-разработки нужно не фастфудом, а хорошей ресторанной едой»

Владимир Вишняков, директор студии веб-дизайна «7 линия»: «Развивать рынок веб-разработки нужно не фастфудом, а хорошей ресторанной едой»

Челябинский рынок веб-разработки находится уже не в зачаточном состоянии, но и не на пике развития. Как и везде, здесь есть те, кто выбрал путь быстрых денег, но низкого качества продукции и услуг, а также те, кто готов тратить время и силы, не чураясь дотошных разъяснений для клиентов: что плохо и что хорошо, и почему за это нужно платить. Последнего принципа придерживается директор студии веб-дизайна «7 линия» Владимир Вишняков, уверенный, что в любом бизнесе должны быть свои моральные «ограничители», за результат нужно платить, а руководитель должен быть «зажигалкой» для всего коллектива. Реализовывать эти принципы на практике удается вот уже три года – 19 августа компания «7 линия» отметила очередной день рождения.

«Москвичи адекватны, знают, что им нужно»

Владимир, начнем с очевидного. Расскажите о компании: как давно вы на рынке, ваша специализация, особенности?

– На рынке веб-разработки мы с 2009 года, в августе исполняется три года. Занимаемся разработкой сайтов, дизайном, фирменным стилем и рекламой в Интернете. Дизайн, на мой взгляд, является одним из сильных качеств нашей компании – мы активно работаем над фирменным стилем различных компаний, разработкой логотипов.

Какова география ваших клиентов? Сотрудничаете ли вы с компаниями из других регионов?

– В последнее время укрепляется тренд на сотрудничество с москвичами. Тут все просто: москвичам выгодно работать с провинцией, потому что цена на выходе значительно ниже, чем у московских веб-разработчиков, работающих на аналогичном уровне. И я такое положение дел считаю очень удобным для всех: они экономят, а мы им «заряжаем» больше, чем челябинским клиентам.

Многие не любят москвичей, не хотят с ними работать, но у нас сложилось другое впечатление: большая часть московских клиентов очень адекватна, они понимают, что им надо и в какие сроки, за что деньги платят. В Челябинске все-таки еще есть компании, которым нужно объяснять, что им на самом деле нужно. Между тем разработка сайта – это не выстраивание маркетинговой политики, а мы зачастую вынуждены додумывать маркетинг за клиента. В первую очередь это не очень хорошо для них самих же – посыл должен идти от клиента.

«Интим не предлагать»

Владимир, существует ли для вас разница в том, с кем работать?

– Если быть откровенным, мне приятнее работать с местным бизнесом. Мы позиционируем себя именно как челябинская компания, поэтому я хочу, чтобы в нашем регионе был хороший уровень веб-дизайна, тем более что возможности для этого есть.

В целом больше всего нравится работать с малым и средним бизнесом, как правило, это те, кто уверенно стоит на ногах. В таких компаниях нет бюрократии, общаемся непосредственно с первыми лицами, что влияет на рабочий процесс. Там, где активно участвует топ-менеджмент, продукт получается качественным, нам не нужно додумывать: собственник или управленец точно знает, что ему надо, а это влияет на скорость и сроки работы, на согласование.

В больших компаниях ситуация обратная: заказ на разработку сайта спускается сверху, и кто с нами взаимодействует, часто не до конца понимает, что нужно, а значит, задачи ставятся недостаточно конкретно.

Другими словами, размер имеет значение. А сфера деятельности потенциального заказчика для вас важна?

Есть категории клиентов, с которыми мы не работаем вообще. Это те, кто, на мой взгляд, не приносит пользу нашему обществу (пафосно звучит, но это так). Мы не сотрудничаем с производителями алкоголя, табачных изделий и теми, кто их распространяет. Бюджеты у таких компаний большие, однако это противоречит моим принципам и принципам моих коллег. К слову, пару раз весной к нам обращались за разработкой сайта интим-услуг, причем речь шла о высокобюджетных проектах, – мы отказались.

Для кого-то мои слова покажутся смешными, но я считаю, что у любой компании должны быть принципы нравственного толка.

«Фастфудом никогда не занимались»

Существуют ли какие-то особенности рынка веб-разработки?

– Главная особенность – низкий порог вхождения, что несет в себе плюсы и минусы. Так, из-за этого заказчику достаточно сложно определить, кто же способен решать серьезные задачи. Кроме того, чуть ли не 99% новичков позиционируют себя производителями дешевых сайтов, что я считаю неправильным: на этом рынке такой подход не ориентирован на долгосрочную перспективу.

Возможно, они ориентируются на спрос: пока людям нужны дешевые сайты, они будут их предлагать.

– Думаю, они просто не понимают, что, оказавшись в этом сегменте, не смогут из него выбраться – они уже себя «запозиционировали». Хотя что важно отметить: в Челябинске очень много хороших специалистов по части дизайна. Что обидно, многие из них, выйдя на какой-то уровень, начинают работать на Москву, а в последнее время многие переезжают: во многих столичных студиях дизайнеры и арт-директора – наши земляки.

А насколько сильна конкуренция в Челябинске?

– Бешеная. Однако я лучше скажу о том сегменте, в котором работаем мы – назовем его «дорогие сайты». Так вот здесь конкуренция никакая – она отсутствует. В последнее время вопрос цены редко встает перед нами в качестве проблемы, потому что даже в Челябинске появились люди, понимающие, что за хороший продукт нужно платить серьезные деньги. У нас есть минимум – 50 тысяч рублей: мы не делаем сайты за меньшие деньги, даже если это будут две странички. В последнее время мы работаем с бюджетами от 100 тысяч рублей.

А начинали с каких цифр?

– Тут вот что нужно сказать: мы никогда не занимались фастфудом, потому что с самого начала мне хотелось развивать этот рынок, развивать его не «БигМаками», а хорошей ресторанной едой.

Но многие искренне любят «БигМак»...

– Да, но «БигМак», условно говоря, делает не только «Макдональдс». Вот он делает его хорошо, а те, кто соседствует с ним, делают плохо. Я не против бюджетных шаблонных сайтов как таковых, но у меня и моих коллег не укладывается в голове, как за несколько тысяч можно создавать более или менее серьезные продукты и называть их профессиональными.

В чем тогда подвох в сотрудничестве с теми, кто согласен на невысокую оплату?

– Обращаясь в такие компании, заказчик должен понимать, какие ограничения накладываются по умолчанию. Банальная математика: нужно прикинуть, сколько проектов компания должна выпускать в месяц за несколько тысяч рублей при затратах на содержание офиса, сотрудников и прочее. Посчитав, можно понять: на проект в чистом виде выделится несколько часов. В эти несколько часов студии нужно уложить подписание договора, какую-то менеджерскую работу, утверждение макета или структуры сайта, а еще – по-хорошему – клиента нужно проконсультировать по многим узким вопросам, обеспечить тем самым сервисное обслуживание. Однако при малом бюджете сервис страдает гарантированно, его по сути нет.

«Мыне конвейер дешевых сайтов»

Владимир, тогда логичный вопрос: как выстраивается ваша работа, как взаимодействуете с клиентом?

– Прежде чем работать по существу, у нас проходит большой этап консультаций. После этого мы приступаем к проектированию, составлению требований, набросков и так далее. Именно на этом этапе происходит обманка клиента, которому обычно предоставляется несколько вариантов дизайна, из которых нужно выбрать самый удачный. Как правило, дизайнер отрабатывает один вариант, а остальные притянуты за уши. И все прекрасно понимают, какой дизайн будет выбран. В итоге клиент условно доволен или вообще не доволен, но вынужден выбирать и работать дальше.

Мы же поступаем иначе. Если речь идет о промосайтах или о тех, где нужно проработать какие-то фишки, сделать интересные элементы для пользователей – мы с них и начинаем работать – набрасываем карандашный дизайн-концепт. Это какие-то детали, их различные варианты, страницы – и из этих кусочков складываем тот самый концепт. Если речь идет о корпоративных сайтах, где в целом изначально все понятно, занимаемся проектированием на уровне составления схематичных шаблонов. Клиент видит не просто каждый наш шаг, а пол-шага, принимает в этом непосредственное участие. Часто на этом этапе заказчики подбрасывают много классных идей, потому что лучше знают свою сферу, а нас такая активность только радует.

Когда собрана условная мозаика, мы начинаем рисовать в цвете. У нас нет никаких дополнительных вариантов – мы отрабатываем утвержденную концепцию. Сделали в цвете, показали, возникли какие-то доработки, штрихи, утвердили и после этого занимаемся прорисовкой внутренних страниц. Согласовали-утвердили, все довольны – начинаем верстать. Выделяем тестовый адрес для клиента на нашем сервере, и он в режиме реального времени видит, как воплощается дизайн в веб-страницы. Как только у нас наступает готовность какого-то материала, мы выкладываем его на сервер, клиент это видит и может комментировать. Таким образом складывается HTML веб-макет, и клиент видит, как именно в Интернете будет выглядеть его дизайн. Финал – установка системы управления сайтом, тестирование.

Мы стараемся сделать так, чтобы клиент сопровождал сайт самостоятельно, хотя бы по части контента. Мне кажется это правильным, потому что в большинстве случаев получается оперативнее, сокращаются издержки. Однако при необходимости берем сопровождение сайта на себя.

Как долго вы работаете над проектом?

– Никогда и не при каких обстоятельствах не удастся сделать сайт меньше, чем за полтора-два месяца, а часто уходит полгода. Такие сроки связаны в первую очередь с тем, что мы плотно взаимодействуем с клиентом. Кроме того, со стороны всегда кажется, что все делается быстро и просто, однако на самом деле процесс изнуряющий и непростой.

Сколько проектов одновременно вы можете вести?

– Немного, а в год выпускаем десятка два (может, три) сайтов. По меркам Челябинска это результат скромный, однако каждый зарабатывает так, как ему нравится. Штамповать конвейером дешевые сайты – ничего не стоит, это зарабатывание денег и не более, а развивать рынок, вкладываться – это достойно уважения даже по отношению к конкурентам. Кроме того, когда мы объясняем и показываем клиентам, из чего состоит наша работа, 99% из них начинают относиться к таким срокам с пониманием.

Каким образом к вам приходят клиенты – «сарафанное радио» или реклама?

– Казалось бы, мы работаем в интернет-сфере и должны выжимать максимум из интернет-рекламы, но если говорить именно о сегменте недешевых сайтов, то 60-70% – это «сарафанное радио», рекомендации. На втором месте, но с большим отставанием, – интернет-реклама. Ну и немного социальные медиа.

«Я и сам переманивал кадры»

В каждом бизнесе верна простая истина: кадры решают все. Подтверждаете?

– Это точно: кроме кадров, у нас ничего нет, а компьютеры явно не назовешь серьезным активом, как и офис. Кадры – это и актив, и ценности, и сама компания, и вообще все без преувеличения. Костяк нашей команды закончился формироваться только в этом году, то есть на это ушло почти все то время, что мы существуем.

В Челябинске жуткий спрос на специалистов веб-разработки – переманивание страшенное. Более того, откровенно признаюсь: больше половины наших специалистов я сам переманил. Но тут выигрывает сильнейший: я ничего не делаю исподтишка, не строю козней. Я стараюсь создать атмосферу, где специалисты могут самореализоваться, подкрепляя это нормальной зарплатой.

Насколько важно образование в вашей сфере?

– Что касается высшего образования, то с таковым в нашей компании только два сотрудника, считая меня. Я закончил приборостроительный факультет ЮУрГУ. Будучи студентом, пытался получить еще одно высшее – юридическое, но не удалось, так как уже тогда занялся бизнесом, правда, другим. Если бы не это, может, сидел бы сегодня с двумя дипломами, которые благополучно засунул бы в ящик (что, собственно, и произошло с диплом ПС-факультета).

Хочется верить, что в Москве и Питере выпускают высококлассных специалистов, но в Челябинске, кто бы что ни говорил и ни писал в рекламных буклетах, ни один университет не выпускает нужных для этой сферы специалистов. Если кто-то желает связать свое будущее с веб-разработкой, он точно не должен клевать на эту удочку.

В нашем деле нужен опыт, какие-то профильные мастер-классы – от этого толк есть. От пяти лет в университете я не получил ничего. Скажу так: мы занимаемся бизнесом, который называется «веб-разработка», а университеты – тем, который называется «высшее образование».

«Об ошибках принципиально не жалею»

Владимир, сегодня вы только руководитель или еще исполнитель?

– Я лично не занимаюсь дизайном, версткой или программированием. Мое поле деятельности – маркетинг и менеджерские задачи. Признаться, я еще сам не определился, насколько это правильно. Думаю, скоро определюсь с тем, нужно ли выстраивать схему автоматизированного бизнеса, когда большую часть полномочий можно делегировать. В определенном смысле это повышает эффективность компании, но вместе с этим возникают другие нюансы.

Как у вас со свободным временем? В отпуск на две недели сможете уехать?

– Весной я попробовал это сделать, но находился в Челябинске, был всегда на связи и понял, что это не отпуск. Когда я пойду в следующий отпуск, а случится это не скоро, точно отключу свой телефон и далеко уеду.

Знаете, к компании я отношусь как к космическому кораблю, а на создание высокотехнологичного устройства нужно потратить много сил и времени, причем этот продукт должен быть 100-процентно качественным. И только когда это произойдет, когда я буду уверен в созданном, я позволю себе полноценный отдых.

Как относитесь к ошибкам своим и сотрудников?

– К своим ошибкам я отношусь философски, а вот к ошибкам сотрудников – нет. меется.) О своих ошибках принципиально никогда не жалею. В любом случае каждая ошибка анализируется и выявляется ее причина, которая в дальнейшем пресекается, чтобы ошибка не повторилась.

«Руководитель должен быть «зажигалкой»

В качестве резюме: перечислите качества, которые, на ваш взгляд, должны быть у грамотного и успешного руководителя.

– Трудоспособность или даже трудоголизм. Человек должен быть «трудоотморозком», если он не такой, можно идти на завод и получать свои 20-25 тысяч. Сейчас я говорю именно о малом бизнесе.

Многие говорят, что они не хотят работать на дядю, а поэтому займутся своим бизнесом. Я могу дать совет тем, кто так считает: идите работать на дядю, вы не предприниматели и бизнесмены. Бизнес – это изнуряющая ежедневная работа, которая превращает человека в раба, возможно, в хорошем смысле. Если человек не готов к тотальной самоотдаче, по крайней мере, первые несколько лет, то и нечего начинать. Веб-разработка – это тяжелый бизнес. Чтобы из себя что-то представлять, нужно нереально вкалывать.

Важно быть ответственным человеком. С ответственностью за себя все ясно, но когда ты понимаешь, что сотрудники надеются на тебя, верят... В общем, руководитель должен быть харизматичной личностью, «зажигалкой». Таким, как Стив Джобс. Джобс – это бренд, как и Apple. Не знаю, получается у меня это или нет, но я считаю, что так должно быть. Именно руководитель должен распространять и утверждать веру в общее дело, потому что компания – это команда, в которой все зависят друг от друга.

Еще одно качество, которое должно быть у руководителя, – отсутствие пафоса и понтов. Вот это точно. Нужно понимать, что руководитель или даже собственник бизнеса – это лишь функциональный элемент в общем механизме, но не сам механизм. Я убежден в этом. Как элемент механизма, я наделён какими-то полномочиями, может быть, их чуть больше, чем у других, но это потому, что так надо.

С таким подходом ясно, что бизнес для васнечто большее, чем получение прибыли.

– Если бы я хотел получать много денег, я бы занимался, например, банальной торговлей. Или чем-нибудь другим. Но в нашем деле удается самореализоваться, мы вкладываем душу, а это один из хороших рецептов любого бизнеса. Мне мой бизнес по душе.

Студия веб-дизайна «7 линия»Челябинск, ул. Дзержинского, 93Б, оф. 801;тел.: +7 (351) 239-03-39, 239-03-31;e-mail: sales@7-line.ru;7-line.ru.

Фото: Фото предоставлены компанией «7 линия»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления