Бизнес Челябинская агломерация стала примером

Челябинская агломерация стала примером

В Челябинске 4–6 сентября на межрегиональном форуме-выставке «Современный город-новое качество жизни» рассмотрели организационные вопросы создания агломерации муниципальных территорий, варианты управления новой структурой и проблемы, которые будет решать новая форма взаимодействия. По словам генерального директора Союза российских городов Александры Игнатьевой, обсуждение ключевых вопросов не случайно проводилось в столице Южного Урала. Проект Челябинской агломерации – один из самых амбициозных, и власти города первыми подписали учредительное соглашение между семью муниципалитетами, вошедшими в нее.

Запуск «пилота»

Открывая форум-выставку «Современный город-новое качество жизни», глава города (председатель городской думы) Станислав Мошаров отметил, что именно здесь будет презентован пилотный проект Челябинской агломерации, а также несколько проектов, вошедших в список Минрегионразвития РФ. «Мы пригласили достаточно большое количество экспертов – не только руководителей территорий, но и экспертное сообщество, – на суд которых представим наш проект, – отметил Станислав Мошаров. – Мы обсудим с ними, как дальше будут развиваться наши города».

Александра Игнатьева
1 из 11

В Челябинскую агломерацию вошло два города – Челябинск и Копейск, а также пять районов – Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский. Общая численность населения – 1,566 тысяч человек. На открытии форума 5 сентября главы муниципальных образований подписали
учредительный договор о создании координационного совета, который объединит исполнительные и представительные органы власти городов и районов, вошедших в состав Челябинской агломерации.

В рамках практической части форума-выставки, организованной Челябинской городской думой и Челябинским филиалом РАНХиГС, специалисты обсуждали несколько основных вопросов: как создать агломерацию, гармоничную с точки зрения управления и решения социально-экономических задач муниципальных территорий; когда будет принята законодательная база, регулирующая эти процессы. В частности, поднимались проблемы стратегического планирования, устойчивости развития территории, социальной безопасности, кадровых ресурсов, создания эффективных транспортных систем, комплексной застройки городского пространства. Кроме того, эксперты рассмотрели темы управления отходами, организации раздельного сбора мусора и социальные аспекты применения новых медицинских технологий.

Александра Игнатьева еще в начале форума четко обозначила свою позицию по поводу понятия «агломерации». На ее взгляд, это не объединение и не присоединение муниципальных территорий, а сотрудничество, например, по экономически выгодным проектам, вопросам территориального планирования и решению хозяйственных задач.

«Сегодня каждый город ищет то, что могло бы стать его изюминкой, на чем бы город мог себя позиционировать и выстраивать свое развитие, – говорит Александра Игнатьева. – Сегодня многие говорят о развитии городов, но с бюджетами муниципальных образований все очень грустно, и каждый самостоятельно ищет возможности. Как правило, сегодня руководители находятся в поиске ресурсов, которые еще не задействованы в развитии территории».

По словам генерального директора Союза российских городов, для Челябинска попадание в список пилотных проектов Минрегионразвития РФ – событие. «На мой взгляд, пилотный проект Челябинской агломерации один из самых амбициозных из всех, что были представлены. И это только концепция и дальнейшее развитие проекта будет идти в связи с конкретными задачами», – добавляет эксперт.

Всего в перечень пилотных проектов, одобренных Минрегионразвития, вошли 16 агломераций. Эксперты отмечают, что все проекты кардинально различаются. Так, есть моноцентричные агломерации, а есть абсолютно равные по статусу муниципалитеты. Пилотные проекты агломерационных процессов представили как крупные мегаполисы, так и небольшие города. Такое разнообразие связано с тем, что власти планируют изучить процессы развития различных форм агломераций.

«Специально брали разные проекты, чтобы дать представление, что агломерация – это необязательно один большой город, – комментирует Александра Игнатьева. – Агломерационные проекты должны быть включены в стратегию развития города. Первый проект, который сразу возник у всех муниципалитетов, полигон ТБО, затем – дороги. Последние должны способствовать быстрому передвижению. Есть города, которые объединились, и для них важно строительство какого-либо социального объекта».

1 из 7

Генеральный директор компании «ГИПРОГОР» Владимир Елистратов уверен, что объединение усилий нескольких мунципалитетов обеспечит поступательное, гармоничное социально-экономическое развитие. «Крупный город будет передавать не свойственные ему функции в города-спутники, – говорит он. – И это прежде всего развитие промышленности, потому что центр – ядро агломерации – должен выполнять административные функции. Города-спутники, конечно, должны развиваться. Но разделение труда на основе диверсификации экономики – это задача самой агломерации».

Агломерации в законе

Немаловажной темой, которая встает при осуществлении пилотных проектов, является законодательная основа. Эксперты уточняют, что в случае с созданием агломераций власти решили пойти по пути отличному от того, который использовался ранее. Если раньше сначала разрабатывалась и принималась законодательная база, то в данном случае Минрегионразвития РФ решил сначала отработать проекты, нормативно-правовую базу, а затем посмотреть, что необходимо корректировать в федеральном законодательстве.

«Мы четко осознаем, какие законодательные риски существуют при работе с пилотными проектами, – уверяет Александра Игнатьева. – Действующее законодательство не определяет порядок взаимодействия между территориями агломерации. Как осуществлять те или иные организационные функции, как оформить договор межмуниципального сотрудничества, какие управленческие структуры наиболее целесообразны для решения проблем? Эти и другие вопросы необходимо решать».

Заместитель директора департамента по местному самоуправлению и межмуниципальным отношениям правительства Свердловской области Юрий Кузнецов на пленарном заседании форума представил три модели управления агломерации. «Модель агломерации должна быть такой, чтобы преимущества совместной работы были более ощутимы, а ограничения не приводили к усложнению структуры управления, – говорит Юрий Кузнецов. – Для реализации крупных проектов потребуется обеспечение рабочей силой, углубление суточных миграционных процессов».

Тем временем челябинские специалисты уже определились со структурой управления челябинской агломерации. Органами управления станут координационный совет, который будет формироваться из представителей самих муниципальных образований, а также самостоятельная дирекция агломерации.

«От реализации проекта мы ожидаем несколько различных эффектов. В частности, повышения инвестиционной привлекательности, – сообщил Станислав Мошаров. – Создание агломерации позволит нивелировать недостатки и развить преимущества как малых, так и больших муниципальных образований, сэкономить бюджетные средства, повысить качество управления городами и привлечь в них более квалифицированные кадры. Создание единой транспортной системы обеспечит доступность населения ко всей созданной внутри агломерации инфраструктуре. В результате этих мер население перестанет стремиться жить в крупных городах и административных центрах на постоянной основе, что поможет решить проблему равномерного расселения граждан».

В настоящий момент специалисты в Челябинске разрабатывают карту стратегического развития, документы территориального планирования и комплексный инвестиционный план.

В июле этого года Челябинская агломерация вошла в итоговый перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городов в РФ. В итоговом списке оказались 16 проектов: Барнаульская, Кузбасска, Красноярская, Новосибирская, Владивостокская, Южно-Башкортостанская, Махачкалинско-Каспийская, Самарско-Тольяттинская, Горнозаводская (Свердловская обл.), Ставропольская, Тульская, Ульяновско-Димитровградская, Челябинская, Березниковско-Соликамская, Абакано-Черногорская агломерации и трансграничная агломерация Большой Сочи.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления