С 16 июля в Челябинской области начнется вторая волна единого государственного экзамена. Испытание в вузах предстоит пройти абитуриентам, окончившим школу не в текущем году. Например, пришедшим из армии или выпускникам техникумов. Итоги уже прошедшего ЕГЭ были в центре внимания на состоявшемся сегодня совещании при губернаторе области.
В целом ЕГЭ в области прошел успешно. Такой вывод можно было сделать из доклада министра образования области Владимира Садырина. Результаты, показанные выпускниками области, в среднем были выше общероссийских. Среди рекордов нынешнего ЕГЭ был приведен тот факт, что 20 выпускников из Челябинска, Магнитогорска, Озерска, Снежинска, Южноуральска и Миасса получили максимальную оценку 100 баллов. А ученица челябинской школы № 99 единственная в России набрала 100 баллов по географии. Кроме того, выяснилось, что наши школьники знают математику лучше, чем их сверстники в других регионах. ЕГЭ показал, что каждый пятый школьник в России знает математику на «двойку», тогда как в Челябинской области «пару» по этому предмету получил только каждый десятый. При этом выпускники области получили на 200 медалей меньше, чем в прошлом году. Министр образования и науки области связывает это с ужесточением контроля над процедурой экзамена.
«До введения системы ЕГЭ двоечников в области не было вообще, - говорит он. – Теперь они есть, потому что знания учащихся оценивает независимая экспертиза».
По мнению Владимира Садырина, теперь благодаря системе ЕГЭ поступить в вузы могут «талантливые трудолюбивые дети из села без блата, денег и репетиторов». Однако лучшие результаты все-таки показали выпускники известных челябинских школ 11, 31, 80 и 102. Министр образования области сообщил, что по результатам единого госэкзамена идет зачисление во все челябинские вузы.
Количество бюджетных мест в них в этом году увеличилось на шесть тысяч. Специалисты отмечают, что за последние 10 лет структура подготовки в высших учебных заведениях изменилась. Сегодня 25 тысяч студентов (73,5 процента) обучаются по гуманитарным, юридическим и психолого-педагогическим специальностям. 13,2 процента по промышленным и сельскохозяйственным специальностям, и только 3,5 процента учатся на экономических факультетах. Такая ситуация сказалась и на рынке труда. В прошлом году на биржу труда обратилось 29 выпускников ЮУРГУ, 11 ЧЕЛГУ, 3 выпускника сельхозакадемии, 13 – педагогического университета. Это притом, что по специальности в прошлом году пошло работать только 17 процентов выпускников педвуза и около 20 процентов сельхозакадемии.
Выход из сложившейся ситуации чиновникам видится в создании четкой законодательной базы, условий, при которых студент, обучавшийся за счет бюджета, должен будет отдать долг государству: отработать в сфере образования пять лет. Кроме того, министр образования области высказался за возвращение в вузы системы распределения. По его словам, работа в этом направлении уже ведется. Однако министр признал, что пока соответствующих законов на федеральном уровне нет, распределение нынешним студентам не грозит.