RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

741мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,36
EUR 98,67
Город Прямая дорога с «Компасом»

Прямая дорога с «Компасом»

«Если бы вы узнали, что ваш друг употребляет наркотики или он ВИЧ-инфицирован, что бы вы посоветовали ему?». Скажу честно, этот вопрос из анкеты привел меня как журналиста, регулярно пишущего на подобные темы, в замешательство. Чем я могу помочь человеку.

" src=

«Если бы вы узнали, что ваш друг употребляет наркотики или он ВИЧ-инфицирован, что бы вы посоветовали ему?». Скажу честно, этот вопрос из анкеты привел меня как журналиста, регулярно пишущего на подобные темы, в замешательство. Чем я могу помочь человеку, который осознает свое положение, но не знает, как справиться с ним? Что сказать, не причинив ему боли, как поддержать? Сейчас я знаю: ответы на эти вопросы подскажут в муниципальном центре профилактического сопровождения «Компас».

Нулевой меридиан

«Компас» был открыт всего полтора месяца назад, но уже сейчас его специалисты принимают до десяти звонков в день. Сюда обращаются те, кто решил бросить принимать наркотики или узнал, что он ВИЧ-инфицированный. По словам директора «Компаса» Сергея Авдеева, до последнего момента решением этих проблем занимались управления здравоохранения, образования или социальной защиты. Однако не всегда информация о возможности получения помощи доходила до адресата. «Всю помощь можно разделить на две большие категории – низкопороговую и высокопороговую, которой занимаются специализированные учреждения: больницы, крупные реабилитационные центры, – поясняет Сергей Авдеев. – Эти структуры всегда готовы предоставить необходимые услуги, но практика показывает, что большинство нуждающихся в них людей не готовы или не имеют навыков получения этой помощи. Мы сталкиваемся со случаями, когда активные наркопотребители с пятилетним «стажем» не знают, где находится областная наркологическая больница или реабилитационный центр.

На последней встрече с управлением наркоконтроля я узнал, что в Челябинской области работает 18 структур, занимающихся реабилитацией наркозависимых. Даже для меня как директора «Компаса», который занимается этими вопросами не первый год, это стало открытием. Именно поэтому основная задача «Компаса» – информирование населения о таких видах помощи, повышение доступности ее получения. Наш центр служит входными воротами, где все нуждающиеся могут получить консультацию и первую помощь: социальную, психологическую и, отчасти, даже медицинскую. То есть «Компас» является нулевым меридианом, где человек решает, что ему делать завтра».

С этой точки зрения, «Компас» – уникальный в России центр, который объединяет опыт всех ведомств, общественных организаций, реабилитационных центров, занимающихся проблемами наркомании и ВИЧ-инфекции. Многие челябинцы, наверняка, слышали об общественных организациях «Есть мнение», «Крылья», которые постоянно проводят акции, горячие линии, стараясь разрешить эти проблемы. Но у них есть ограничения по количеству человек, которым специалисты могут оказать помощь. Нуждающихся в ней, как ни печально, становится все больше и больше.

Как устроен «Компас»

Всю поддержку, которую оказывает «Компас», можно разделить на два направления – профилактика и непосредственно социально-психологическая помощь. Первое направление включает в себя семинары и тренинги по вопросам сохранения здоровья в школах, детских лагерях, училищах, вузах; а также работу с теми, кто уже употребляет наркотики или заражен ВИЧ. Может показаться странным, что проводится профилактика среди уже инфицированных. По словам Сергея Авдеева, для таких случаев разработаны программы по снижению вреда здоровью.

«Их главная цель – объяснить человеку: употребляешь наркотики – делай это безопасно, – рассказывает Сергей Авдеев. – Мы не пытаемся просто раздавать одноразовые шприцы или презервативы, мы напоминаем об элементарных правилах: не пользуйтесь шприцами после других людей, выбирайте безопасный секс и т.д.

Таким образом, первое общение с теми, кто может попасть в группу риска или уже в нее вошел, происходит на улице. У нас разработан так называемый аутрич-проект: волонтеры выходят на улицы или известные места, где чаще всего собираются наркоманы, и раздают брошюры с необходимой информацией и телефонами центра.

– Если человек все-таки решился позвонить или прийти в центр?

– Здесь его встречают наши сотрудники, как правило, психолог или специально обученный социальный работник. В «Компасе» с посетителем беседуют уже более предметно, выясняют круг проблем. В зависимости от этого специалист составляет индивидуальную программу. Если нужна медицинская помощь, мы договариваемся с реабилитационным центром, с которым тесно сотрудничаем. Можем также связаться с управлением соцзащиты по месту жительства, центрами по профилактике и борьбе со СПИДом (их в Челябинске два), с детским центром СПИДа, областной наркологической больницей.

– То есть вы работаете как страховая компания, которая заключает договоры, оплачивает услуги по полису?

– Да, только в страховой компании нет сервисных специалистов. А «Компас» является не только диспетчером услуг, но и сам оказывает психологическую помощь. Ведь от правильной мотивации зависит успех задуманного. Часто кажется, что «мне бы хорошую работу», «помириться со своим парнем или родителями», и я перестану баловаться наркотиками. Практика показывает, что это не так. Цели достигаются, а молодые люди снова тратятся на наркотики, вдобавок, если мечты вообще не воплотились, еще и впадают в депрессию, становятся апатичными к жизни. Согласитесь, если человек хочет перестать употреблять наркотики только потому, что у него возникли проблемы с законом, это не совсем эффективная мотивация. Психологу нужно выстроить взаимоотношения так, чтобы обратившийся пришел к полному отказу от зависимости. И это у нас получается! На Западе давно убедились: если у человека возникают проблемы, должно быть место, где ему помогут их решить.

Прямой дорогой

– А в чем заключается социальная помощь?

– В основе нашей работы лежит принцип социального сопровождения, то есть специалист находится с посетителем с момента его обращения до разрешения ситуации. Этот метод еще называется кейс-менеджмент. Он появился на Западе в 40-е годы и использовался при работе с людьми с ограниченными физическими возможностями и страдающими алкоголизмом. Сейчас метод активно используется в работе с различными группами риска, в том числе, с наркозависимыми и ВИЧ-положительными. Не всегда можно помочь человеку только психологическими консультациями. Ведь даже для того, чтобы получить пособие, нужно не одну очередь отстоять, собрать целый ворох документов. А если человек по незнанию обратился не в ту организацию, он еще и стресс заработает. Вот на этом этапе люди и теряются. Основной принцип нашей работы – преемственность в оказании помощи. Мы хотим, чтобы человек попадал в партнерскую организацию, где его ждут. Мы не можем продублировать функции, например, центра социально-трудовой реабилитации, но в наших силах подготовить человека так, чтобы он туда пришел и получил необходимую помощь. Специалист «Компаса» должен быть знаком с тем специалистом, к которому он направляет посетителя, будь то в наркологическом диспансере или управлении соцзащиты. Наш консультант сам звонит, интересуется, дошел ли этот человек, была ли ему оказана услуга. Однако на этом работа с ним не заканчивается, потому что мы знаем, что через пару месяцев после реабилитации этот человек выйдет и его нужно встретить. Пока он проходит лечение, в «Компасе» параллельно решаются вопросы его трудоустройства, размещения, восстанавливаются документы, чтобы нашему клиенту было куда возвращаться.

– Не получится ли так, что потом ваш посетитель будет спекулировать на услуге социального сопровождения, а в итоге разучится преодолевать препятствия?

– Мы стараемся выстраивать работу так, чтобы социальное сопровождение не превратилось в социальное обслуживание. С каждым посетителем центра подписывается так называемый терапевтический договор, в котором разделена ответственность специалиста и обратившегося за помощью. Посетитель обязан выполнять рекомендации консультанта, приходить на сеансы трезвым, предупреждать о невозможности приехать на встречу и т.д. Например, сейчас к нам обратился за помощью молодой человек. Мы с ним договорились, что он приходит на 20-тиминутную встречу со специалистом каждый день.

Наша задача – сделать так, чтобы человек не просто получил помощь, но и научился ее добиваться. Можно назвать это личностным ростом, жизненными навыками. Конечно, проще взять машину и самому отвезти его в другую организацию, но тогда из-за нехватки времени нам придется отказывать другим нуждающимся. Таким образом, мы даем человеку возможность самому взвешивать все «за» и «против» и принимать решения. На это сложно было перестраиваться. Меня в мединституте учили, что я как врач принимаю решение за больного, что ему пить, как и сколько. Здесь ситуация другая. Мы можем сколько угодно договариваться о времени встречи, размещении нашего посетителя в больнице, но эту дорогу от дома до диспансера или центра он сам должен проехать, сам собрать вещи и соблюдать режим. Если на каком-то этапе человек ломается, значит, он не готов меняться до конца – это его выбор.

Кризисная помощь

По оценке специалистов, в Челябинске достаточно хорошо развита система услуг оказания помощи наркозависимым и ВИЧ-инфицированным. Есть службы психологической поддержки, реабилитационные центры, общественные организации, занимающиеся этой проблемой. В «Компасе» решили предложить еще один вид помощи, которую жители области до сих не могли получить: в планах создание кризисного центра. Это станет своеобразной обителью для всех, кто попал беду. Здесь можно будет переночевать, пережить при поддержке психологов трудный период.

«Эта услуга просто жизненно необходима, – говорит Сергей Авдеев. – Если в семь вечера человек решил отказаться от наркотиков, но боится возвращаться во двор, где его ждут друзья-наркоманы, и сорваться, то куда ему идти? А если у него нет денег, и мы не можем оставить этого человека у себя, то ему остается либо воровать, либо идти на панель. Кризисный центр позволяет приютить посетителя до разрешения проблемы. Это будет, конечно, не общежитие, а помещение, где можно спокойно провести сутки.

Как-то нам позвонили из районного управления соцзащиты и сказали, что к ним пришел молодой человек. Он утверждал, что ВИЧ-инфицирован, живет на вокзале. В наш центр он попал только вечером. Оказалось, ему 26 лет, он из Челябинска, но полтора года прожил в Москве. За это время потерял здесь комнату, которая ему полагалась как сироте. На тот момент ему негде было жить. Наркотики молодой человек не употреблял, правда, иногда злоупотреблял алкоголем. Он утверждал, что ВИЧ-инфицирован, но результатов анализов у него не оказалось. Без них мы не могли определить его ни в центр СПИДа, ни в какую-либо больницу. Хорошо, что мы знакомы с общественными организациями, занимающимися подобными проблемами в других городах. Я позвонил в Москву, назвал все пароли, и там мне подтвердили, что этот молодой человек действительно ВИЧ-положительный. Мы сделали экспресс-тест, но этого все равно недостаточно для обоснования пребывания его в больнице. Встает вопрос, что делать с ним в шесть вечера, когда на улице ноябрь и почти -15 градусов. Можно предположить несколько вариантов развития ситуации: он уезжает на вокзал и больше никогда к нам не возвращается; он пытается заработать деньги еще на один приезд к нам, то есть что-то крадет. Если бы к тому времени был кризисный центр, все решилось бы гораздо проще, и мы не рисковали бы потерять человека по формальным причинам. Всеми правдами и неправдами мы постарались определить его в больницу. Помимо ВИЧ у него выявили туберкулез. Вдобавок у него была жуткая депрессия, из которой вывести его стоило больших усилий. Но все разрешилось благополучно. Пока он проходил лечение, наши специалисты подготовили все необходимые документы. Сейчас он устроился на работу, снимает жилье и пытается восстановить права на комнату, которая была положена ему как сироте.

Знаешь – значит защищен

– Есть ли в «Компасе» группы поддержки, где посетители могут пообщаться с людьми, у которых такие же проблемы?

– Два раза в неделю у нас собираются группы взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ. Там все посетители могут свободно общаться, знакомиться, получить психологическую поддержку. Более 90% тех, кто заражен вирусом имуннодефицита человека, моложе 30 лет. Конечно, им нужно общаться, строить семейные отношения. Тем более, сейчас ВИЧ контролируемое заболевание. С начала момента реализации нацпроекта лечение стало более доступным, а значит люди с ВИЧ будут жить столько, сколько им отмерено Богом.

– Сергей, вы не первый год занимаетесь проблемами ВИЧ-инфицированных. Есть ли разница между тем, какая помощь им оказывалась раньше и тем, что предлагается сейчас?

– Конечно, и очень большая. Семь лет назад я начинал как доктор, который только закончил мединститут и пришел в больницу. В 2000 году был пик заболеваемости ВИЧ. Каждый день выявлялось по 50-70 новых случаев. Никаких специальных программ по профилактике вируса имуннодефицита человека не было, хотя с их помощью, может, удалось бы сдержать темпы эпидемии. Начинали методом проб и ошибок, разрабатывали образовательные программы, лекции, семинары. Но все это начали реализовывать только спустя несколько лет. Первые программы по социальному сопровождению появились в Челябинске в 2003 году. Сегодня уже не нужно изобретать велосипед: мы используем опыт других стран, появился и свой. Если раньше новым сотрудникам было сложно объяснить, чего мы от них хотим, как им работать, то сегодня разработаны даже нормативные документы по этим вопросам.

– По вашему опыту, насколько повысилась осведомленность населения по этим проблемам?

– Она, к сожалению, остается минимальной. Сколько бы мы ни говорили об актуальности темы, люди не хотят замечать проблемы, если она не касается лично их или близких. Когда вы видели последний видеоролик социальной направленности? (Называю только телепроект Владимира Познера в Челябинске, посвященный проблеме ВИЧ, который был в мае). Этот эфир прошел почти три месяца назад, и за все время ничего нового не появилось. Более грамотными стали школьники, потому что в учебных учреждениях этим темам посвящают отдельные уроки. Но большинство до сих пор верит в мифы, что ВИЧ передается через комаров, слюну, общую посуду. Многие боятся ходить в маникюрные салоны и при этом меняют партнеров как перчатки, не думая о своей защите. (Смотреть видео, 4,12 Мб, 30 сек.)

– Какие новые проекты по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции будет реализовывать «Компас»?

– В течение сентября проведем большую кампанию «Мне дорог каждый ребенок!», посвященную детям с ВИЧ. Сейчас реализуем большой проект при поддержке детского фонда ООН ЮНИСЕФ, направленный на поддержку ВИЧ-инфицированных беременных женщин или имеющих детей до трех лет. Он направлен на профилактику отказов и повышение доступности получения помощи. Нужно добиться, чтобы такие женщины своевременно обращались к врачам. Ведь сейчас медицина позволяет сделать все возможное, чтобы ребенок родился здоровым. (Смотреть видео, 4,10 Мб, 30 сек.)

Муниципальное учреждение «Компас» расположено в центре города в районе вокзала, по адресу: улица Переселенческий пункт, 10. Позвонить консультантам центра можно по телефонам 270-34-09, 230-19-06.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления