Город Новые схемы для старых маршрутов

Новые схемы для старых маршрутов

Уже несколько месяцев у остановки «Улица Барбюса» есть своя линейная схема движения автобусов, совсем как у, скажем, лондонской Сассекс-гарденс. От вандалов и грязи ее оберегает порезанный с помощью гитарных струн и зажигалки лист советского оргстекла. Весь проект от начальной поездки с секундомером до прикручивания схемы к остановке провели молодые челябинские дизайнеры Андрей Большаков и Никита Холод. Чем экспериментаторы займутся дальше, что им посоветовал известный дизайнер Илья Бирман, как реагирует на подобные инициативы управление транспорта – в материале Chelyabinsk.ru.

1 из 7

«Идея создания такой схемы возникла еще полтора года назад, – рассказал Андрей Большаков. – Я трепетно наблюдал за работой студии Лебедева над схемой метро, ее продвижением и улучшением. Тогда и начал интересоваться схемами и вообще организацией информации для города. Таблички с номерами домов, городская навигация и транспортные схемы. Глядя на множество замечательных европейских примеров я задавался вопросом: почему бы не осуществить такое для нашего города и перейти на качественно другой уровень? Потому что всё это – общение города с жителями. Когда на огромном, вдруг возникшем на привычном месте заборе крупно пишут, что здесь проводятся такие-то работы до такого-то времени; когда человеку на остановке рассказывается доступным языком, на каком автобусе и за какой промежуток времени он может доехать до необходимой остановки, никто не чувствует себя чужим и понимает, что он не гость, а полноправный житель города, неотъемлемая и самая главная его часть».

Подобные линейные схемы движения транспорта уже давно используются в европейских городах, но в России распространения пока не получили. Андрей Большаков смотрел на лондонские аналоги и сделал схему для остановки, возле которой учился и часто проводил время.

«Полтора года схема пролежала «в столе» из-за того, что были нерешенные задачи – визуализация участка пути, где маршруты совпадают, и визуализация времени прибытия, – вспоминает Андрей Большаков. – Когда я понял, как это можно реализовать, мы с Никитой Холодом сходили в типографию и распечатали схему. Никакой договоренности с транспортными структурами не было, просто эксперимент. Схема висит уже несколько месяцев, я довольно часто проезжаю и вижу, что люди подходят и смотрят, интересуются. Возможно, они не всё понимают. Но у нас нет культуры восприятия такой информации, для людей это в новинку. Если бы такие схемы использовались повсеместно и давно, мы бы научились быстро извлекать необходимые данные».

На печать схемы дизайнеры потратили 230 рублей. Купили пачку саморезов, вырезали с помощью зажигалки и гитарной струны кусок оргстекла под размер, приехали на остановку и прикрутили ее.

Когда в Челябинск в октябре приехал известный дизайнер Илья Бирман и провел на базе Feelmore «живые советы», Андрей и Никита воспользовались шансом посоветоваться с автором нескольких транспортных схем. Больше всего Бирману в задумке челябинских дизайнеров понравилась идея объяснить названия остановок.

«Это клево, человек приходит, ждет автобуса, ему нечем заняться, и тут такое украшение на схеме – портрет и информация. Барбюс и Колющенко – кто-то из них чувак, что-то из них завод, – рассуждает Бирман. – Что за чувак, чем интересен, почему в честь него именно эта остановка названа? Какой завод, что производит, в честь кого назван? На Западе стройки не огорожены, как у нас, мрачными бетонными заборами, мимо которых хочется пройти поскорее, там ограждения оформлены планами и фото того, что раньше было на этом месте, висят чертежи и эскизы, как будет вскоре. И если в вашей схеме навести порядок в верстке, исправить шрифт, минимизировать варианты с кеглем, формой, лишними деталями, изменить цвета, получается очень интересная задумка и при этом просветительская».

Андрей Большаков и Никита Холод
1 из 7
Андрей Большаков и Никита Холод

Илья Бирман работает в дизайн-бюро Артема Горбунова и известен как разработчик типографской раскладки, позволяющей набирать специальные символы без использования символьных кодов. Раскладку Бирмана используют «Яндекс», СУП, бюро Горбунова и студия Артемия Лебедева. Кроме того, проект челябинца вошел в финал конкурса новой концепции схемы московского метрополитена, но уступил варианту студии Лебедева.

Андрей Большаков внял советам московского дизайнера и параллельно с корректировкой созданной схемы готовит также общую автобусную: «Нужно проработать структуру, как это будет выглядеть с максимальным количеством маршрутов, с минимальным, чтобы была какая-то система. А там можно будет и с Автотрансом поговорить. Хотя сомневаюсь, что это им интересно. Параллельно с этой разрабатывалась полная схема движения автобусов. Но пока она не продвигается, это лишь каркас, на него еще предстоит наложить множество маршрутов».

Бирман призвал ребят не останавливаться на достигнутом и сотрудничать с транспортниками.

«Такая штука имеет смысл, когда она системная и висит везде, – подчеркнул Илья Бирман. – Если будут по всему городу, это будет очень здорово. Было бы классно, если бы вы тоже пообщались с автобусным парком, с управлением транспорта – вот мы делаем то-то и то-то, нам нужна информация. Мы вот сделали трамвайную схему, вы занимаетесь автобусной, если будем взаимодействовать, у нас будет больше шансов вместе сделать хорошее дело городу».

Пресс-секретарь управления транспорта администрации Челябинска Валентина Богомазова в телефонном разговоре с корреспондентом Chelyabinsk.ru отметила, что, хотя к ним еще никто не обращался, транспортники готовы посодействовать подобному проекту.

«Мы пока не слышали о такой инициативе, но были бы рады, – сказала Валентина Богомазова. – Можем помочь дизайнерам, прежде всего в создании маршрутной сети и предоставлении информации. Ведь им, прежде чем создавать линейные схемы, нужно точно знать движение маршрутов, которые временами меняются. Если информация будет достоверная в этих схемах, претензий с нашей стороны не будет. Кроме того, на многих остановках висит единая схема маршрутной сети, которую мы периодически обновляем, недавно появилась новая схема движения трамваев. По троллейбусам и автобусам отдельные маршрутные схемы пока не создаются».

1 из 4

Презентовавший в сентябре новую официальную схему движения трамваев Илья Бирман также говорит, что не планирует разрабатывать новые схемы челябинского транспорта: «Я “болен” темой транспортных схем, и, если представится возможность, ею воспользуюсь. Но самостоятельно рисовать схему, скажем, магнитогорского метрополитена не планирую, даже если администрация в полном составе придет и станет слезно умолять. Если кто-то этим займется, нарисует и попросит директ, я с удовольствием. И это не потому, что я ленивый, просто нужно и другим людям дать возможность проявить себя. Вот Саша Караваев отличную трамвайную схему сделал, ребята делают автобусную. И если появится у кого-то идея создать нормальное расписание электричек и поездов, как в Германии – когда на станции висит желтое расписание отправления и белое прибытия, и ты видишь четкое время прибытия и путь, все промежуточные остановки с временем приезда, в какие дни маршрут не ходит, можно ли провезти велик, – так вот, если будет группа людей, которая займется этим, я с удовольствием к ним присоединюсь».

Разработчик новой схемы трамвайного движения Александр Караваев решил заняться этим проектом из-за того, что ему не понравился общий маршрутный план, расклеенный на остановках.

«На улице схема здоровая, метр на метр, а пользоваться неудобно. Разобраться в хаосе из текста и линий можно, но только если уже знаком с городом. В троллейбусах и автобусах из-за тряски во время движения проследить за нужным транспортом по схеме невозможно. Со словами «не нравится – сделай лучше» сел делать свою, – описал он процесс в своем блоге. – Захотел сделать схему официальной, а не в стол, и написал Илье Бирману. Он дал советы по схеме и переговорам в депо, если получится туда попасть. Через неделю после встречи в депо рекламный отдел подтвердил сотрудничество. После этого Илья возглавил проект и началась кропотливая работа. Схема классно выглядит на экране, но пользоваться будут бумажным вариантом. С помощью малярного скотча, ножниц, штор, лампочки и кота я соорудил на стене макет стены трамвая, чтобы проверять цвета и читабельность в разных условиях».

1 из 6

Проверяли схему и на ее будущем месте – клеили разные варианты в трамваях и следили за реакцией пассажиров. Сначала пробовали печатать на матово-полупрозрачной подложке, выглядело как iOS 7, но от яркого солнца получалось слишком светло и нечитабельно. После того, как был найден оптимальный вариант, новая схема была размещена в челябинских трамваях.

Фото: Фото предоставлены Андреем Большаковым, Александром Бурдиным, Александром Караваевым
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления