Бизнес Город «Космические» деньги: как челябинский бизнес пытался заработать на метеорите

«Космические» деньги: как челябинский бизнес пытался заработать на метеорите

Топ идей, из которых мало что удалось монетизировать.

Челябинцы думали, что метеорит изменит их жизнь

Ровно пять лет назад Челябинск пережил падение метеорита. Благодаря этому наш регион получил новую мировую известность. Предприниматели, учёные и простые горожане ломали голову, как заработать на уникальном «привете из космоса». Все понимали, что к успеху приведут только самые смелые идеи. Тогда челябинский метеорит притянет к нам толпы туристов, и мы заживём. 74.ru собрал самые популярные идеи и выяснил, принесли ли они космические деньги.

Отель длиной 200 метров: в мечтах и на бумаге

Самой обсуждаемой стала идея ведущего астрофизика НАСА южноуральца Николая Горькавого построить в Челябинске отель «Метеорит» в форме болида. Он предложил смонтировать его на опоре по принципу вантового моста длиной в 200 метров с наклоном в 16,5 градуса. Также там предполагалось разместить ресторан и смотровую площадку.

— Полёт суперболида был настолько зрелищным, что его архитектурное воплощение просто напрашивается, — писал Николай Горькавый. — Поэтому я хочу предложить концепцию здания, которое может стать визуальным брендом Челябинска и помочь развитию туризма.

Учёный понимал, что многие воспримут его идею как фантастику, и попытался сразу же прояснить концепцию.

Николай Горькавый предложил построить в Челябинске уникальный отель

— Строение представляет собой обычный вантовый мост с одиночной опорой и двумя подвесными пролётами по 100 метров каждый. Это по уровню нынешнего вантового мостостроения (пролёты до 2,2 километра) очень скромный проект, — рассказал он. — Отличие в том, что полотно моста не горизонтальное, а наклонное, что на прочность конструкции существенно не влияет.

Разместить отель в 400–500 номеров лучше на набережной, чтобы отражение в воде удваивало зрелищность, указал Николай Горькавый.

— Челябинск благодаря метеориту может привлечь к себе десятки тысяч туристов со всего мира. Осталось только грамотно помечтать и воплотить эти мечты в неудержимо привлекательную реальность, — считал наш земляк.

Позже учёный говорил, что не обязательно ориентироваться только на туристов, правильнее сориентировать «метеоритное здание» на нужды и запросы самих челябинцев. Астрофизик даже обратился в мэрию с предложением провести архитектурный конкурс. В сентябре 2015 года бывший тогда начальником городского управления архитектуры и градостроительства Сергей Самсонов ответил, что власти уже провели конкурс по благоустройству сквера «Семейного», и предложил вернуться к этой теме на следующий год.

Кафе «Метеорит»: две попытки

Уже вечером 15 февраля заведения города начали зазывать челябинцев снять стресс от встречи с метеоритом. В космическом меню преобладали, конечно, крепкие коктейли.

В столовой, что находилась в офисном здании на пересечении улицы Цинковой и Свердловского проспекта, пошли дальше — назвались «Метеоритом». Вход в кафе-столовую украсила вывеска с огненным шаром. На стенах висели постеры челябинского фотографа, успевшего запечатлеть след от падения небесного тела.

Здесь было кафе с космическим названием

Заведение предлагало европейскую и русскую кухню — свежую выпечку, фирменные пироги, пиццу, пельмени и вареники собственного производства. Средний чек не превышал 500 рублей, была даже собственная служба доставки.

Работники офисного здания вспомнили, что в столовой было мясное блюдо со словом «метеорит» в названии, а также космический — довольно острый — соус для пельменей. Но сделать кассу метеорит не помог, и через некоторое время столовая закрылась. Сейчас это помещение тоже сдали под офисы.

Кафе с таким же названием — «Метеорит» — также работало на улице Бейвеля, 14. Но тоже надолго не задержалось. Видимо, суровых челябинцев космическим брендингом не пронять.

Астропарк: кочует по конкурсам

Увековечить причастность Челябинска к метеориту вот уже четвёртый год пытается Олег Чернышев, работавший ранее на строительстве космических объектов. С помощью специалистов кафедры архитектуры ЮУрГУ он разработал несколько проектов, позволяющих вписать космические арт-объекты в городскую среду.

На Тополинке предлагают разместить астропарк

В районе улицы имени Академика Королева Олег Чернышев предлагает разместить 12 научно-познавательных объектов: трёхметровые старинные солнечные часы, астролябию, квадрант, глобус диаметром шесть метров, небесную сферу, радиолокатор, модель атома, оболочку баллистической ракеты.

— Необычные арт-объекты разнообразят городской пейзаж, — считает автор проекта. — Это позволит микрорайону на Тополиной аллее стать новым культурным, туристическим и историческим центром Челябинска.

Олег Чернышев считает, что городу не хватает арт-объектов

По мнению Олега Чернышева, с 2013 года идут только разговоры о создании интересных общественных пространств, редкие конкурсы закрытые, открытых широких выставок нет. Но автор проекта астропарка не унывает. В этом году в Челябинске планируют благоустроить парки и скверы по программе «Формирование комфортной городской среды» — по одному в каждом районе. И Чернышев вновь выслал свой проект астропарка на общественное обсуждение.

Запах космоса: автомобилисты оценили

Предприниматели из Миасса предложили южноуральцам и всем желающим почувствовать запах метеорита. Они создали необычный аромат на основе запаха, полученного из реального образца упавшего небесного тела. Маленький осколок бизнесменам дали в администрации Чебаркуля.

Идея увековечить запах метеорита пришла в голову руководителю компании «Мастерская необычных решений» Сергею Андрееву. И она стала прорывной для небольшой фирмы из Миасса. Первая опытно-промышленная партия автомобильных ароматизаторов — «Запаха Челябинского метеорита» и «Запаха Чебаркульского метеорита» (на тот момент самый большой фрагмент метеорита лежал в озере Чебаркуль) поступила в продажу уже в конце марта, то есть буквально через месяц после нашумевшего события. Об этом написали сотни газет и журналов, в Миасс приезжали даже из Франции.

Южноуральцы сделали бизнес на продаже метеоритных ароматов

— Композиция разработана в результате исследования фрагмента метеорита и содержит нотки озона, металла и камня. В осколке было шесть составляющих, нам удалось распознать только три. Они и легли в основу композиции, — объяснили в компании. — Получился аромат впечатлений, ассоциаций, памяти. Он поддерживает целеустремлённость, благородство и заботу.

Поначалу шла речь о создании духов с запахом метеорита, но в итоге остановились на ароматизаторах для автомобиля. Как и пять лет назад, они продаются по 180 рублей за штуку.

— Если говорить о скорости реализации идеи и воодушевлению участников, то всё было успешно. Если с точки зрения бизнеса, мы тоже не в убытке, — поделился генеральный директор компании «Мастерская необычных решений» Сергей Андреев. — «Запахов» продано уже несколько тысяч.

В компании уточнили, что среди покупателей есть и соотечественники, и «закордонные» клиенты.

Конфеты и печенье с «космическим» вкусом

Производители сладостей решили ковать железо, пока горячо. Не прошло и недели после фееричного падения болида, как в Роспатент поступили заявки на регистрацию товарных знаков «Уральский метеорит», «Чебаркульский метеорит» и «Загадочный метеорит» по классу кондитерских изделий. Документы подала компания «Патент Групп», но оформляла она товарные знаки для челябинского холдинга «Уральские кондитеры».

Печенье делают с 2013 года

— В итоге решили сосредоточиться на одном космическом бренде — выпускаем сахарное печенье с жареным арахисом и шоколадной начинкой в глазури «Уральский метеорит», — рассказала директор по маркетингу компании «Уральские кондитеры» Виктория Колесникова. — Название новой продукции сразу же вызвало интерес у покупателей. Мы работаем с разными регионами страны, и такое нашумевшее событие, как метеорит, не осталось незамеченным. «Метеоритное» печенье отгружали с каждой заявкой. С тех пор оно заняло свою нишу в нашем ассортименте и остаётся любимым печеньем у многих наших покупателей.

Летом того же года метеоритную тему начали раскручивать и в Екатеринбурге. Жители соседнего региона тоже наблюдали падение болида, поэтому местные кондитеры решили не упускать шанс. «Уральская экспортная компания» (ныне компания «Настоящий шоколад») наладила производство конфет на фабрике в Среднеуральске. Кстати, выпускаются они тоже под брендом «Уральский метеорит».

Свердловчане тоже видели наш метеорит

Кондитеры говорят, что конфеты воссозданы по старинному рецепту и по вкусу похожи на советский грильяж «Метеорит» — с орехом, мёдом и темным шоколадом. Свердловчане сделали упор на упаковку. На коробке нарисован мальчик, летящий над горами на метеорите. Конфеты производятся до сих пор, их часто заказывают покупатели из Челябинска.

Сувениры на любой вкус

Главным сувениром из Челябинска, конечно, считается кусочек метеорита. Продать фрагмент рухнувшего на Южном Урале космического гостя могут в разных местах — от интернета до Кировки. Неслучайно многие челябинцы по горячим следам ездили на охоту за метеоритом. Но не везде есть гарантия, что это будет тот самый небесный камушек. Впрочем, в аэропорту, Ильменском заповеднике и некоторых сувенирных отделах метеоритные фрагменты выдают сразу с сертификатом.

Также в сувенирных лавках предлагают туристический набор: майки, кепки, кружки, магниты, ручки и брелоки с изображением метеорита.

— Ажиотажа нет, но покупать покупают, — ответили продавцы на вопрос о популярности сувениров космической тематики.

Оружейники поспорили из-за сувениров

А вот южноуральские оружейники сразу обратили внимание на метеорит. Например, компания «АиР» выпускает несколько сувениров, в составе которых есть вкрапления настоящего метеорита. Их стоимость доходит до девяти тысяч рублей. В прошлом году между производителями таких сувениров даже разгорелся спор по соблюдению авторских прав. Компания «АиР» пожаловалась антимонопольщикам на «РОСоружие». Речь шла о настольной композиции «Метеорит». В «АиР» говорили, что запустили её в серийное производство в мае 2013 года. А в декабре 2016 года узнали, что «РОСоружие» продаёт сувенир «Метеорит», который по внешнему виду схож до степени смешения. Рассмотрение дела длилось почти полгода. Но комиссия УФАС не нашла нарушений, и в ноябре 2017-го дело прекратили.

От будильника до игры

В 2013 году по горячим следам программисты разработали так называемый метеоритный будильник. Приложением могли пользоваться владельцы телефонов на Android.

— Ставишь нужное время, как в обычном будильнике. Наступает указанный час, слышишь звуки взрыва, звон стекла. А на экране виден горящий шар, который падает на город, — вспоминал коллега по работе. — Чтобы будильник замолчал, нужно три раза ткнуть в этот метеорит. Спросонья не сразу получается. В общем, пока будешь сражаться с телефоном, получишь бодрящий заряд утренних метеоритов.

Суровым челябинцам предложили проснуться

Судя по тому, что сейчас следов этого приложения не найти, у разработчиков приложений метеоритная тема быстро сошла на нет.

Также наш болид стал главным героем компьютерной игры, созданной компанией Brainy Studio из Перми. Игра TurnOn начиналась с вторжения внеземного существа, упавшего на электростанцию. В результате целый город остался без электричества.

— Главный герой — метеорит, он же небольшая электрическая искорка. Игроку необходимо восстановить электроснабжение и вернуть людям привычную жизнь. Перемещаясь по проводам, он заходит в каждый дом и включает везде свет, — рассказал маркетолог инди-студии Brainy Studio Дмитрий Огородников. — Он перемещается по платформам на уровни — примерно как в игре «Марио». Одновременно решает головоломки и помогает людям в различных ситуациях. А на пути ему встречаются враги — трамвай или квадрокоптер.

Игроки сдержанно отнеслись к задумке пермяков, так что эпохальной компьютерная игра для челябинцев не стала.

Зря старались?

Пользователи интернета из других городов связывают Челябинск с падением метеорита в феврале 2013 года. Это подтвердила региональный представитель «Яндекса» на Урале Александра Репьёва, сославшись на исследование компании о популярных поисковых запросах. Так что благодаря свалившемуся небесному телу наш регион преуспел в узнаваемости.

Но популяризация любой идеи требует системной работы и активного финансирования. А стихийные попытки раскручивания событий, как правило, имеют недолгосрочный эффект, считают маркетологи.

— Выпуск маек, духов, конфет, сувениров и прочей популяризирующей продукции привлекает и сегодня единичных гостей города. Однако более грандиозные проекты — рестораны, отели — помимо событийного сопровождения требуют чётких программ, поддержки городских и региональных структур власти и иных инвесторов, — отметила доцент кафедры менеджмента и маркетинга челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ Ольга Перевозова. — Челябинск и Южный Урал не ассоциируются у активных путешественников и туристов с интересным точками пребывания на длительный срок. В Челябинской области уже имеются «туристические кластеры», заработавшие положительный PR «здравниц», а у Челябинска есть отработанные «бренды», например «Челябинск промышленный» и «Челябинск спортивный». При этом существует отрицательный стереотип города как «грязной» и экологически неблагополучной зоны. Не установлено окончательное влияние сплава на здоровье. И в сознании потребителей живы представления, что метеорит — это в некоторой степени и радиационная угроза.

Само падение метеорита в 2013 году многие СМИ представили как катастрофу, опасность, которой мы не в силах противостоять, отмечает эксперт.

— Всё это и привело к тому, что тема не получила развития и осталась на мелкомасштабном и мелкотоварном уровне, — добавила Ольга Перевозова. — Маркетинг как философия и инструмент развития территории города под брендом «здесь упал метеорит» оказался неперспективным.

Говорим — метеорит, подразумеваем — Челябинск

Многие эксперты уверены, что большую часть озвученных идей вообще нельзя рассматривать иначе как шутку на злобу дня. Тема забылась, и шутки вместе с ней.

— Тема упавшего метеорита не настолько ёмкая, как кажется. Да и сам метеорит не представлен перед глазами потенциальных потребителей такой продукции. Это не Эйфелева башня, не Тауэр, не Карловы Вары и даже не пятигорский Провал, которые можно увидеть, потрогать или провалиться, в конце концов. Или хотя бы куда захочется вернуться и порекомендовать знакомым посетить такие места, — объяснил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Переименование или строительство отеля — дело затратное. При этом название «Метеорит» ровным счётом никак не повлияет на заполняемость номеров и доходы. Клиенты вообще мало обращают внимания на название отеля — им важней иные параметры. Майки с надписями или духи — тоже продукт «разовый». Посмеялись две недели и забыли. Так что не стоит рассматривать идею заработать серьёзные деньги на том, что недалеко от Челябинска упал с неба булыжник, как экономически обоснованную.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления