Мировой финансовый кризис затронул не только крупные финансовые учреждения: страховые, промышленные компании и организации, но и рядовых граждан. В условиях массовых сокращений, безработицы и повышения цен заложниками непростой ситуации оказались семьи, имеющие на руках ипотечные кредиты. За комментариями о том, чем руководствоваться при выборе страховой компании и что делать в случае, если страховая компания закрылась, мы обратились к заместителю директора Челябинского филиала Росгосстраха по корпоративному страхованию Евгении Мечиной.
– Евгения Александровна, в прошлом году наблюдалось замедление роста страхового рынка, в том числе и в сегменте ипотечного страхования. Как изменится страховой бизнес в ближайшем будущем?
– Сейчас происходит концентрация страхового рынка – мелкие страховые компании продолжают сдавать позиции, закрывают региональные офисы. По прогнозам экспертов, этот процесс продолжится до конца года – путем слияния, поглощения или разорения из страхового бизнеса может уйти большая часть игроков. Поэтому к выбору страховой компании при заключении договора необходимо подходить осознанно. Это поможет избежать сложностей, связанных с разорением страховой компании, и получить адекватную выплату при наступлении страхового случая.
– Ипотечный кредит оформляется на долгий срок – как правило, пятнадцать-двадцать лет. Естественно, клиентам банков необходима твердая уверенность в том, что страховая компания, заключившая договор комплексного ипотечного страхования, способна гарантировать выполнение обязательств. На что вы посоветуете обратить внимание при выборе страховой компании? Какие компании являются наиболее устойчивыми?
– При выборе страховой компании необходимо учесть несколько факторов. Особое внимание я рекомендую обратить на наличие лицензии на предлагаемые компанией страховые услуги. Лучше, если это компания с государственным участием, подкрепляющим ее надежность. В условиях кризиса это наиболее актуально.
Предпочтительно также, чтобы компания входила в крупный финансово-промышленный холдинг и имела разветвленную сеть филиалов. Наличие крупных корпоративных клиентов также говорит о ее солидности. Не лишним будет ознакомиться с рейтингами страховых компаний, которые регулярно публикуются в СМИ или в Интернете и приблизительно указывают место данной компании на страховом рынке. Следуя этим простым рекомендациям, с выбором компании вы не ошибетесь. Поиск информации не должен занять много времени, ведь информационная доступность – также один из показателей устойчивости страховой компании.
– А как поступить клиенту в случае, если у компании, с которой у него заключен договор страхования, отозвана лицензия или появилась информация о возникших у компании финансовых проблемах?
– Вопрос весьма актуальный. Как известно, наличие полиса ипотечного страхования является обязательным условием банка на весь срок действия кредитного договора. Поэтому в данной ситуации я советую подумать о продлении договора в другой страховой компании, имеющей более стабильное положение.
– В связи с нестабильной экономической ситуацией и ухудшением материального положения заемщиков ряд банков идет на сокращение количества рисков, обязательных для страхования. Так, например, некоторые банки освобождают клиентов от необходимости страховать жизнь и здоровье. Расскажите, разумно ли экономить на страховании при оформлении ипотечного кредита?
– Действительно, владельцы недвижимости, выступающей залогом по ипотечному кредиту, стремятся сэкономить на дополнительных расходах по обслуживанию ссуды, в том числе и на страховании жизни, особенно в условиях кризиса. Но, как показывает практика, такая экономия не оправдана. Ведь в случае смерти или установления инвалидности заемщика материальные затраты по выплате кредита лягут на его близких и родных. А если выплата по кредиту станет непосильным бременем – семья лишится недвижимости.
С полисом страхования жизни беспокоиться о том, как погасить кредит в случае утери кормильца, не придется – при наступлении страхового случая оставшуюся по кредиту сумму внесет страховая компания. Поэтому, даже если банк не требует полиса страхования жизни, отказываться от страхования не стоит.
– Евгения Александровна, изменилась ли за время кризиса стоимость страхования? Планируется ли повышение тарифов?
– Нет, повышать существующие тарифы Росгосстрах не планирует. Напротив, в настоящее время мы предлагаем нашим клиентам «антикризисные» условия страхования: снижение годового платежа при переходе из другой страховой компании с сохранением полноценной страховой защиты, а также возможность оплаты страхового взноса в рассрочку.
Кроме этого, в компании существует множество специальных программ страхования, в рамках которых полис ипотечного страхования можно приобрести на максимально выгодных для клиента условиях. Таким образом, при заключении или продлении договора клиент получает не только уверенность в завтрашнем дне, но и существенно экономит, что особенно актуально во время кризиса.
– Что необходимо для возобновления договора для клиентов, пришедших из других страховых компаний?
– Процесс возобновления договора ипотечного страхования не займет много времени – достаточно предоставить необходимые документы, и менеджеры компании в течение двух часов подготовят страховой полис. Присутствовать при оформлении договора страхования не обязательно – клиенту останется лишь забрать готовый полис. При этом список документов максимально сокращен: фактически понадобятся лишь заявление-анкета, кредитный договор и действующий договор ипотечного страхования, а также согласие банка на смену страховой компании.
Дополнительную информацию можно получить в офисе Росгосстраха по адресу: ул. Свободы, 20, и по телефону: (351) 247-51-31.
* На правах рекламы. Филиал ООО «РГС-Урал» – «Управление по Челябинской области», лицензия С№2366 72 от 11.05.2006г.