Экономика Константин Басманов, старший вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Сеть продаж»: «Крупным федеральным банкам не стоит больших трудов занять нишу мелких банков»

Константин Басманов, старший вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Сеть продаж»: «Крупным федеральным банкам не стоит больших трудов занять нишу мелких банков»

" width=

Кризис – не только угрозы, но и новые возможности развития бизнеса. И ряд банков уже воспользовались открывшимся возможностями, чтобы укрепить позиции, захватить долю рынка и по бросовым ценам приобрести интересные активы. О том, как отразился кризис на стратегии развития одного из крупнейших российских банков, сайту ChelFin.ru рассказал старший вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Сеть продаж» Константин Басманов.

Константин Владимирович, осенью прошлого года российские банки столкнулись с серьезным кризисом ликвидности. Крупнейшим отечественным банкам, к числу которых принадлежит и Промсвязьбанк, была оказана поддержка государства. Как вы оцениваете эффективность правительственных мер по поддержке банковского сектора страны, воспользовался ли предложенной помощью Промсвязьбанк?

– Еще год назад Россия в условиях финансового кризиса выглядела своеобразным «островком стабильности». Но страна – часть мировой экономики, процессы глобализации остановить невозможно – естественно, кризис задел и Россию. Накопленные резервы и принятые меры по стабилизации положения помогли государству сохранить в работоспособном состоянии банковскую систему, не допустить неуправляемого развития ситуации в экономике и социальной сфере.

Не секрет, что бюджет страны находится в зависимости от цен на сырье, и оживление спроса на энергоносители станет сигналом оздоровления мировой экономики, следовательно, после этого можно ожидать и восстановления экономики России. Конечно, никто не станет пассивно ждать, когда цены на нефть и газ вырастут, задача по диверсификации экономики стоит очень остро, и государство не остается в стороне.

Среди важнейших задач, влияющих в том числе на банковскую сферу, можно указать снижение инфляции, ставки рефинансирования, обеспечения ликвидности банковской системы и повышения доступности средств для заемщиков, прежде всего предприятий.

Что касается государственной помощи, то в прошлом году, в момент неопределенности ситуации на банковском рынке, Промсвязьбанк ею воспользовался, но быстро вернул полученные средства. Банк накопил достаточный запас ликвидных средств, поэтому проблем с ликвидностью не было и нет: значение норматива мгновенной ликвидности H2 составило 74% при минимальном допустимом значении 15%.

Аналитики прогнозируют осенью вторую волну банковского кризиса, вызванную валом проблемных долгов. Какова ваша точка зрения: велика ли угроза значительного числа дефолтов по корпоративным и розничным ссудам, какие сегменты являются «зоной риска», может ли рост неплатежей по кредитам привести к банкротствам в банковском секторе?

– В российской экономике сохраняются серьезные риски. Отсюда и совершенно различные прогнозы по срокам и темпам выхода из кризиса. Мы должны быть готовы к любым ситуациям, поэтому, в частности, Промсвязьбанк усилил риск-менеджмент.

Есть ряд серьезных проблем, которые не до конца урегулированы. Это, в частности, высокая инфляция, нестабильный курс рубля, рост просрочки по выданным кредитам – как частным, так и юридическим лицам, дороговизна денег, неплатежи. Отдельный вопрос – отсутствие длинных ресурсов в экономике, многие проекты остаются нереализованными из-за огромного дефицита денежных ресурсов, которые можно привлекать на 5-7 лет. Еще одна проблема – фактическое закрытие западных рынков капитала, где отечественные финансовые институты брали ресурсы для финансирования проектов своих клиентов.

Те финансовые институты, которые не смогут адаптироваться к новым вызовам, будут вынуждены уходить с рынка или объединяться с более крупными игроками. Кризис подтвердил, что крупнейшие российские банки страны могут работать в сложных условиях, сохраняя лидерские позиции. Это хорошая рекомендация для клиентов, которым небезразлично, в каком банке обслуживаться, ведь, например, средства юридических лиц, в отличие от вкладов населения, не застрахованы государством, поэтому фактор надежности банка становится одним из ключевых.

Константин Басманов родился в 1974 году в поселке Лазарев Хабаровского края. В 1996 году окончил Хабаровскую государственную академию экономики и права. Начал карьеру в Хабаровском филиале Внешторгбанка, где в 1995-2002 годах прошел путь от старшего специалиста отдела ценных бумаг до заместителя начальника клиентского отдела. С 2003 по 2006 годы работал в банке ВТБ – сначала в должности начальника отдела развития филиальной сети, а затем управляющим директором управления по работе со средними клиентами. До прихода в Промсвязьбанк работал в Банке ВТБ 24 в должности вице-президента, начальника управления продаж департамента сети. В январе 2009 года назначен старшим вице-президентом – руководителем блока «Сеть продаж» Промсвязьбанка, избран членом правления совета директоров банка.

В последние годы число мелких и средних банков неуклонно сокращается. На ваш взгляд, снижается ли в связи с этим доступность банковских услуг для жителей небольших городов? В состоянии ли крупнейшие банки восполнить пробелы, вызванные уходом региональных банков?

– Крупным федеральным банкам не стоит больших трудов занять нишу мелких банков, уходящих с рынка: финансовые возможности и у них гораздо шире, а технологии позволяют обеспечивать должное качество обслуживания при минимизации операционных издержек. То есть говорить об уменьшении доступности можно с позиций ужесточения условий по некоторым программам, но не с позиции отсутствия возможности для получения той или иной банковской услуги как таковой.

Доступность кредитных банковских продуктов в последнее время, безусловно, снизилась. Причем для всех граждан, независимо от места проживания. Во-первых, выросли процентные ставки по ссудам. Если раньше, до кризиса, например, ставки по автокредитам колебались в районе 9-11% годовых, то сейчас они составляют около 20–25%. Сейчас по кредитам на некоторые автомобили государство субсидирует ставку, но тем не менее общего снижения уровня процентных ставок пока не произошло.

Во-вторых, многие банки отказались от ряда кредитных программ из-за их высокой рискованности. К сожалению, многие были вынуждены отказаться от авто- и потребительских кредитов, ипотечных продуктов.

В-третьих, изменились и предпочтения семей: стратегия покупки в кредит уступила место стратегии накоплений. Изменились потребительские предпочтения. Во многом это связано с уменьшением дохода семей из-за сокращения зарплат и потери работы, опасениями относительно возможности в ближайшем будущем обслуживать кредит.

В-четвертых, изменились требования к клиенту: они стали более строгими.

С другой стороны, появились другие интересные продукты, например, большой популярностью стали пользоваться мультивалютные вклады, вклады с возможностью досрочного изъятия средств без потери доходности, есть депозиты, по которым проценты выплачиваются клиенту сразу после открытия вклада. Активно развивается интернет-банкинг, бизнес на основе банковских карт.

Горячие дискуссии по поводу того, сколько банков нужно России, не утихают на протяжении вот уже нескольких лет. На ваш взгляд, наступивший год принесет громкие процессы по слиянию и поглощению в финансовом секторе? Какие региональные банки представляют сегодня интерес для крупных финансовых структур?

– Я не думаю, что покупка региональных банков является для крупных финансовых организаций приоритетным направлением деятельности. Но в случае возникновения интересных предложений по цене, качеству активов, клиентской базе такие предложения будут рассматриваться.

Санация и консолидация – слова, которые в последнее время стали знаковыми для российского банковского сектора. Что побудило Промсвязьбанк принять участие в санации двух региональных банков? Какова их судьба, производится ли интеграция бизнесов? Рассматривает ли банк возможность приобретения мелких банков в дальнейшем?

– На самом деле, Промсвязьбанк участвовал в санации трех банков – еще до кризиса мы приобрели волгоградский Волгопромбанк. За это время в банке появились новые продукты – например, кредиты для малого и среднего бизнеса, расширилась линейка продуктов для физических лиц. В совокупности банки занимают в Волгограде и области второе место по доле рынка. Важно отметить, что для клиентов Волгопромбанка сохранились все преимущества регионального банка и добавились плюсы, характерные для крупного федерального банка с разветвленной сетью офисов и банкоматов.

В случае с Ярсоцбанком и банком «Нижний Новгород» речь шла о том, что Промсвязьбанк поддержал банки, оказавшиеся по ряду независящих от них причин в тяжелой финансовой ситуации. В этой связи стабильность, которую гарантирует партнерство с одним из ведущих банков России и поддержка со стороны новых акционеров – большой плюс для клиентов региональных банков. Но надо отметить, что Ярсоцбанк и до прихода новых акционеров был одним из лучших банков, работающих в Ярославской области. Что же касается «Нижнего Новгорода», то его санация происходила при поддержке Агентства по страхованию вкладов, администрации Нижегородской области и Главного управления Банка России по Нижегородской области. Промсвязьбанк среди коммерческих банков первым выступил в качестве консолидатора банковской системы.

Мы не ставим перед собой цель приобретения каких-либо еще банков, но и не отказываемся от возможности купить хороший актив. Все зависит от того, насколько выгодным окажется предложение.

Как складываются сейчас отношения Промсвязьбанка с собственным иностранным акционером – германским Commerzbank, который приобрел пакет акций банка в 2006 году? Пользовался ли Промсвязьбанк финансовыми ресурсами стратегического партнера во время острой фазы кризиса?

– Отношения банка с немецким партнером имеют давнюю историю. Еще до того момента, как Commerzbank стал акционером Промсвязьбанка, кредитные организации реализовывали совместные проекты в области международного финансирования. Взаимодействие достаточно плотное. Commerzbank банк участвовал во всех эмиссиях акций Промсвязьбанка в соответствии со своей долей – 15,32%.

Как кризис повлиял на финансовые показатели и планы развития банка, скорректировал ли банк стратегию?

– Конечно, банк не мог игнорировать кризисные явления в экономике. И готовился к ним. В самый разгар кризиса банк обладал подушкой ликвидности в 2 миллиарда долларов. Уже в первом квартале этого года Промсвязьбанк досрочно погасил синдицированный кредит в 200 миллионов долларов. Пришлось сократить программы по кредитованию населения, приостановить выдачу автомобильных и ипотечных кредитов, значительно сократить потребительское кредитование. Тем не менее Промсвязьбанк продолжает кредитование населения: действует программа для постоянных клиентов, большим спросом пользуются кредитные карты.

Мы ужесточили правила предоставления кредитов, повысили требования к заемщикам. Промсвязьбанк всегда придерживался консервативной стратегии кредитования, это позволило минимизировать отрицательные последствия кризиса, удержать просрочку в приемлемых рамках. Кредиты стали более короткими и дорогими – это общая тенденция, и мы ее тоже придерживаемся.

В марте международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз по рейтингам Промсвязьбанка со «стабильного» на «негативный». С чем это связано?

– Здесь важно подчеркнуть, что изменился только прогноз рейтинга, означающий лишь некоторую вероятность изменения рейтинга в будущем. Сами же рейтинги банка, отражающие его финансовую устойчивость, остались неизменными – это главное. Они выше, чем те, что были несколько лет назад, когда о кризисе никто и не думал. Снижение прогноза по рейтингу отражает макроэкономическую ситуацию в стране, процесс коснулся практически всех крупнейших банков, в том числе государственных.

Планирует ли банк сохранить программы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса?

– Да, и не только сохранить, но и нарастить объемы кредитования малого и среднего бизнеса. Сейчас мы вышли на докризисные темпы выдачи кредитов – это при том, что сузился и сам рынок, поскольку у многих компаний изменились планы по развитию; ужесточились и требования к заемщикам, и сами кредиты стали, к сожалению, дороже. На сегодняшний день банк выдал предпринимателям больше 28 млрд рублей кредитов. Банк предлагает семь кредитных и три депозитных продукта для малого и среднего бизнеса, в том числе беззалоговые кредиты и кредиты с частичным обеспечением. По данным авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА», сегодня Промсвязьбанк занимает шестое место среди банков России по величине портфеля кредитов малому и среднему бизнесу, хотя это направление появилось только в сентябре 2007 года.

Промсвязьбанк занимает лидирующие позиции на рынке факторинговых услуг. Как будет развиваться это направление?

– Факторинг для банка – наравне с кредитованием малого и среднего бизнеса – одно из приоритетных направлений развития в 2009 году. Прошлый год департамент факторинговых операций завершил с 47-процентным ростом оборота, который достиг 142 млрд рублей, что составляет 23,5% объема всего российского рынка факторинга. Благодаря выбранной в кризис тактике и поддержке со стороны акционеров, Промсвязьбанк, в отличие от большинства участников рынка факторинга, на протяжении самого сложного второго полугодия 2008 года сохранял положительную динамику основных показателей развития факторингового бизнеса. В то время как рынок падал, а отдельные его игроки боролись за собственное выживание, Промсвязьбанк продолжал осуществлять факторинговые операции, предоставляя реальному сектору экономики финансирование, столь необходимое в кризисный период.

По итогам 2008 года Промсвязьбанк стал абсолютным лидером российского рынка факторинга, заняв первое место в рейтингах агентства «Эксперт РА», журнала «Финанс» и международной факторинговой ассоциации Factors Chain International. В нынешнем году у банка есть все основания для того, чтобы не только укрепить сотрудничество с традиционными клиентами, но и расширить клиентскую базу, воспользоваться серьезными проблемами конкурентов и упрочить присутствие на рынке в качестве лидера.

Что станет ключевыми приоритетами в розничном бизнесе банка?

– Ключевые продукты для банка сейчас – депозиты, банковские карты, интернет-банкинг. Мы предложили несколько интересных продуктов, в частности, сезонный вклад «Жаркая пора» с несгораемыми процентами, доходную карту, позволяющую получать повышенный доход. Мы существенно расширили функциональные возможности интернет-банка PSB Retail, оставив главные его преимущества: бесплатное подключение и обслуживание, широкий список платежей, осуществляемых без комиссии, низкое комиссионное вознаграждение.

Как будет развиваться региональная сеть банка? Как удалось избежать закрытия офисов, сокращения персонала?

– Недавно открылись филиалы в Мурманске, Липецке. С другой стороны, банк закрыл несколько убыточных точек, проведя оптимизацию сети. Так как банк перестал делать упор на некоторые виды бизнеса (например, кредитование частных лиц и лизинг), мы пошли на небольшое сокращение персонала (порядка 5%). Однако в целом за прошлый год количество сотрудников банка выросло, так как другие виды бизнеса активно развиваются даже в условиях кризиса – сейчас в отделениях банка в 49 регионах России работают более 9 тысяч человек. Мы не собираемся из-за кризиса терять высококвалифицированных сотрудников.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления