RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

749мм 39%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика В факторинге поредело

В факторинге поредело

В период кризиса главным двигателем экономики являются деньги. Сегодня, пожалуй, их основными поставщиками можно назвать банки, однако в условиях, когда они по разным причинам отказываются выполнять свое предназначение...

В период кризиса главным двигателем экономики являются деньги. Сегодня, пожалуй, их основными поставщиками можно назвать банки, однако в условиях, когда они по разным причинам отказываются выполнять свое предназначение, больше всего страдает бизнес. Альтернативным инструментом пополнения оборотного капитала может стать факторинг, однако пока и он доступен далеко не всем предприятиям.

Рынок факторинга следует за общей тенденцией. Только за первое полугодие он сократился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Игроки рынка видят источник проблемы в ограничении финансирования и ужесточении требований к клиентам и дебиторам.

Согласно статистике рейтингового агентства «Эксперт», объем рынка факторинга в первом полугодии текущего года составил 170 млрд рублей, что практически вдвое меньше показателей первого полугодия 2008 года. Аналитики объясняют падение двумя основными проявлениями финансового кризиса на рынке факторинга: банкротством ФК «Еврокоммерц», являющейся лидером рынка по итогам прошлого полугодия, и общим сокращением деловой активности основных игроков. Если не учитывать в статистике показатели ФК «Еврокоммерц», то за первое полугодие 2009 года объемы рынка сократились на 33%.

Стоит отметить, что с рынка в кризисный период ушло немало игроков. В основном это были факторинговые подразделения коммерческих банков, где факторинг в нестабильный период не попал в число стратегических видов бизнеса. Аналитики уверяют, что рынок покинули организации, чья стратегия не была рассчитана на кризис, а бизнес был нацелен на рост любой ценой. В итоге были вынуждены уйти с рынка компании со слабым риск-менеджментом и значительными просрочками и невозвратами со стороны дебиторов.

Игроки рынка отмечают, что снижение общей деловой активности может быть связано с возникновением проблем с ресурсной базой, а также уменьшением числа потенциальных клиентов. К тому же у компаний в период кризиса могли возникнуть сложности с привлечением ресурсов. Аналитики «Эксперт РА» говорят о том, что в последнее время многие специализированные факторинговые компании работали за счет внешних источников фондирования, а удорожание средств привело к необходимости сворачивания объемов уступленных требований и ухода с рынка тех игроков, которые не нашли альтернативных ресурсов финансирования. В итоге рынок перераспределился в пользу банков. Причем банки работают преимущественно с представителями крупного бизнеса, ориентируясь на факторинговое финансирование с установлением лимита на клиента, а факторинговые компании, напротив, оперируют с сегментом малого и среднего бизнеса. Согласно статистике, итоговая доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в аналогичном периоде 2009 года.

«В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что в свою очередь потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей, – говорит директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. – Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом».

По прогнозам «Эксперт РА», сложившейся ситуацией в свою пользу смогут воспользоваться дочерние факторинговые компании банков, которые имеют доступ к пассивной базе банка.

Кризис в значительной степени сказался как на факторинговых компаниях, так и на их клиентах. В этой связи многие пересмотрели свою политику по оценке клиентов и дебиторов. Такие отрасли, как строительство, металлургия и другие вошли в число высокорисковых, поэтому большинство банков и специализированных факторинговых компаний приостановили сотрудничество с клиентами данных отраслей. В итоге это также способствовало снижению объемов рынка и потере значительной части потенциальных клиентов. Однако компании решили компенсировать объемы путем снижения ставок для низкорисковых клиентов, возникла ценовая конкуренция за лучших клиентов и лучших дебиторов.

В подобных условиях клиенты принимали решение диверсифицировать источники своих пассивов.

К тому же уход с рынка ФК «Еврокоммерц» и МФК «Траст» привел к возникновению проблем у клиентов, и поставщики стали более осторожно относиться к компаниям. «Некоторые поставщики боятся впасть в зависимость от одного фактора и заключают договоры с двумя-тремя факторинговыми компаниями с целью диверсифицировать источники пассивов. Острая фаза кризиса прошла, однако это не конец – мы наблюдаем лишь некую стабилизацию и первые признаки небольшого роста. Полноценное восстановление экономики и нашей отрасли в частности невозможно без запуска в полную силу процесса кредитования», – говорит генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких.

Для того чтобы не потерять клиентов, компании шли на демпинг, снижая процентные ставки за факторинговое обслуживание. Так, в этом году средние ставки упали с 30-38% на начало года до 20-23% к середине года. Однако в формировании цен в кризисный период особая роль отводилась расходам на обслуживание «подвисших» долгов. Если раньше к этому параметру относились как к второстепенному, то выросшие в разы объемы просроченной задолженности заставили компании пересмотреть свои взгляды.

Факторинг – уступка дебиторской задолженности с дисконтом компании-фактору в обмен на денежные средства.

Источник: Forbes

На данный момент банки и факторинговые компании пришли к тому, что стали закладывать в цену услуг расходы на обслуживание «подвисших» долгов, размещая деньги по более высоким ставкам.

В текущей экономической ситуации факторинг стал для многих торговых компаний не просто альтернативным инструментом привлечения финансирования, а зачастую единственным способом получения заемных средств. В условиях кризиса многие компании оказались отрезанными от кредитов, закрылись овердрафты, в результате этого уменьшился оборотный капитал. К тому же у многих фирм не было залогового имущества, которое можно отдать банкам для получения кредита. Единственным активом являлась дебиторская задолженность.

Эксперты отмечают, что сегодня пользоваться факторингом особенно выгодно поставщикам крупных продуктовых сетей. При продуктовом ретейле применение факторинга может смягчить отсрочки платежей, так как возврат денег поставщикам производится не через несколько месяцев, а сразу. Благодаря данной схеме сети ретейлеры денежные суммы перечисляют факторинговой компании спустя какое-то время. Игроки рынка уверены, что компаниям потребительского спроса факторинг поможет и выжить, и упрочить положение, сохранив присутствие в сетях.

Факторинговое обслуживание на сегодня предоставляют в России около 20 банков и специализированных компаний. До кризиса динамика роста этой услуги была устойчивой. Однако с началом кризиса количество игроков сократилось. По оценкам «Эксперт РА», к концу года объем рынка может достигнуть 430-470 млрд рублей, что ниже показателей 2008 года на 22-29%. Однако этот сценарий будет возможен только в том случае, если шоков, подобных осени 2008 года, не будет и рынок вернется к прежнему соотношению по полугодиям.

«Факторинг имеет ряд преимуществ: беззалоговое финансирование, финансирование до 90% суммы поставок, привлечение «длинных» денег по ставкам краткосрочного кредитования, долгосрочное пополнение оборотных средств, увеличение финансирования по мере роста объема продаж, а также эффективный контроль и управление дебиторской задолженностью, – говорит заместитель председателя правления Альфа-Банка Владимир Татарчук. – Это очень перспективный продукт». Он уверен, что стабилизация экономики и рост потребности в оборотном капитале приведут к положительному приросту объемов рынка факторинга во втором полугодии текущего года.

«До конца 2009 года мы прогнозируем рост рынка в пределах 5% по оптимистическому сценарию и падение в пределах 15-20% – по пессимистическому, – полагает Виктор Носов. – В 2010 году, если мировая финансовая система не разразится второй волной кризиса, рынок факторинга начнет набирать обороты и расти в пределах 20% в год».

При этом в пользу факторинга может сыграть тот факт, что, в отличие от лизинга и долгосрочного кредитования, факторинг направлен на пополнение оборотных, а не основных средств, и компании реального сектора при выходе из кризиса будут нуждаться в оборотном капитале, что приведет к опережающему росту спроса на факторинг относительно других финансовых институтов.

Фото: Фото с сайта Fx4profit.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления