Экономика За льготными кредитами просьба не занимать!

За льготными кредитами просьба не занимать!

Уже в марте в Челябинской области должна стартовать программа по утилизации старых автомобилей, предусматривающая выплату компенсации в размере 50 тысяч рублей. По прогнозам экспертов, данным предложением смогут воспользоваться 200 тысяч россиян...

Уже в марте в Челябинской области должна стартовать программа по утилизации старых автомобилей, предусматривающая выплату компенсации в размере 50 тысяч рублей. По прогнозам экспертов, данным предложением смогут воспользоваться 200 тысяч россиян.

Речь идет об автомобилях, производимых российскими компаниями, а также автомобилях, которые производят иностранные компании на территории России.

В рамках программы по утилизации старых авто, по оценке Минпромторга, будут доступны 60-65 моделей автомобилей, производимых на территории России. Критерии приобретаемых новых моделей автомобилей будут прописаны в постановлении правительства.

К утилизации будут приниматься автомобили старше 10 лет (1999 год выпуска и ранее) отечественного и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца сроком не менее одного года. Предполагается, что за такую машину автовладельцы смогут получить 50 тысяч рублей. Однако деньги наличными никто не увидит. Они будут выданы сертификатом, который можно будет потратить только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки».

Пилотный проект по утилизации автомобилей стартует в России уже в ближайшее время. По данным пресс-службы Министерства промышленности и торговли России (Минпромторга), в качестве площадок для эксперимента по его реализации выбраны Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Свердловская и Челябинская области, Калининградская область, Краснодарский край, Ростовская область, Самарская, Ульяновская, Калужская и Нижегородская области, Башкортостан и Татарстан, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край и Республика Удмуртия.

Данные регионы имеют размер автопарка не менее 2% от общероссийского и высокую концентрацию автомобильного бизнеса.

По данным агентства «Автостат», под действие утилизационной программы в России попадает 19,6 млн легковых автомобилей старше 10 лет или 56,9% российского автопарка (34,4 млн машин).

По оценкам Минпромторга, на программу утилизации автомобилей в 2010 году будет потрачено около 10 млрд рублей в виде субсидий при покупке новых машин из расчета 50 тысяч рублей на одну машину. Следовательно, по предварительным прогнозам, в проекте примут участие 200 тысяч человек. По оценкам экспертов, это порядка 14% от прогнозируемого объема продаж в наступившем году (1,47 млн машин).

Помимо этого, 1 млрд рублей будет выделен на субсидирование транспортных расходов организаций на перевоз старых автомобилей к пунктам утилизации. «Их на сегодняшней день в России порядка 12-15, – отметил глава Минпромторга Виктор Христенко. – Но мы рассчитываем, что за счет субсидий по доставке на утилизацию мы сумеем вовлечь в эту программу большое число заинтересованных владельцев транспортных средств».

Примечательно, что в Минпромторге рассматривался и другой вариант – сделать участие в программе платным и брать с автовладельцев за утилизацию их старых «железных ласточек» от трех до пяти тысяч рублей.

Базовое постановление, запускающее программу утилизации старых автомобилей и выдачи сертификатов на покупку новых автомобилей взамен старых, уже согласовано министерством со всеми ведомствами.

Интересно, что подобные проекты уже активно работают за рубежом. «Другие страны пошли по несколько иному пути – они стимулировали продажи путем премирования покупателей новых автомобилей, – говорит эксперт по развитию кредитных программ компании «АйТиСи Авто РУС» Николай Короновский. – Все началось с Германии, где введение премий за утилизацию старых авто при одновременном приобретении нового позволило поднять продажи на 40%.

Такие программы действуют в 12 стран Евросоюза. Во Франции и Италии размер премии зависит от уровня выброса вредных веществ в атмосферу старым автомобилем. В США после досрочного окончания в августе вместо ноября (просто кончились деньги на субсидии) весьма популярной программы «наличные за автохлам» в сентябре продажи резко упали – на 23% по сравнению с сентябрем 2008 года».

«Такая практика отсутствовала ранее в России. У нас пока нет достаточной мощности для переработки техники, сдаваемой в утиль, не отработаны схема доставки в пункты утилизации, – подчеркнул премьер-министр Владимир Путин на встрече с Виктором Христенко. – Нам необходимо сделать все, чтобы система с экономической точки зрения работала эффективно, оказывала поддержку автопрому и была необременительна для граждан».

Несомненно, такие меры могут привести к оживлению российского автопрома. Однако правительство уже пыталось найти ряд мер, направленных на повышение привлекательности отечественных автомобилей. Одной из них стало предоставление субсидий на покупку новых автомобилей в кредит. На реализацию данного проекта в бюджете на 2009 год было заложено два млрд рублей.

Фактически государственных денег, выделенных на программу, изначально должно было хватить примерно на 175 тысяч автомобилей. Позже спе­циалисты Минпромторга рассчитали, что отечественные производители смогут до конца года реализовать 120 тысяч машин. В сентябре этот прогноз урезали до 100 тысяч. Реалисты оценивали перспективы в 70 тысяч. Между тем, по данным Минпромторга на 24 декабря 2009 года, всего было выдано 67 430 льготных автокредитров. Общее число одобренных заявок составило 119 905 штук.

Между тем совсем недавно руководство Минпромторга предлагало продлить программу льготного автокредитования до 2013 года включительно и выделить из федерального бюджета в 2011 году 1,750 млрд рублей, в 2012-м – 1,002 млрд, в 2013-м – 500 млн рублей. По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексея Рахманова, в 2010 году по этой программе могло быть выдано порядка 120-150 тысяч кредитов.

Также о намерении правительства продлить льготные автокредиты заявляла министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее словам, для повышения эффективности программы верхний порог стоимости покупаемого автомобиля может быть полностью отменен.

Однако в среду стало известно о том, что программа льготного автокредитования будет прекращена. Это стало неожиданным даже для банков, принимавших в ней участие.

Агентство информационных сообщений со ссылкой на сотрудников филиала «Росссельхозбанка» в Абакане пишет, что банкиры получили официальное распоряжение о прекращении выдачи льготных кредитов с начала 2010 года. По их словам, соответствующий приказ они получили в первый рабочий день после новогодних праздников, а ранее считали, что программа будет действовать и в 2010 году. Теперь они вынуждены отказывать в выдаче льготных автокредитов даже тем клиентам, которым раньше выдали положительные заключение по заявлениям на получение такого кредита.

Однако в Челябинском филиале «Росссельхозбанка» данную информацию не подтвердили, пояснив, что пока вопрос о продолжении выдачи льготных автокредитов находится на стадии обсуждения, и никаких конкретных решений пока принято не было.

Стоит отметить, что с момента своего запуска в апреле 2009 года государственная программа льготного автокредитования постоянно подвергалась корректировке – менялся список автомобилей, список банков, выдающих эти автокредиты, условия выдачи самого кредита. Так, к примеру, после расширения списка банков, выдающих автокредиты, снижения суммы первоначального взноса и повышения максимальной стоимости покупаемой машины до 600 тысяч рублей, ежемесячное количество выданных кредитов выросло с 3-4 до 6-7 тысяч штук.

«Государственная программа льготного автокредитования стала более эффективной после того, как увеличилась максимальная стоимость автомобилей до 600 тыс. рублей, – отмечает директор департамента автокредитования Русфинанс банка Евгений Новиков. – Дальнейшее повышение этой планки или полная отмена ценового барьера дополнительно подняла бы продажи автомобилей и увеличила количество выданных автокредитов. Субсидирование процентной ставки позволило бы активизировать автокредитование, а оно помогло бы поднять авторынок в целом».

И все же игроки рынка надеются, что программа льготного автокредитования не будет приостановлена в 2010 году, так как банкам она дает возможность на 30-40% увеличить число выдаваемых автокредитов, а людям – приобрести автомобиль по более выгодным условиям. Если же программа будет продлена, а банки смогут принимать к расчету сертификаты за утилизированный автомобиль, продажи автомобилей российской сборки могут резко возрасти.

Ранее на эту тему:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления