Экономика Не надувая щек

Не надувая щек

Бывшие акционеры и менеджеры банка «Северная казна» создают новый банк. Технологии и клиентская база юрлиц уже есть. Остается получить право привлекать вклады населения...

Бывшие акционеры и менеджеры банка «Северная казна» создают новый банк. Технологии и клиентская база юрлиц уже есть. Остается получить право привлекать вклады населения

.

9 сентября 2009 года стало официальным днем рождения нового банка на Урале – банка «Нейва». Эту дату менеджеры – а на 99% это бывшие сотрудники екатеринбургского банка «Северная казна», – выбрали потому, что это день рождения их альма-матер. «Дата осталась бесхозной. А для нас она значима – каждый отдал «Северной казне» много лет. Поэтому не было никаких сомнений в выборе точки отсчета для полноценного старта «Нейвы». К этому дню мы приурочили сразу три события: открыли офис в Екатеринбурге, запустили систему «Банк-Директ» (интернет-банк для юридических лиц) и отпраздновали первый день рождения обновленного банка», – объясняет выбор председатель правления «Нейвы» Олег Антонов.

Без лишней волокиты

Сделка покупки ООО «КомНейвабанк» (Новоуральск, Свердловская область; именно на его базе создается новое кредитное учреждение) прошла в июне 2009 года. Учредителем банка исторически было ФГУП УЭХК, но в 2006 году в рамках плана приватизации федеральные власти решили выставить банк на продажу. В феврале 2009 года пакет купил президент компании «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин (ему как действующему на тот момент участнику принадлежало преимущественное право выкупа). Он однако не скрывал, что действует в интересах третьих лиц.

В результате Чернавин продал банк бывшим акционерам (в совокупности владели около 28% акций) «Северной казны»: ЗАО «Урал-Авиа» (занимается исследованиями в области естественных и технических наук, разработкой, производством и восстановлением составных частей летательных аппаратов), Владимиру Родионову, Владимиру Вольману, Алексею Жукову и Вячеславу Горбаренко. Большинство банкиров тогда искренне недоумевали, зачем инициатор сделки, президент «Урал-Авиа» Владимир Родионов, только что вынужденный расстаться с банковским бизнесом, снова инвестирует деньги в ту же отрасль. Родионов объяснил свой шаг просто: на рынке он не нашел банковских услуг того уровня, который был в «Северной казне», и поэтому предложил команде менеджеров создать ей полноценную замену.

Честно говоря, «Эксперт-Урал» тогда тоже был настроен весьма скептически по поводу этой затеи и поэтому ограничился кратким сообщением о событии. Однако, когда мы увидели, что активы вечного аутсайдера банковского рынка Свердловской области выросли на 847,5% (с 01.01.09 по 01.01.10), все же решили, что пора предметно поговорить о том, за счет чего менеджеры в условиях кризиса фактически с нуля собираются развивать кредитное учреждение.

«Я лучше вам скажу, чего мы делать не будем точно, – с ходу заявил нам Олег Антонов. – Мы не станем надувать щеки, заявляя, что создадим «лучший, единственный, уникальный, самый-самый банк в мире». Не будем выдумывать какую-то сложную и пафосную «миссию банка». Конечно, у нас есть стратегия развития, но это рабочий документ, который мы не собираемся превращать в фетиш. Мы просто сделаем банк для людей. Удобный. Технологичный. Качественный. Без бюрократии, волокиты и надменности по отношению к клиенту.

Само собой

Основная база для реализации идеи – наследство «Северной казны» как в прямом, так и переносном смысле. «Я уже не раз говорил, что мы не станем делать копию, слепок «Северной казны». Конечно, идеологически мы ее «прямые потомки», продолжатели ее философии бизнеса. Однако «Нейва» – это не клон «Казны». Это не только воспроизведение «казнинской» линии, но и воплощение тех идей, замыслов и проектов, которые не успели реализоваться. И работа над ошибками. Иначе говоря, мы берем от «Северной казны» все лучшее, оставляя все лишнее», – говорит Олег Антонов.

Лучшее – это прежде всего команда, которая с полуслова понимает друг друга. Из ста с лишним человек действующего персонала только пять не работали в «Северной казне». Руководители банков тратят годы, чтобы создать трудоспособный коллектив, а здесь – вот он, готовый костяк. «У нас есть главное – единое, я бы сказал, типологическое понимание того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Причем и в отношении внедряемых продуктов, и в отношении взаимодействия с клиентами. К примеру, разрабатывая в «Казне» новые продукты, мы всегда примеряли их на себя, всегда ставили вопрос так: лично мне будет удобно, комфортно пользоваться этим? Поэтому и получались продукты и услуги, не имеющие аналогов. Здесь подход ровно такой же», – объясняет председатель правления «Нейвы».

Этот костяк есть не только в Екатеринбурге, но по всему Уралу, что существенно облегчит новому банку строительство сети. За эти месяцы уже открыто два новых офиса в Екатеринбурге, по одному – в Каменске-Уральском и Челябинске. В планах на ближайшие месяцы – еще два офиса в Екатеринбурге, два в Челябинске, офисы в Магнитогорске и Верхней Пышме. «Коллективы уже соревнуются друг с другом, кто первым начнет работу», – шутит Олег Антонов.

Вторая часть наследства – технологии. Уже через три месяца после завершения сделки покупки заработал интернет-банк для юридических лиц. Как говорит глава «Нейвы», он сделан максимально функциональным, но одновременно дружелюбным для клиента. В основу положена идеология уже хорошо зарекомендовавшей себя системы банка «Северная казна», но полностью переписано ядро, добавлены функции, о которых давно просили клиенты. То есть продукт изначально делался с учетом тех ошибок, которые нужно было исправлять еще в «Северной казне», но до которых не дошли руки.

При этом, как утверждают менеджеры, тарифная политика банка будет чрезвычайно демократичной. «Когда нас обвиняют в демпинге, мы не открещиваемся – да, демпинг. Только в отличие от классического демпингования низкие тарифы в «Нейве» – это не разовая акция, имеющая временные рамки. Это наша долговременная политика. Конечно, можно, рассчитывая на быструю прибыль, «наворачивать» хитрые комиссионные и «втюхивать» одну услугу при покупке другой. Но мы идем по другому пути: предлагая услугу высокого качества по невысокой цене, мы формируем пул лояльных клиентов, выстраиваем долгосрочные партнерские отношения.

А прибыль возьмем за счет объемов. Чтобы не прослыть прожектером, скажу, что за месяц к системе «Банк-Директ» в среднем подключаются более 400 клиентов. Причем среднедневной показатель растет», – обозначает концепцию маркетинга топ-менеджер.

Управленцы нового банка могут позволить себе такую политику, потому что по сути клиентская база у них уже есть: это более 30 тысяч юридических лиц, обслуживающихся в «Северной казне», часть которых, как и Владимир Родионов, так и не нашла устраивающее по всем параметрам кредитное учреждение. «У нас был момент, когда мы даже придерживали клиентов, желающих прийти на обслуживание. Говорили: подождите чуть-чуть, до сентября, когда мы завершим все подготовительные этапы», – вспоминает Олег Антонов.

Чтобы поддерживать лояльность клиентов, в «Нейве» пользуются приемами, которые опять же зарекомендовали себя в «Северной казне». В первую очередь это организация качественной системы обратной связи. Практически сразу после запуска интернет-банка, еще до открытия официального сайта, заработал форум, через который специалисты не просто получали отзывы о продуктах, но тут же реагировали на предложения клиентов. К примеру, после аргументированного выступления «форумчанина» увеличили время работы офисов. Переход на расширенный, до 22:00, операционный день был инициирован опять же клиентами.

И, наконец, еще один плюс – «чистая» лицензия. Как ни странно, но именно отсутствие клиентской базы в «КомНейвабанке», который фактически не работал несколько лет, сейчас выглядит своего рода конкурентным преимуществом: отсутствие кредитного портфеля автоматически означает отсутствие просроченной задолженности, а значит, необходимости отвлекать средства на формирование резервов.

Безусловно, препятствия на старте у команды есть. Чтобы стать полноценным универсальным кредитным учреждением с полным набором услуг, а именно эту задачу ставят собственники, менеджерам банка предстоит как можно быстрее возобновить работу, нацеленную на привлечение вкладов: лицензия на этот вид операций была приостановлена у «КомНейвабанка» два года назад из-за резкого падения объема капитала и убыточной работы. Вторая задача, которую ставили перед банком требования ЦБ по капиталу, уже выполнена. Как известно, банки должны довести минимальный уровень капитала до 90 млн рублей. А у банка уже сейчас собственные средства (капитал) превысили 180 миллионов рублей. «Увеличив капитал до 180 миллионов, мы «перепрыгнули» планку требований по капиталу, которые выставляет Банк России на 2010-2011 год», – говорит Олег Антонов. А в целом, как говорит он, собственники и команда дали себе год, в течение которого они выведут банк на намеченный уровень.

Ирина ПЕРЕЧНЕВА

По материалам журнала «Эксперт-Урал»
ООО БАНК «НЕЙВА»
Офис банка «НЕЙВА» в Челябинске: пр. Ленина, 36; телефон: (351) 729-83-82;
Лицензия ЦБ РФ №1293.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления