Экономика Факторинг как дважды два

Факторинг как дважды два

Все чаще бизнесмены, испытывающие потребность в заемных средствах, оказываются перед выбором. Что выгоднее, традиционный банковский кредит или относительно новый для российского рынка финансовый инструмент – факторинг? Разобраться в преимуществах этих дву

Все чаще бизнесмены, испытывающие потребность в заемных средствах, оказываются перед выбором. Что выгоднее, традиционный банковский кредит или относительно новый для российского рынка финансовый инструмент – факторинг? Разобраться в преимуществах этих двух подходов по просьбе редакции ChelFin.ru помогла директор Челябинского представительства Национальной Факторинговой Компании Елена Мозолева.

Итак, в начале совсем немного теории. Факторинг и в самом деле чаще всего принято сравнивать с кредитованием. Такое сравнение ошибочно и показательно одновременно. Дело в том, что различий между факторингом и кредитом больше, чем кажется при первом приближении. Кредит – это деньги, которые даются во временное пользование и под залог. Кредит непременно нужно вернуть в установленный срок.

Факторинг – это финансовая услуга, которая представляет собой выкуп дебиторской задолженности, соответственно, полученные деньги возвращать не надо.

Факторинг может заинтересовать прежде всего фирмы, реализующие товары (а также услуги) и стоящие перед выбором – либо потребовать предоплату и соответственно нести риски потери потенциального клиента, либо пойти по пути отсрочки платежа и почувствовать все прелести кассового разрыва, нехватки оборотных средств, опасности не получить деньги за товар по поставкам с отсрочкой платежа.

Уступив по договору факторинга свою дебиторку факторинговой компании (Фактору), фирма получает в виде аванса денежные средства в размере до 90% от объема поставки. Фактор получает свои комиссионные, а дебитору в принципе должно быть все равно, кому платить. Если он, конечно, собирается платить.

Пример из учебника

Компания поставляет товар на миллион рублей с отсрочкой платежа на месяц. Чтобы получить финансирование, она обращается к Фактору, и ей сразу же перечисляют до 90% от суммы поставки. Эти средства тут же пускаются в оборот, что при некоторой рентабельности продаж дает возможность дополнительно заработать определенную сумму. После погашения долга факторинговая компания возвращает оставшиеся деньги за вычетом факторинговой комиссии. Прибыль может быть больше, если увеличится скорость денежного оборота. Классический факторинг включает в себя аутсорсинг риск-менеджмента для клиента. Проще говоря, Фактор берет на себя оценку платежеспособности потенциального покупателя и устанавливает в зависимости от этого соответствующий лимита на него. Им поставщик может пользоваться как рекомендуемым лимитом отгрузки. Кроме того, факторинг включает в себя услуги по управлению и сбору дебиторской задолженности и защите от риска неплатежа дебитора путем заключения договора поручительства.

Итак, можно выделить следующие плюсы факторинга:

  • достоверная оценка платежеспособности покупателей, в т.ч. находящихся в другом регионе России или за рубежом;

  • отсутствие залога;

  • возможность быстро увеличить объемы финансирования;

  • улучшение платежной дисциплины дебиторов (сокращение просрочки платежей);

  • сокращение издержек компании на риск-менеджмент (мониторинг и сбор дебиторской задолженности);

  • защита от кредитных рисков (риск неоплаты для поставщика снижается практически до нуля), риска ликвидности (возникновение кассовых разрывов), процентных и валютных рисков.

А теперь посмотрим, как принципы и законы факторинга работают на практике.

Итак, дано. Компания «Партнер». Поставляет снеки и другие кондитерские изделия, давно работает на рынке Челябинска и Челябинской области. Среднемесячный оборот – более 7 млн рублей, что позволяет говорить о принадлежности «Партнера» к среднему бизнесу.

Большинство клиентов торговой компании расположены на Южном Урале. Это дает возможность службе безопасности «Партнера» достаточно успешно справляться с обслуживанием дебиторской задолженности компании.

Требуется. Как любая компания, стремящаяся обеспечить интенсивный рост, в т.ч. за счет повышения конкурентоспособности, «Партнер» выходит на рынок соседнего региона, предлагая своим покупателям отсрочку платежа – 30 дней.

Таким образом, хотя бизнес «Партнера» прибыльный, компания вынуждена вначале вкладывать деньги в закупку товара и оплачивать прочие расходы, а лишь потом получать деньги от своих покупателей. Всё это приводит к кассовому разрыву (нехватка оборотных средств для ведения операционной деятельности).

Суть проблемы. На практике величина кассового разрыва часто зависит от платежной дисциплины покупателей. Так, компания может предлагать отсрочку 30 дней, а получать деньги через два и более месяца из-за просрочек со стороны покупателей. Таким образом, при выходе на рынок соседнего региона «Партнер» сталкивается с тем, что обслуживание собственной дебиторской задолженности в режиме «удаленного доступа» обходится значительно дороже. Конечно, дополнительные издержки могут быть отнесены на себестоимость отгружаемой на новый рынок продукции. Но это, несомненно, скажется на конкурентоспособности «Партнера».

Решение. Гораздо более эффективный вариант решения возникшей проблемы – обратиться к услугам факторинговой компании.

Точно просчитать, сколько именно в этом случае «Партнер» сэкономит на риск-менеджменте, достаточно сложно. Однако прямые финансовые преимущества от использования факторинга (в данном случае мы рассматриваем схему классического факторинга с регрессом) оценить достаточно просто. И все же как факторинг сокращает период оборачиваемости дебиторской задолженности и что это дает нашей компании?

Считаем вместе. На новом для себя рынке соседнего региона компания «Партнер» продает снеков и других кондитерских изделий на 100 000 рублей в месяц на условиях отсрочки платежа. Доход – 10% от оборота. Оборачиваемость товара в среднем равна 30 календарным дням (без факторинга). Допустим, что на складе «Партнера» в настоящее время находится 100 условных упаковок снеков по цене 1000 рублей на сумму 100 000 рублей. Себестоимость единицы продукции равна 900 рублей. Маржа – 100 руб./ед. В случае без факторинга компания отгружает весь товар и ждет 30 дней, таким образом, доход компании за 30 дней составит 100*100=10 000 руб./мес. Фактор предлагает компании «Партнер» финансировать 90% от суммы поставок сразу после отгрузки товара. Что происходит дальше?

Первый шаг

«Партнер» отгрузил 100 упаковок товара на сумму 100 000 рублей и заработал на этом 10% = 10 000 рублей. Сразу после получения оплаты за товар компания «Партнер» передает Фактору накладные и получает финансирование 90% от суммы поставок, т. е. 90 000 рублей. Ориентировочно компания «Партнер» тратит на это четыре дня (время на отгрузку, оформление документов, передачу их фактору, выплата финансирования, получение денег от Фактора на свой расчетный счет).

Второй шаг

Получив финансирование от фактора, компания «Партнер» на 90 000 рублей закупает 90 000/900=100 единиц продукции. Компания отгружает 100 единиц продукции на сумму 100*1000=100 000 рублей, заработав при этом 10 000 рублей. Как и в предыдущий раз, торговая компания уступает денежные требования Фактору и получает финансирование 90% от суммы поставки, т. е. 90 000 рублей, потратив на все это ещё четыре дня (итого восемь дней). На третьем и четвертом этапе «Партнер» полностью повторяет предыдущие шаги.

Подведем итог. Валовая прибыль составила 10 000 + 10 000 + 10 000 + 10 000 = 40 000 рублей, при этом компания «Партнер» отгрузила за месяц с факторингом поставок на сумму 400 000 рублей.

Сколько «Партнер» заплатит факторинговой компании?

  • Сбор за обработку документов = 4 поставки * 65 рублей = 260 рублей.

  • Комиссия за факторинговое обслуживание = 400 000 рублей *1,7% (ставка при данном обороте) = 6800 рублей.

  • Комиссия за использование денежных средств (финансирование) = 400 000рублей*90%*30дней*0,044% = 4752 руб.

  • Итого расходы на факторинг: 260 + 6800 + 4752 = 11 812 рублей.

  • Таким образом, чистая прибыль от использования только финансирования в рамках факторинга = 40 000 – 11 812 = 28 188 руб.

Факторинг, как мы уже говорили, – это не только и не столько финансирование. Факторинг – это целая инфраструктура для развития бизнеса через активные продажи на условиях отсрочки платежа. И эффективность применения факторинга нужно рассматривать в комплексе. В первую очередь, по изменению оборота по действующим клиентам, количестве новых клиентов, доли на рынке, платежной дисциплины клиентов и стабильности финансовых потоков.

P.S. В этом материале мы рассмотрели пример классического факторинга с регрессом. Между тем, факторинг – понятие очень емкое. Существует факторинг внутренний и международный, факторинг с регрессом, предпоставочный факторинг, открытый и закрытый, прямой и реверсивный. Грамотное использование преимуществ факторинга позволяет увеличить объем продаж. Каким образом этого добиваются челябинские компании, читайте в следующих материалах на сайте ChelFin.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления