Экономика Льготное автокредитование буксует

Льготное автокредитование буксует

За два месяца с момента возобновления госпрограммы льготного автокредитования банки выдали около 39 тысяч займов, тогда как заявок на кредиты было подано свыше 100 тысяч. По словам банкиров, полное удовлетворение спроса на льготные автокредиты позволило б

За два месяца с момента возобновления госпрограммы льготного автокредитования банки выдали около 39 тысяч займов, тогда как заявок на кредиты было подано свыше 100 тысяч. По словам банкиров, полное удовлетворение спроса на льготные автокредиты позволило бы увеличить выдачу кредитов в несколько раз, однако это не удается сделать из-за отсутствия нужного количества машин у дилеров, а также очередей на популярные марки автомобилей.

Число желающих получить льготный автокредит, согласно данным аналитического агентства «Автостат», в мае превысило 100 тысяч человек, около половины заявок были одобрены, и по ним были выданы льготные автокредиты. Эксперты отмечают, что спрос на программу льготного автокредитования в этом году заметно возрос. Аналитики связывают это с повышением эффективности программы. Напомним, за девять месяцев прошлого года всего было получено 123 874 заявок, из общего числа поступивших заявок получили одобрение всего 71 486 (57,7%), в нынешнем году эта доля снизилась до 40,7% (одобрено 43 682 из 107 134 заявок). Причиной снижения стал дефицит автомобилей у дилеров. По словам банкиров, некоторые заемщики вынуждены месяцами стоять в очереди на получение широко распространенных марок автомобилей.

Эксперты отмечают, что, благодаря реализации программы льготного автокредитования, только за прошлый месяц рост продаж составил 20%. При этом если доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, с апреля по декабрь прошлого года составила 6,6% в общем объеме реализации, то в марте-апреле нынешнего года автомобили-льготники заняли уже 15% российского рынка.

«Спрос на программу очень высокий, – отмечает управляющий уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин. – Плюсы для граждан заключаются и в том, что они одновременно могут воспользоваться сразу двумя государственными программами: утилизацией и субсидией по автокредиту».

На сегодняшний день условия выдачи льготных автокредитов в банках таковы: первоначальный взнос составляет 15%, максимальная стоимость автомобиля российского производства – 600 тысяч рублей (все модели АвтоВАЗа, а также Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, Volga Siber, UAZ Patriot, Skoda Octavia и Opel Astra), кредит предоставляется сроком на 36 месяцев.

Согласно информации Минпромторга, на данный момент выдают кредиты порядка 30 банков, тогда как общее число аккредитованных превышает 100. При этом 96% выдачи приходится на восемь: Сбербанк (14,45 тыс. кредитов), Русфинанс банк (6,8 тыс.), ВТБ 24 (4,88 тыс.), Росбанк (4,5 тыс.), Юникредит банк (3,7 тыс.), Россельхозбанк (1,7 тыс.), «Уралсиб» (1,25 тыс.) и Газпромбанк (882). «Более мелкие игроки рынка присоединились к программе с госучастием скорее из имиджевых интересов», – полагает начальник управления развития автокредитования «ЮниКредит Банка» Иван Сысков. Средние процентные ставки по таким кредитам составляют 13,5-16% годовых, 2/3 ставки рефинансирования России, которая сейчас составляет 8% годовых, компенсирует государство.

Юниаструм Банк входит в список банков, которые могут предоставлять льготные кредиты, но пока не принимает заявки, предоставляя автокредиты по классическим программам. «Опыт прошлого года показал, что программа льготного кредитования востребована клиентами и пользуется большим спросом, – говорит директор центра розничного кредитования ФКБ «Юниаструм Банк» в Челябинске Валентина Устьянцева. – Она стала лидером в отношении кредитования машин стоимостью до 600 тысяч рублей. В общем потоке кредитов эти модели занимают 30-40%. Остальная часть приходится на заем для покупки более дорогих моделей и на более длинный срок».

«Наиболее популярными моделями в рамках государственной программы являются автомобили ВАЗ, – комментирует Сергей Кульпин. – Среди иномарок лидирует «Рено Логан», который также является вторым по популярности автомобилем по данной программе после автомобилей ВАЗ. Также востребован «Форд Фокус».

По словам Сергея Кульпина, как и любому нововведению, программам требуется время для адаптации. «Неточности в определении спроса привели к тем проблемам, которые мы сейчас видим: ПТС на «АвтоВАЗе» отдают только после 100% оплаты, иномарки по программе государственного субсидирования идут под заказ, их выпуск ограничен», – отмечает он.

Рост автомобильных продаж во многом был обеспечен введением с марта этого года программы по утилизации старых автомобилей.

«Программа утилизации идет очень хорошо, – отмечает заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев. – Она идет без сбоев, и на данный момент выдано 160 тысяч сертификатов на получение нового автомобиля взамен старого, отправленного на утилизацию». По его словам, в рамках программы ведомство выдает около 3 тысяч сертификатов в день. Всего правительство планировало выдать 200 тысяч таких документов.

Между тем программа по утилизации старых автомобилей уже подходит к концу.

Министерство пока не планирует продлевать действие программы, поэтому, вероятнее всего, при сохранении текущего темпа выдачи утилизационные свидетельства могут закончиться уже в середине июня этого года, продажи будут идти еще 3-4 месяца. Пока же государству покупка новых машин с субсидией обошлась примерно в 10-11 млрд рублей.

Игроки рынка полагают, что если программа продлена не будет, стимул к замене старых машин на новые будет утерян. Однако уже сейчас становится ясно, что оживление продаж вряд ли спасет АвтоВАЗ. Решить проблему можно будет лишь путем дальнейшего увеличения пошлин на иномарки и, как следствие, спрос на машины отечественного производства снова возрастет.

Примечательно, что автодилеры моментально воспользовались программой утилизации, оплачиваемой государством, и подняли цены на автомобили в среднем на 7-18%, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Так, если еще в начале марта вазовскую «пятерку» можно было купить за 158-160 тыс. рублей, то к маю ее стоимость выросла до 180-190 тыс. рублей. Ситуация на рынке свидетельствует о том, что цены на автомобили возросли примерно на 20-30 тысяч рублей.

По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, розничные цены на автомобили Lada вазовские дилеры поднимают самостоятельно. «В условиях сложившегося дефицита машин и ажиотажного спроса на многие модели и модификации вполне понятно желание дилеров заработать как можно больше», – отмечает он.

Именно поэтому говорить о том, что программа льготного автокредитования реализуется с успехом, не приходится. К тому же, в последнее время появляется очень много разговоров о том, что качество выпущенных «АвтоВАЗом» автомобилей «хромает».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления