Экономика Автохлам – в утиль!

Автохлам – в утиль!

Правительство намерено убрать с дорог страны старые автомобили. И, поскольку число россиян, желающих избавиться от старья на колесах, по-прежнему велико, программу утилизации старых автомобилей решено продлить еще на один год. По словам аналитиков, активн

Правительство намерено убрать с дорог страны старые автомобили. И, поскольку число россиян, желающих избавиться от старья на колесах, по-прежнему велико, программу утилизации старых автомобилей решено продлить еще на один год. По словам аналитиков, активное продвижение программы льготного автокредитования в совокупности с программой утилизации старых автомобилей привело к значительному увеличению объемов автокредитования и повышению спроса на новые автомобили.

Стартовавшая в марте государственная кампания утилизации автомобилей с начальным бюджетом в 11 млрд рублей вызвала настоящий ажиотаж среди россиян. За несколько месяцев работы программы были реализованы 200 тысяч сертификатов, а за продукцией АвтоВАЗа вновь выстроились длинные очереди. В августе правительство еще раз выделило тот же объем средств и еще 200 тысяч сертификатов на продление программы. На прошлой неделе глава Сбербанка Герман Греф в разговоре с премьер-министром России Владимиром Путиным заявил, что для успешного развития российской автомобильной промышленности, в частности, завода ИжАвто, необходимо продлить финансирование программы утилизации старых автомобилей до 2012 года. Просьба руководителя крупнейшего банка вполне объяснима: долг предприятия перед Сбербанком составляет около 8,5 млрд рублей, при этом завод лишь недавно возобновил выпуск автомобилей Lada 2104 и ИЖ-27175. В марте 2011 года на ИжАвто будет перенесено производство «семерок». В случае, если спрос на автовазовскую «классику» сохранится, завод сможет получить прибыль, участвуя в программе утилизации. Обращение Германа Грефа было услышано: на днях, в связи с тем, что число желающих избавиться от старья на колесах по-прежнему велико, программу было решено продлить до 2012 года. На эти цели в федеральном бюджете уже заложено 13,5 млрд рублей: порядка 8,5 млрд рублей пойдут на погашение долгов перед дилерами по программе утилизации за этот год, 450 млн рублей – на компенсацию дилерам на перевозку подержанных автомобилей в пункты утилизации, 50 млн рублей – на ведение электронной базы выданных сертификатов. Оставшаяся сумма будет направлена на финансирование нового этапа программы. Таким образом, утилизационная программа в России может продлиться не полгода, как планировалось изначально, а полтора года.

По словам экономистов, программа уже оказала огромное влияние на восстановление автомобильного рынка страны. По итогам восьми месяцев, на отечественном рынке реализовано 317 693 автомобиля Lada, в том числе по программе утилизации – 115 376 штук. За январь-август продажи автомобилей Lada в России выросли на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, в том числе в августе было реализовано на 55% больше машин, чем годом ранее. По программе утилизации в августе продано 21 787 автомобилей Lada.

Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают, что, благодаря этой форме господдержки, российский рынок заполняется по большей части дешевыми и несовременными автомобилями, хотя можно было бы в качестве альтернативы стимулировать замену старых машин на более экологичные и безопасные.

Статистика свидетельствует о том, что главным образом на программе по утилизации выиграли российские заводы-автопроизводители. По подсчетам Минпромторга, доходы государства в рамках программы превысят расходы как минимум в полтора раза за счет налогов с продажи, а также различных отчислений в государственные фонды. Игроки рынка говорят о том, что 10% от общего объема выданных сертификатов выдано на приобретение автомобилей марок Ford, Renault и Chevrolet. Повышенный интерес покупателей к своим моделям заметила марка УАЗ, которая в первом полугодии продала в рамках программы 2,3 тысячи машин из 17 тысяч, реализованных в тот же период.

По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Михаила Ганелина, программа утилизации старых автомобилей была выгодна для российской экономики, поскольку сохранила работу тысячам работников, занятым в российском автопроме. Однако, по его мнению, государству следовало бы раньше задуматься о стимулировании спроса среди населения и запустить программу раньше, как это сделали в европейских странах. «Вместо этого в 2009 году правительство занималось прямыми финансовыми вливаниями в автопроизводителей, что не совсем эффективно для экономики», – отмечает эксперт.

Аналитик компании «Финам» Дмитрий Баранов считает, что отечественные автомобильные заводы уже сейчас готовы работать без господдержки, поскольку российский рынок уже начинает оживать. Примечательно, что в настоящее время Минпромторг работает над проектом программы утилизации старых грузовиков и автобусов, планируя установить размер утилизационной премии в пределах 50-250 тысяч рублей. На программу утилизации старых грузовиков и автобусов правительство России пообещало выделить 3 млрд рублей, однако эксперты полагают, что потребуется как минимум 10 млрд рублей.

Эксперты говорят о том, что программа государственного субсидирования процентной ставки в совокупности с программой утилизации старых автомобилей простимулировала увеличение спроса на новые автомобили. «Сейчас к нам поступает по семь-восемь заявок в день, – рассказывает директор по маркетингу автоцентра «Челябинск-Лада» Егор Курбатов. – Причем если раньше люди записывались «на всякий случай» и потом отсеивались, то сейчас приходят клиенты с твердым намерением приобрести новую машину».

Отметим, общий объем субсидий, предоставленных государством по программе льготного автокредитования, по данным Минпромторга, составил 187,057 млн рублей. В прошлом году было выдано более 71 тыс. льготных автокредитов, а заявок подано около 130 тыс. В феврале премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении 1 млрд рублей на продление программы субсидирования автокредитов до конца 2010 года, прогнозируется, что в рамках программы будет реализовано 120-130 тыс. автомобилей. На сегодняшний день уже подано 197 тыс. заявок на получение льготного кредита и выдано 89,9 тыс. займов.

Начальник отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения Сбербанка России Елена Летова отмечает, что государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам пользуется достаточным спросом населения. «Практически каждый второй автомобиль приобретается в кредит именно по этой программе, – рассказывает эксперт. – По состоянию на 1 сентября текущего года в рамках такой программы региональным отделением Сбербанка России был выдан 791 автокредит».

Справка: В перечень автомобилей, которые можно приобрести со скидкой в 50 тыс. рублей входит вся линейка АвтоВАЗ, автомобили УАЗ (в том числе внедорожники Hunter, Patriot, Pickup). Кроме того, в перечень включены Volga Siber (ОАО «ГАЗ»), Kia Spectra и Sorento (ОАО «ИжАвто»), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe (ООО «ТагАЗ») и ТагАЗ Road Partner, Tager, LC100. От ООО «Соллерс – Дальний Восток» – Ssang Yong Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sports. ОАО «Соллерс – Набережные Челны» – Fiat Dolbo Panorama и Fiat Albea. В список входят собираемые в России Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, Fiat Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero, Skoda Fabia и Octavia.

По словам Елены Летовой, самым распространенным по приобретению автомобилем из этого списка является автомобиль семейства Lada, причем наиболее востребованной является марка Lada Priora.

«Средняя сумма кредита составляет 276 тыс. рублей. В целом же по программе максимальная сумма займа не может превышать 510 тыс. рублей, так как льготной программой предусмотрена максимальная стоимость автомобиля в размере 600 тыс. рублей и 15% от стоимости автомобиля – это минимальное требование к размеру собственных средств заемщика. Средний срок кредита составляет примерно 35 месяцев, что на 1 месяц меньше максимально возможного срока, установленного программой», – рассказывает Елена Летова.

В Челябинском отделении Сбербанка констатируют, что в настоящее время очередей в банке по оформлению кредита в рамках льготной программы нет, заявки рассматриваются в течение 2-4 рабочих дней.

По словам управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, «за первое полугодие 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) покупательский спрос в автосалонах увеличился в два раза, что позволило увеличить объемы выдачи автокредитов в 1,5-3 раза». Банкиры уверяют, что объемы увеличились благодаря программе утилизации старых автомобилей.

«В прошлом году количество автомобилей, продаваемых в кредит, существенно сократилось – до 15-20%, но сейчас спрос на автокредиты восстановился практически до докризисного уровня – с привлечением заемных средств продается около 40% новых автомобилей», – говорит Егор Курбатов. По его словам, высокий спрос на автомобили приводит к их дефициту в автосалонах и, как следствие, к уже забытым очередям. В итоге потенциальным автовладельцам приходится ждать свою «ласточку» не меньше месяца.

Между тем уже в ближайшее время автокредиты могут стать гораздо удобнее и доступнее. Недавно Минпромторг предложил заменить ставку льготных автозаймов с плавающей на фиксированную. До сих пор этот показатель рассчитывался как две трети от ставки рефинансирования. К примеру, на данный момент ставка рефинансирования составляет 7,75%. Соответственно банку возмещается 5,16%. Ведомство подготовило проект постановления, согласно которому ставка льготного автокредита будет равна 6% годовых. Главный плюс такого решения в том, что покупателям станет легче рассчитывать свои будущие выплаты по кредиту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления