Экономика Андрей Рочев, управляющий Челябинским филиалом Промсвязьбанка: «Время дикого бизнеса давно ушло»

Андрей Рочев, управляющий Челябинским филиалом Промсвязьбанка: «Время дикого бизнеса давно ушло»

Существует стойкое заблуждение, что большие должности всегда портят людей. Действительно, редко удается встретить среди руководителей, которые привыкли управлять большими коллективами и денежными потоками, человека, простого в общении, не выставляющего напоказ свои успехи и достижения и требовательного прежде всего к самому себе. Но именно таков мой сегодняшний собеседник – управляющий Челябинским филиалом Промсвязьбанка Андрей Рочев. В интервью сайту ChelFin.ru он рассказал о малоизвестных фактах своей биографии: как самозабвенно занимался легкой атлетикой, пробегая по 160 км в неделю, сколько заработал на продаже пакета акций челябинского банка «Дорожник» и как увлекся нумизматикой.

Андрей Ефимович, судя по тем немногим сведениям, которые мне удалось получить из краткой биографической справки, ваш послужной список заслуживает всяческого уважения: заместитель управляющего банком «Дорожник», управляющий филиалом банка «Уралсиб», управляющий филиалом Уралвнешторгбанка, а позднее – и УРСА Банка. Сейчас – управляющий Челябинским филиалом ОАО «Промсвязьбанк». А как начиналась ваша карьера в банковском бизнесе?

– Давно это было... Признаться, никогда не думал, что стану банкиром. Я родился в Советском Союзе, и оттуда родом мои жизненные ценности ценности и убеждения. По первому образованию я инженер-механик, шесть лет проработал в комсомоле. Сразу скажу, что не считаю это чем-то зазорным, хотя сейчас принято ругать и советский строй, и все, что с этим было связано. Напротив, я считаю, что комсомол был в свое время большим достижением советской власти, потому что помогал воспитывать кадры. Я прошел путь от заведующего отделом райкома комсомола до первого секретаря райкома – и за эти годы многому научился. А когда комсомол начал разваливаться, перешел в центр научно-технического творчества молодежи – хозрасчетное подразделение. Это был, можно сказать, мой первый опыт бизнеса.

– Это был прообраз кооператива?

– Да, что-то в этом роде. Год проработал заместителем директора по общим вопросам. (Улыбается.) А позвал меня Сергей Аристов, с которым мы вместе работали в обкоме комсомола Кургана. Через некоторое время он создал там же, в Кургане, филиал Молодежного коммерческого банка. Был такой банк при ЦК ВЛКСМ. Сейчас уже, наверное, мало кто вспомнит, но в то время это был один из первых коммерческих банков, которые создавались не на базе старых советских банков, а с чистого листа. Вот, Сергей открывал в Кургане филиал этого банка, а мне предложил возглавить отдел лизинга. Правда, что это такое, ни он, ни я толком не представляли.

А в то время законодательно уже были прописаны налоговые льготы, сроки амортизации имущества при лизинге?

– Нет, все было в общих чертах. Аристов дал мне маленькую брошюрку – буквально на двух листочках: «Вот, ознакомься!». Потом приезжали проверяющие из Москвы. Не столько проверяли, сколько интересовались: что такое лизинг и как с ним бороться. (Смеется.) Но, тем не менее, наш банк первым в городе начал выдавать в лизинг компьютеры, которые были в то время страшно дорогие, ксероксы, факсы. Коммерческие фирмы появлялись, как грибы после дождя, оргтехника была в цене.

Какие еще функции выполнял «комсомольский» банк? В нем крутились деньги партии?

– Нет, что вы. Ни партия, ни комсомол никакого особенного влияния на деятельность банка не оказывали, это был обычный коммерческий банк. Возможно, там какое-то непродолжительное время хранилась комсомольская «касса» – с уверенностью сказать не могу.

Это был 1990 год. Так что в прошлом году мой стаж работы в банковской сфере перевалил за двадцатилетний рубеж. Конечно, то, что было тогда и сейчас – это две большие разницы. Банковский бизнес теперь регламентирован, все сферы пронизывает риск-менеджмент…

Чувствуется неприкрытая ностальгия по ушедшим временам...

– Нет, жизнь меняется, и замечательно, что время дикого бизнеса по принципу «купи-продай» ушло.

А затем вы перешли в банк «Дорожник»?

- Да, в 1994 году я получил предложение занять должность управляющего филиалом банка в Кургане. Если говорить о людях, которые сформировали мои взгляды на банковский бизнес, то прежде всего стоит назвать Леонида Марьяновича Краевского. Это известный в Челябинске банкир, который на протяжении долгих лет возглавлял банк «Дорожник», но сейчас, правда, уже отошел от дел. Он оказал серьезное влияние на мое профессиональное становление. Мне посчастливилось стать частью профессиональной и крепкой команды. Стоит назвать и Кириченко Геннадия Евгеньевича, первого заместителя председателя правления банка «Дорожник», Бурого Сергея Николаевича, который занимался организацией зарплатных проектов банка на железной дороге, а сейчас занимает должность управляющего операционным офисом банка ВТБ24 в Челябинске.

Вы работали в банке «Дорожник» на момент его поглощения корпорацией «Уралсиб»?

– Да, я пять лет проработал управляющим филиала в Кургане, а затем Леонид Марьянович предложил мне переехать в Челябинск и занять должность заместителя председателя правления. В 1999 году это и произошло. Ну а через какое-то время мы попали в эту, можно сказать, мясорубку – началось объединение банков.

Как коллектив банка оценивал происходящее?

– По-разному, но в целом негативно, конечно. Не секрет, что челябинский банк «Дорожник» был на особом положении: в один прекрасный момент он стал как уполномоченный банк обслуживать финансовые потоки железной дороги. По сути, весь бизнес банка держался на одном-единственном корпоративном клиенте, даже филиальная сеть строилась с учетом потребностей ЮУЖД. Словом, он был, как это сейчас называется, кэптивным банком, который имеет сильные позиции в одном направлении бизнеса, но существенно проигрывает на открытом рынке. А затем на железной дороге началась централизация управления и обслуживание финансовых потоков всех регионов было передано в Транскредитбанк. Руководству «Дорожника» предложили реорганизовать банк в местный филиал Транскредитбанка, но было принято решение сохранить самостоятельность. Естественно, банку пришлось предпринимать попытки построить бизнес без железной дороги. И последующая продажа банка корпорации «Уралсиб», стала, по сути, признанием невозможности достичь поставленной цели.

Насколько я помню, продажа банка была осложнена конфликтом с миноритарными акционерами, которые считали предложенную за бумаги цену явно заниженной?

– Структура собственности в банке «Дорожник» была построена таким образом, что примерно треть уставного капитала банка была распределена между работниками банка, в первую очередь между топ-менеджерами, а оставшиеся акции были сильно распылены между большим числом организаций и частных лиц. Конфликт, действительно, был, но работники банка не были в нем задействованы. Несогласие с предложенной ценой выкупа ценных бумаг высказывали сторонние акционеры, держатели миноритарных пакетов, которые измерялись долями процента уставного капитала. На прошедшем в июле 2007 года внеочередном собрании акционеров банка «Дорожник» было принято решение о реорганизации челябинского банка в форме присоединения к калининградскому «Стройинвестбанку», входящему в состав финансовой корпорации «Уралсиб». К тому моменту банк «Уралсиб» уже владел пакетом акций банка «Дорожник» в размере 95,97%, оставшаяся часть бумаг была распределена между миноритариями, число которых превышало две с половиной тысячи. Держателям ценных бумаг было предложено продать их банку «Уралсиб» по номинальной цене: один рубль за акцию. Несколько акционеров отказались и затеяли судебную тяжбу. Думаю, с их стороны имело место непонимание механизмов: цена акции определяется лишь спросом и предложением, а не стоимостью недвижимости и иного имущества, которыми владеет банк.

У вас тоже был пакет?

– Да, но настолько небольшой, что после его продажи на вырученные деньги я смог купить только гараж. (Смеется.)

Тем не менее, вы нашли себя и в новой структуре, возглавив филиал банка «Уралсиб»?

– Де-факто в структуре банка «Уралсиб» я оставался заместителем управляющего, под моим началом находились казначейство, финансовое планирование, но на этапе слияния банков было необходимо, чтобы я формально занял должность управляющего.

Затем вы в течение семи лет возглавляли челябинский филиал Уралвнешторгбанка, а впоследствии «УРСА банка». Наверняка за это время не раз поступали интересные предложения. Чем привлекло именно предложение Промсвязьбанка?

– Безусловно, сыграло свою роль то, что это крупный, стабильный, динамично развивающийся банк. Надо сказать, в среде банковских работников принят негласный «рейтинг» банков, который выстраивается с учетом не только финансовых показателей, но и их политики, и Промсвязьбанк там котируется весьма высоко. Кроме того, мне импонировала исторически сложившаяся в банке нацеленность на корпоративный сегмент бизнеса. В плане профессионального роста это более интересно.

Что сегодня входит в круг ваших задач, чем наполнен рабочий день?

– Разными делами. (Задумывается.) В общем-то, приходится решать обычные бизнес-задачи, ничего сверхъестественного. Для Челябинского филиала сегодня приоритетной задачей является развитие кредитования малого и среднего бизнеса. С начала этого года мы достигли неплохих показателей: за четыре месяца работы выдали кредитов на сумму 197 миллионов рублей. По сравнению с этим же периодом прошлого года прирост портфеля ссудной задолженности составил 86%. Конечно, на каждом направлении розничного и корпоративного бизнеса есть свой руководитель, но я контролирую все процессы, подчас требуется личное участие. Кроме того, есть и административные задачи. Самая приятная, пожалуй, – это контроль за ремонтными работами в новом офисе банка на улице Тимирязева, 30, который должен начать работу в сентябре этого года.

В каждом банке применяется свой подход к оценке малого бизнеса. Что понимается под «малым бизнесом» в Промсвязьбанке?

– Да, действительно, представления банков о малом бизнесе настолько различны, что напоминают лоскутное одеяло. В Промсвязьбанке как раз сейчас происходит пересегментация: если до недавнего времени считалось, что малый и средний бизнес – это компания с годовой выручкой до 540 миллионов рублей, то сейчас планка для малого бизнеса снижена до 360 миллионов. Но есть серьезное осложнение: малый бизнес как правило ведет двойную бухгалтерию, и если подходить к оценке финансового состояния и денежных потоков компании с обычными банковскими мерками, ни одному малому предприятию кредит не выдашь. Так что банкам приходится изобретать особенные приемы оценки.

Какие еще тенденции в банковском бизнесе вы бы отметили?

– Все более и более четко выстраиваются процедуры внутри банка. Эта тенденция хорошо видна. В моем понимании, именно это гарантирует надежность банка – когда нельзя злоупотребить служебным положением и даже просто совершить непредумышленную ошибку. На сегодняшний день у сотрудников фронт-офиса, которые обслуживают клиентов, есть даже специальные «памятки», в которых даются ответы на типичные вопросы клиентов. Ошибки должны быть исключены – это экономит время сотрудников и идет на пользу клиентам.

А вы главным образом на какие качества обращаете внимание при подборе команды– профессиональные или личные?

– Прежде всего, конечно, на профессиональные знания и навыки. Хороший человек – не профессия. В моем понимании, каждый сотрудник должен досконально знать свое дело, и не только в теории, но и уметь применять свои знания в деле. Важно, чтобы он проявлял инициативу и готов был брать на себя ответственность: можно быть хорошим профессионалом, но относиться к служебным обязанностям спустя рукава, и это может загубить весь результат. Есть и еще один принцип. Он не декларируется, но на этом принципе строятся отношения в коллективе – это порядочность. Правила игры в любой организации задает, конечно, руководитель. Бывает, что люди, когда занимают директорское кресло и вдруг осознают, что им ни перед кем больше не придется отчитываться, позволяют себе разные вольности: опаздывать, решать в рабочее время личные проблемы… Я считаю, что это неправильно, правила должны быть одинаковы для всех. Это должно существовать не только на словах, но и на деле, сотрудники должны понимать, что установленный порядок вещей неизменен. Поэтому, я считаю, руководителям нельзя давать поблажки прежде всего самому себе: если опаздываешь на работу – будь добр, предупреди, тогда и с «расшатавшейся» дисциплиной подчиненных не придется бороться.

Расскажите о своих увлечениях...

– Честно говоря, нет такого увлечения, которое бы меня полностью захватило и занимало все мое свободное время. Я не верю особенно в гороскопы, но, видимо, доля истины там все же есть. Мой знак зодиака – близнецы, а это, как говорится в гороскопе, люди в увлечениях непостоянные. На протяжении долгих лет я собираю монеты и банкноты разных стран – то охладевая, то снова загораясь. Но любовь номер один – это, конечно, футбол. Сам играю, сколько себя помню, и ни одного важного матча не пропускаю. Монеты собираю, к слову, именно с футбольной символикой.

А за какую команду болеете?

– За «Динамо», Москва. Это с детства, и с годами своей приверженности не меняю, хотя, конечно, понимаю, что это не совсем та команда, какой была когда-то…

Ну да, легко, конечно, болеть за «Барселону»…

– Да. (Смеется.) Но вот в прошлом матче «Динамо» одержало победу, кстати.

Еще люблю узнавать что-то новое, с удовольствием осваиваю разные компьютерные программы – недавно научился монтировать видео, и сейчас создаю фильмы из видеозаписей семейного архива. А вообще после окончания рабочего дня хочется побыть с родными или даже наедине с собственными мыслями. Синдром эмоциональной усталости – не выдумки. Невозможно все время быть на публике, улыбаться, излучать оптимизм и уверенность.

А в детстве кем мечтали стать?

– Олимпийским чемпионом. По бегу на средние дистанции.

Всерьез занимались легкой атлетикой?

– Да, но без особенных успехов. Посвятил этому не один год, больших результатов не показал, но заработал перенапряжение сердца. Помню, в ходе долгих тренировок добился того, что пульс в покое достигал 30 ударов в минуту.

Как у индийских йогов…

– Степень тренированности организма была такой, что сердцу было достаточно тридцати ударов в минуту вместо шестидесяти, чтобы обеспечивать нормальное кровоснабжение организма. Как там у йогов – не готов сказать…

Шри Чинмой – философ, который пропагандирует идею бега во имя мира на планете –убежден, что бег удивительным образом воздействует на человеческий организм, очищает от дурных помыслов, учит мыслить позитивно, дарит радость. Вам это знакомо?

– То, что от бега получаешь колоссальное удовольствие – это однозначно. Понятие мышечной радости было открыто, к слову, еще академиком Павловым. В институте мы с друзьями уже перешли на самостоятельные тренировки по системе Лидьярда – был такой известный бегун и тренер, нужно было пробегать 100 миль в неделю. Это 160 километров. И я утром вместо зарядки пробегал по парку восемь километров, а вечером, после занятий, еще двадцать. И нормально, был в хорошей физической форме. Естественно, это забирало все мое свободное время. А на третьем курсе я открыл, что дискотеки и свидания – это ничуть не менее увлекательно, чем бег. (Смеется.) Сейчас спорт присутствует в моей жизни в форме футбольных тренировок. Гол забьешь, пас хороший дашь – и радости нет предела.

А к деньгам у вас какое отношение?

– Спокойное. Точно не готов ради денег идти против совести, совершать неблаговидные поступки. Деньги – это лишь средство, но не самоцель. Я спокойно отношусь к тому, что многие мои друзья по комсомольской юности добились в жизни гораздо большего успеха, стали состоятельными людьми. Вместе с тем, есть среди моих друзей и очень интересные, талантливые люди, которые живут на очень скромный заработок. Надо философски к этому относиться. Не в деньгах счастье на самом деле.

А в чем счастье?

– Ощущение счастья дает понимание, что ты живешь в гармонии с окружающими людьми, что в твоей семье царит понимание и взаимоуважение, вы цените друг друга и не изводите по мелочам. Да, безусловно, приятно достичь успеха в бизнесе, но счастье дарит только душевный комфорт, понимание того, что ты делаешь нужное дело, которое приносит пользу другим людям.

Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления