Экономика Лизинг: эффект сжатой пружины

Лизинг: эффект сжатой пружины

Кризис стал тяжелым испытанием для лизинговых компаний региона, но уже с прошлого года наблюдалась поразительная динамика прироста объема новых сделок. За кризисные годы у предприятий сформировался отложенный спрос на обновление автопарка, закупку совреме

Кризис стал тяжелым испытанием для лизинговых компаний региона, но уже с прошлого года наблюдалась поразительная динамика прироста объема новых сделок. За кризисные годы у предприятий сформировался отложенный спрос на обновление автопарка, закупку современного оборудования и установку новых производственных линий. Однако преградой для динамичного развития лизингового бизнеса может неожиданно выступить изменение законодательства, отменяющее налоговые послабления.

В мае сайт ChelFin.ru запустил уникальный проект «Лизинг с первого взгляда»: организации и предприниматели, заинтересованные в приобретении в лизинг имущества – автомобиля, оборудования, транспорта, – заполнив только одну простую анкету, получали возможность отправить заявку сразу в десяток лизинговых компаний и выбрать наиболее привлекательные условия финансирования. Партнерами сайта ChelFin.ru в рамках данного проекта стали лизинговые компании, стабильно занимающие лидирующие позиции на региональном рынке финансовых услуг: «Уралпромлизинг», «Халык-Лизинг», «Росдорлизинг», «Челиндлизинг», «Лизингпромхолд», «Клиентская лизинговая компания», «РФЦ-Лизинг», «Элемент-Лизинг», «Балтийский лизинг», «Соллерс-Финанс», «Дом лизинга», «Балтинвест», «Столичный лизинг», «РБ Лизинг», «Южноуральский лизинговый центр».

В анкете, кроме наименования организации, фактического адреса, даты регистрации и сферы деятельности компании, предлагалось указать желаемые параметры сделки: модель (марка), технические характеристики, стоимость и сроки поставки, приемлемый размер первоначального взноса, наиболее подходящий график платежей, стоп-период на время поставки и наладки оборудования. За две недели на сайт поступило около двух десятков заявок – как от индивидуальных предпринимателей, так и от крупных компаний региона, большинство заявок касались приобретения легковых и грузовых автомобилей, пассажирского транспорта, но были и на приобретение в лизинг дорогостоящего производственного оборудования.

Представители лизинговых компаний в течение двух недель рассмотрели поступившие запросы и встретились с потенциальными клиентами на аукционе в банкетном зале Attimo, чтобы вступить в борьбу за право заключить сделку. В ходе аукциона по каждому лоту были озвучены базовые коммерческие предложения, а в ходе торгов представители лизинговых компаний нередко выражали готовность предоставить дополнительную скидку или иной приятный бонус. После проведения аукциона представители бизнеса и лизинговых компаний встретились за круглым столом, чтобы обсудить существующие проблемы и перспективы развития отрасли.

Кризис стал серьезным испытанием на прочность для лизинговых компаний региона: если летом 2008 года услуги финансовой аренды автотранспорта, спецтехники, оборудования и недвижимости предлагали порядка полусотни лизинговых компаний, то уже к концу года конкурентная среда разительно изменилась. Многие столичные компании предпочли закрыть региональные офисы или же сохранили формальное представительство в регионе, сократив штат до одного-двух сотрудников, которые занимались исключительно обслуживанием текущего портфеля. Вместе с тем громких дефолтов удалось избежать, а отдельные компании продолжали финансировать лизинговые сделки, ужесточив риск-менеджмент.

«Лизинг – один из способов инвестирования в основные фонды предприятия, а в кризис большинство предприятий в связи с сокращением объемов производства, оптимизацией затрат и неясностью экономического развития страны не рисковали входить в долгосрочные проекты – соответственно, наблюдался спад спроса на лизинговые услуги», – вспоминает директор челябинского филиала Клиентской лизинговой компании Светлана Купина.

«Лизинг, в отличие от банковского кредита, нужен предприятию лишь в том случае, если бизнес развивается, и если в кризис предприятия продолжали обращаться в банки за кредитными средствами – на выдачу заработной платы, покрытие кассовых разрывов, – то в лизинговых компаниях проходили лишь единичные сделки, – рассказывает директор компании «ЧелИндЛизинг» Таисия Зотова. – Впрочем, у некоторых компаний бизнес, наоборот, стал развиваться именно в 2009 году в связи с изменением курсов валют, внезапно открывшихся новых возможностей. К тому же кризис привел к значительному снижению цен на подержанную технику, офисные, торговые и складские помещения, и многие компании спешили воспользоваться этой возможностью, чтобы приобрести имущество в лизинг».

И если в кризисные месяцы усилия лизинговых компаний были сосредоточены на поддержании приемлемого качества текущего портфеля сделок, то уже в прошлом году начался активный рост числа новых договоров, который превзошел даже смелые прогнозы. Как отмечается в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году сумма новых сделок выросла в 2,3 раза – до 725 млрд руб., а совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1108 млрд руб. Быстрому росту рынка способствовали прежде всего стабилизация финансового состояния предприятий и компаний, использующих лизинг для обновления автопарков и производственных линий, агрессивная политика лизинговых компаний с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента при оценке заявок.

«Со второй половины прошлого года бизес стал возвращаться к замороженным на время кризиса инвестиционным проектам, развивать новые направления, – говорит директор челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин. – И главным инструментом финансирования при приобретения оборудования, транспорта и недвижимости стал именно лизинг».

Финансовые показатели деятельности лизинговых компаний региона в 2010 году дали основание надеяться: финансовая аренда на Урале восстанавливается быстрее, чем корпоративное кредитование.

«В 2010 году мы заключили новых сделок на два миллиарда рублей – это показатель, который превзошел благополучный 2008 год практически в два раза, – рассказывает Таисия Зотова. – За время кризиса сформировался отложенный спрос – и это была сжатая пружина, которая обеспечила стремительные темпы прироста портфелей лизинговых компаний».

«Традиционно малый и средний бизнес приобретает в лизинг транспорт, оборудование, недвижимость, – говорит Дмитрий Митронин. – В Челябинске повышенным спросом пользуется лизинг грузовой, самосвальной, дорожной техники, металлообрабатывающего оборудования».

«Наибольший рост лизингового портфеля прослеживается среди предприятий малого и среднего бизнеса – в частности транспортных компаний, оптово-торговых фирм, предприятий лесозаготовительного комплекса, производства продуктов потребления», – перечисляет Светлана Купина.

«Наибольший рост объема новых сделок приходится на сегмент лизинга автомобилей, спецтранспорта и железнодорожного состава, – отмечает заместитель директора челябинского филиала компании «Росдорлизинг-Урал» Оксана Коновалова. – Рост сделок лизинга недвижимости по-прежнему сдерживается законодательными несоответствиями и сложностями регистрации права собственности».

Безусловно, стремительный прирост портфелей лизинговых компаний стал возможен и благодаря либерализации критериев риска по сделкам: снизились требования к размеру аванса, ликвидности предмета лизинга, сроку деятельности и финансовым показателям компании. Среди видов обеспечения сделок в 2010 году значимо увеличилась только доля поручительств юридических и частных лиц.

Вместе с тем банки стали более открыты к лизинговым компаниям вследствие наличия большого объема денежной ликвидности и необходимости ее размещения. В связи с этим в течение года ставки по кредитам для лизинговых компаний существенно снизились, что отразилось и на стоимости лизинговых сделок.

«Условия финансирования лизинговых сделок существенно изменились: многие лизинговые компании пересмотрели размер авансового платежа (сейчас составляет от 5-10% стоимости имущества), срок лизинга, снижается и стоимость договора лизинга, сделки рассматриваются более оперативно», – рассказывает руководитель филиала лизинговой компании «Соллерс-Финанс» в Челябинске Ольга Мелентьева.

«На фоне уменьшения процентных ставок по банковским кредитам и растущей конкуренции среди лизинговых компаний условия финансирования по лизингу претерпели значительные изменения в сторону послабления финансовой нагрузки на предприятия, – говорит Светлана Купина. – Размер авансового платежа по некоторым позициям снизился до 0%, сроки финансирования зачастую превышают три-пять лет, сокращаются сроки рассмотрения заявок, размер удорожания также изменился в сторону уменьшения».

Большие надежды лизинговые компании связывают с реализацией программы Российского банка развития, которая дала возможность лизинговым компаниям получать более дешевые кредитные ресурсы и направлять их на финансирование сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса.

Конкурентная борьба на рынке лизинговых услуг вновь заметно обострилась. Согласно исследованию агентства «Эксперт РА», в 2010 году 28% всех лизинговых сделок заключалось независимыми лизинговыми компаниями, около 21% пришлось на лизинговые подразделения банков, а также «дочки» финансовых корпораций и фондов прямых инвестиций. Менее 4% рынка – у кэптивных лизинговых компаний, основанных при предприятиях, производящих оборудование и транспорт. При этом лизинговые компании, принадлежащие госструктурам, занимали в прошлом году около 48% лизингового рынка, в то время как в 2009 их доля была в два раза ниже – 25,4%, а в 2008 – только 13,7%. И заметными событиями прошлого года стали расширение филиальных сетей лизинговых компаний с госучастием (в частности значительное число филиалов было открыто компаниями «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг»), а также сделки слияний и поглощений. Агрессивная экспансия лизинговых компаний с госучастием, по мнению экспертов, обусловлена тремя факторами: реализацией через данные компании госпрограмм поддержки отдельных отраслей, новым амбициозным топ-менеджментом и недорогим масштабным фондированием. Однако на растущем рынке места пока хватает всем: несмотря на рост концентрации сделок, по данным опроса агентства «Эксперт РА», 63% лизинговых компаний отметили, что пока не вступали в конкуренцию с государственными лизинговыми компаниями.

«Сейчас наблюдается усиление тенденции выхода на региональный рынок лизинга аффилированных с банками компаний, в том числе и с иностранным капиталом, – говорит Светлана Купина. – Независимым лизинговым компаниям конкурировать с такими соперниками достаточно сложно, так как у них больше шансов на получение недорогих и долгосрочных кредитных ресурсов».

По мнению эксперта, в ближайшие годы независимые лизинговые компании вынуждены будут искать стратегических инвесторов, организовывать сделки по слиянию или же уходить в узкие ниши. «В ближайшее время основную часть (около 80%) рынка лизинговых услуг будут держать крупные федеральные компании и компании с иностранным капиталом», – предрекает эксперт.

Впрочем, наряду с сильными драйверами роста лизинговые компании ожидают и серьезные затруднения, вызванные недавними изменениями налогового законодательства. Летом 2008 года лизинговое сообщество с удивлением услышало о принятии ФЗ №158, внедрившего в главу 25 НК РФ поправки, которые касаются отмены действующих норм ускоренной амортизации по имуществу первой–третьей амортизационных групп. Справедливости ради отметим, что ускоренная амортизация довольно редко применяется при лизинге оборудования первой и второй групп, но вот для третьей группы, в которую относятся автомобили, поправки стали весьма болезненными. В мае 2010 года Министерство финансов России выступило с предложением пересмотреть практику применения ускоренной амортизации в лизинге вплоть до ее отмены. Абсолютным большинством участников рынка, включая государственные лизинговые компании, госбанки, предприятия, производящие технику и оборудование, данное предложение однозначно было расценено как губительное в первую очередь для процесса модернизации основных фондов предприятиями реального сектора. По оценкам экспертов, при отмене коэффициента ускоренной амортизации инвестиционная привлекательность лизинга исчезнет, а лизинговый бизнес в перспективе одного-двух лет сократится в два-три раза.

«Отмена ускоренной амортизации крайне негативно отразится не столько на рынке лизинга, сколько на экономике в целом, – уверен Дмитрий Митронин. – Лизинг является одним из главных инструментов модернизации: сегодня сложное техническое оборудование, как правило, приобретается не в кредит, а в лизинг. Если норма ускоренной амортизации будет отменена, проиграют прежде всего наукоемкие производства. А для Урала это особенно актуально: здесь много металлообрабатывающих предприятий, которые имеют высокоточные производства и регулярно нуждаются в обновлении промышленного парка оборудования. Отмена ускоренной амортизации повлечет увеличение затрат на приобретение новейшего оборудования, в связи с чем металлообрабатывающая отрасль сократит приобретение нового оборудования только тогда, когда старое окончательно устарело. В конечном итоге проиграет отечественное машиностроение, авиа- и станкостроение. Продукция этих предприятий будет пользоваться меньшим спросом в России и за рубежом как менее качественная».

По оценке агентства «Эксперт РА», в случае, если «вредные» для отрасли законодательные инициативы приняты не будут, в 2011 году российский рынок лизинга может вырасти еще на 40-50%, до 1-1,1 трлн руб. Отмена же ускоренной амортизации приведет не только к снижению спроса на лизинг, но и к критическим затруднениям в работе бэк-офиса лизинговых компаний. Тем не менее потребности предприятий в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. По мнению экспертов, драйверами роста рынка лизинга в 2011 году должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав, недвижимость, ИТ-оборудование.

По мнению Оксаны Коноваловой, в Челябинской области катализатором роста лизингового рынка может стать строительная и металлургическая отрасль. «Прошедший год позволяет игрокам рынка лизинга более уверенно, нежели раньше, смотреть на перспективы услуг финансовой аренды, ведь рост в экономике традиционно создаёт спрос на основные средства, в целях удовлетворения которого и работают лизинговые компании», – отмечает эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления