RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика Финский секрет теплого будущего

Финский секрет теплого будущего

«Сколько можно мерзнуть?» и «Когда мы перестанем отапливать улицу?» – эти сакраментальные вопросы мы вновь и вновь задаем себе, властям, энергетикам и всем, кто попадется под руку поздней осенью. Вот и в этом году в ожидании начала отопительного сезона че

«Сколько можно мерзнуть?» и «Когда мы перестанем отапливать улицу?» – эти сакраментальные вопросы мы вновь и вновь задаем себе, властям, энергетикам и всем, кто попадется под руку поздней осенью. Вот и в этом году в ожидании начала отопительного сезона челябинцы полторы-две недели ходили дома в свитерах и теплых носках, а когда неожиданно наступило бабье лето, распахивали окна, спасаясь от духоты и раскаленных батарей. Сколько наших денег за это время улетело через форточки, даже представить сложно. Впрочем, специалисты российского подразделения финского концерна Fortum – основного поставщика тепла и электричества для столицы Южного Урала, купив местные станции, тут же подсчитали потери, прослезились и взялись за модернизацию системы теплоснабжения Челябинска.

Что стоит за навязшим в зубах термином «энергоэффективность»? Чем финская ТЭЦ отличается от российской? Кого обогреют серверы? Где не боятся строить АЭС? Куда летят эстонские щепки и почему в этой стране никто не борется с неплательщиками? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент 74.ru искал во время пресс-тура в Финляндию, Эстонию и Швецию, организованного концерном Fortum.

«Суоменоя»: эффективность на все… 90!

На теплоэлектростанцию, расположенную под Хельсинки, на берегу Балтийского моря, в городке Эспоо, мы отправились с самого утра. Несмотря на начало рабочего дня, не попали ни в одну пробку. Ехали почти по пустынному городу, потом по вполне свободному шоссе. Впрочем, как потом стало ясно, само понятие пробка у финнов ассоциируется скорее с бутылкой, нежели с дорожными заторами. Дело в том, что здесь отлично развит общественный транспорт, а полноправными участниками движения являются «всадники» на двух колесах. Вот и на ТЭЦ велосипеды и мотоциклы припаркованы на почетном месте – прямо у входа.

«Суоменоя» вырабатывает тепло для жителей нескольких городков так называемого Большого Хельсинки: Эспоо, Кауниайнен и Киркконумми. А также производит электроэнергию для национальной энергосистемы Финляндии. Признаюсь честно, сама станция не поразила воображение. Аккуратные корпуса, устремленные ввысь трубы, блестящие бока котлов, безлюдные цеха и нашпигованный электроникой щит управления блоками – где-то я все это уже видела. Вы будете смеяться, но Челябинская ТЭЦ-3 устроена примерно также. На обеих действуют современные парогазовые установки: на «Суоменое» она запущена два года назад, у нас – в нынешнем июне. Вот только финская «старушка» (ТЭЦ в Эспоо построена в 1977 году) легко даст фору по КПД челябинской коллеге (а наша станция считается самой «молодой» и современной в регионе). Дело в том, что эффективность комбинированного производства тепловой и электрической энергии на ПГУ в «Суоменое» составляет 90 (!) процентов.

За счет чего это достигается? В теории ответ прост: постоянная модернизация оборудования, эффективное использование топлива (начиная от его выбора и заканчивая передовыми технологиями – к примеру, уголь сжигают в виде пыли; кроме того, в общую цепочку включили тепло от… серверной НИИ, занимающегося ИТ-разработками) и минимум остановок на ремонт. Для практического сравнения спросите наших энергетиков и услышите, что никто из них не сталкивался с КПД более 60-70%. Так что есть над чем работать… финнам в России.

«В прошлом году соотношение угля и природного газа было 30 и 70 процентов соответственно. Кстати, уголь ваш, российский – из Кемерово»,- улыбается директор ТЭЦ «Суоменоя» Алпо Савикоски. Выяснилось, что кузбасский уголек проделывает длинный путь: по железной дороге до порта в Эстонии, потом морем и автотранспортом. Раньше ТЭЦ в Эспоо получала сырье с Украины и Польши, но соотношение цены и качества подтолкнуло финнов переориентироваться на уголь из России.

Деньги считают все, но здесь эта расхожая фраза служит руководством к конкретным действиям. Алпо Савикоски с гордостью рассказывает, что благодаря запуску два года назад парогазовой установки удалось удвоить выработку тепла и на 40% снизить выбросы золы, твердых частиц и диоксида серы. Более чем на 10% сократились выбросы двуокиси углерода, хотя этот показатель на объектах концерна Fortum – и так один из самых низких в Европе.

В то же время, сетует директор финской ТЭЦ, цены на газ постоянно растут – приходится гибко реагировать на сигналы рынка и оперативно переходить на более экономичное в данный момент топливо. Кстати, ввести в действие нужное оборудование здесь могут всего за четыре часа. С особой ностальгией Алпо Савикоски вспоминает… биогаз, который до недавнего времени поступал со свалок. Это, оказывается, самое выгодное сырье – в три раза дешевле природного газа. Но недолго музыка играла – мусорные короли быстро сообразили, на чем можно делать деньги. Владельцы свалки построили собственную установку по выработке тепла. А специалисты ТЭЦ «Суоменоя» обратили свой взор на биотопливо. Сейчас здесь строится установка по сжиганию древесных отходов, а также подана заявка на использование газа от… канализационных вод.

Три по 20

Не в обиду будь сказано, но финны, да и остальные европейцы тоже, просто «сдвинуты» на экологии. На протяжении всей поездки нам постоянно твердили о сокращении всевозможных выбросов и необходимости минимизации воздействия на окружающую среду. Иногда мне казалось, что я попала в какой-то «зеленый патруль», нам вот-вот выдадут лопаты, и мы всей толпой пойдем сажать деревья…

А если серьезно, то в Финляндии сейчас активно работают над выполнением плана «20х20х20». Такую программу три года назад принял Евросоюз. «К 2020 году необходимо повысить долю возобновляемых (дерево, солнце, вода, биогаз – Прим. автора) источников энергии в Европе до 20 процентов и снизить на 20 процентов выбросы углекислого газа, – поясняет представитель Ассоциации энергопромышленности Финляндии Пекка Тиусанен. – С первым показателем у Финляндии и так все в порядке (25%), но наша страна не собирается на этом останавливаться. Поставлена цель – к намеченному сроку достичь 38 процентов использования возобновляемых источников энергии. Что касается снижения выбросов СО2, то здесь все внимание будет направлено на сокращение использования органического топлива, в основном, угля».

Кстати, Финляндия находится на втором месте по потреблению энергии среди стран Евросоюза (на первом – кто бы мог подумать – Люксембург, на третьем – Швеция). Ее приходится даже импортировать, причем, большая часть идет из России. Больше всего энергии – 44% забирает мощная деревообрабатывающая промышленность, четверть расходуется на отопление, 17% – на транспорт. И, несмотря на сегодняшнюю относительную депрессию, потребление обязательно будет расти, прогнозируют эксперты.

«Мы слишком зависли на органических источниках, – вздыхает Пекка Тиусанен. – Лишь 11 процентов станций вырабатывают энергию из отходов, всего 0,3 процента – на ветряках. Недостаточно используется солнечная энергия». Приоритетом, по словам специалистов, должны стать атомные и гидростанции. Кстати, финны совершенно спокойно относятся к мирному атому. В свое время именно Финляндия стала первой страной, начавшей строительство АЭС после Чернобыльской катастрофы. И когда под впечатлением после аварии на Фукусиме почти все государства затормозили свои атомные проекты, финны деловито обсуждали, где строить очередной блок АЭС.

Кстати, решение было объявлено в тот день, когда мы обсуждали судьбы европейской энергетики в центральном офисе Fortum, и стало новостью №1 в Финляндии. Новая атомная электростанция появится в местечке Пюхяйоки – между прочим, центр страны.

«Закольцованное» тепло

Наиболее наглядно схема кольцевого теплоснабжения, а именно такой проект сейчас реализуется «Фортумом» в Челябинске, представлена в эстонском городе Пярну. Здесь год назад начала работать ТЭЦ на биотопливе – Fortum инвестировал в ее строительство 80 млн. евро. Чтобы замкнуть ее в кольцо с другими котельными, энергетики построили два километра теплотрассы, в том числе один километр магистрали проложили под рекой. Часть старых неэффективных теплоисточников вывели из эксплуатации, одну котельную держат в резерве.

Примерно такая схема будет действовать и в Челябинске, разве что с поправкой на масштабы. Столицу Южного Урала предполагается «закольцевать» к 2016 году, попутно обновив теплосети. И если сейчас у нас потери тепла при транспортировке до потребителя достигают ужасающей для финского уха цифры в 60% (в Финляндии – от 5 до 20%), то после модернизации челябинской системы теплоснабжения энергетики надеются сократить их на 30-40 процентов.

Но вернемся к ТЭЦ в Пярну – она интересна и уникальна сама по себе, можно сказать, мечта эколога. В качестве топлива здесь используются древесная щепа и торф – те самые возобновляемые источники энергии, которые так приветствуются в ЕС. А в Эстонии три года назад был принят закон «О дотировании производства и использования местных видов топлива», по которому государство выплачивает субсидию производителям, использующим возобновляемые источники энергии – 50 евро за мегаватт.

Щепу поставляют местные лесопилки, это отходы их производства. Причем, недостатка в сырье энергетики не испытывают. «На станции всегда есть четырехдневный запас сырья, – рассказывает директор ТЭЦ в Пярну Эдуард Эннс (кстати, родом из Омска). – Поставщики конкурируют между собой, четверть из них – у нас в резерве. Поэтому есть возможность следить за качеством щепы, чтобы в ней не было грунта, посторонних примесей. При необходимости можем закупить на 10 процентов больше или меньше оговоренного объема».

Жильцы экономят
на квартплате благодаря ИТП

В Пярну мы зашли в одну из пятиэтажек, где установлен индивидуальный тепловой пункт. Председатель товарищества жильцов Велло Михкелевич провел нас в подвал и показал оборудование, благодаря которому рассчитывается плата только за то тепло, что действительно потребили жильцы 85-квартирного дома. Здание не новое, построено в 1965 году – в общем, собрат наших «брежневок». С удивлением обнаружила в подвале… «сарайки», в которых жильцы хранят редко используемые вещи. Странно – у нас пожарные давно такие «вольности» запретили. По словам Веллы Михкелевича, к энергосбережению здесь подошли комплексно: утеплили окна в подъездах, входная и подвальная двери всегда закрыты, на батареях в квартирах стоят термостаты, автоматика на домовом ИТП регулирует подачу тепла в зависимости от температуры на улице, а с поставщиком (подразделением Fortum) общается посредством… sms. Конечно, счета, которые приходят жильцам, копеечными не назовешь. Но, говорят, что километрах в десяти от Пярну за тепло людям приходится платить гораздо больше.

Я пристаю к председателю ТСЖ с дурацкими вопросами: а если труба прорвется? А если хулиганы что-нибудь сломают или отвинтят железяки, чтобы сдать в металлолом? А если кто-то из жильцов перестанет платить за квартиру? Велло впадает в ступор и начинает забывать русские слова. Как это прорвется, если оборудование обслуживают специалисты, откуда возьмутся хулиганы, ведь подвал на замке, не понимает он. А когда человек не платит за квартиру, его можно выселить по суду. «Но у нас таких случаев не было, – качает головой председатель ТСЖ. – Конечно, если у жильцов что-то случилось… В прошлом году одна семья задержала платежи на месяц – они потеряли работу. Мы пообщались, обсудили, как им помочь, и договорились об отсрочке на три месяца». Судя по всему, это было самое запоминающееся ЧП из жизни эстонской пятиэтажки, живущей по законам финской энергетики.

В гармонии с природой

Необычный памятник композитору
Яну Сибелиусу - достопримечательность
Хельсинки

Как человек, рожденный в стране с имперским сознанием – СССР, я с плохо скрываемым недоверием пыталась понять: за счет чего все-таки финны обеспечивают столь высокий уровень жизни в стране? Казалось бы, с природными богатствами Финляндии не повезло – ни нефти, ни газа, климат тоже, прямо скажем, на любителя. Даже с государственностью долгое время были проблемы: страна Суоми 600 лет входила в состав шведского королевства, более 100 лет – в Российскую империю…

Теперь же Финляндия твердо держится в тройке стран мира с самым высоким уровнем жизни, здесь бесплатное высшее образование, в том числе для иностранцев (!), а столичный Хельсинки признан лучшим городом для проживания. Кстати, именно финны изобрели такой «сюрприз» больших городов как «лежачий полицейский», а также соорудили раздельные дорожки для пешеходов и велосипедистов. Говорят, здесь даже воду можно пить прямо из-под крана (правда, я не стала рисковать). Неслучайно финские мужчины живут в среднем 78 лет (это на 20 лет больше, чем в России), у женщин средняя продолжительность жизни – 82 года (в общем, тоже дольше нас). Кстати, официальный возраст выхода на пенсию – 63 года.

В чем же заключается «финский» секрет? Мне вспомнилось, как наш переводчик Люба Браун рассказывала про «три S», символизирующих город Хельсинки: сауна, Сибелиус (известный финский композитор) и… sisu (что в переводе c финского означает упорство). Может быть, разгадка как раз и таится в том, что финны больше думают о человеке и его комфортном существовании, о гармонии тела и духа с окружающей природой, а остальное, как говорится, приложится?

P.S. Как шведы превратили промзону в самый чистый район? Кто делает бизнес на отходах? Почему в Стокгольме нет кондиционеров? И когда мы начнем «заправлять» автомобили от солнечной энергии? Подробнее об этом читайте в ближайшее время на 74.ru.

Фото: Фото автора и Екатерины ЛЕВАШОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления