Экономика Фора факторинга

Фора факторинга

Факторинг занимает особое место в ряду инструментов финансирования бизнеса и минимизации рисков предприятий. Будучи относительно новым явлением для российского предпринимателя, факторинга между тем показывает бурный рост по всем показателям. Эксперты увер

Факторинг занимает особое место в ряду инструментов финансирования бизнеса и минимизации рисков предприятий. Будучи относительно новым явлением для российского предпринимателя, факторинга между тем показывает бурный рост по всем показателям. Эксперты уверены: потенциал рынка регионального огромен, круг компаний, использующих возможности факторинга, постоянно расширяется, а конкуренция среди факторов возрастает в силу постоянного прихода новых игроков.

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в прошлом году рынок факторинга в России показал бурный рост. Объем рынка составил 882 млрд рублей, что на 82% выше аналогичного показателя предыдущего года. Агентство «Эксперт РА», оценивая предварительные итоги развития рынка факторинговых услуг в прошлом году, отметило, что состав тройки лидеров не изменился, но «ВТБ Факторинг» удалось подняться на вторую строчку в рэнкинге крупнейших факторов, потеснив «Альфа-банк». Лидером по-прежнему остается Промсвязьбанк. В совокупности доля трех крупнейших факторов составляет около 47% рынка. В пятерку также вошли Банк «Петрокоммерц» и Национальная факторинговая компания. Российский рынок факторинга пополнился и новыми игроками – о планах развития заявила компания FactorRus, запустил программы по факторингу «Связной Банк». «Мы собрали команду, отработали необходимые механизмы и процедуры, скорректировали условия продукта, заключили первые договоры и планируем активно наращивать присутствие на рынке факторинга», – комментирует первый заместитель председателя правления «Связной Банк» Олег Сафонов.

Итак, пессимистические прогнозы, возникшие было в четвертом квартале, связанные с ростом ставок комиссий и снижением уровня ликвидности в финансовом секторе, пока не оправдались. Оборот факторинговых компаний в четвертом квартале вырос на 35% к предыдущему кварталу, в полной мере реализовав фактор сезонного роста. Так, «Альфа-банк» закончил год ростом портфеля по факторингу – по Челябинской области портфель увеличился на 63%. «Причем к концу второго квартала рост составлял около 350%, сказался сезонный спад по ряду клиентов, что в целом не отразилось на динамике роста, а число клиентов за год удвоилось», – комментирует руководитель по развитию факторинга ОО «Челябинский» филиала «Екатеринбургский» «Альфа-банка» Алексей Щепетов.

Национальная факторинговая компания увеличила размер портфеля почти вдвое, в том числе благодаря активному продвижению в регионах. Оборот челябинского представительства НФК по итогам года составил 1,187 млрд рублей, объем выплаченного финансирования – 1,026 млрд рублей. В течение года на обслуживание филиала НФК в Челябинске, доля которого в общем портфеле компании составляет 2,3%, было передано порядка 385 дебиторов и 64 365 поставок.

Объемы финансирования по факторингу в Промсвязьбанке в Челябинске в прошлом году составили 4,328 млрд рублей, причем 66,27 млн рублей из них – доля международного факторинга. В целом по России Промсвязьбанк увеличил обороты на 48%.

«ВТБ Факторинг», работающий на рынке всего три года, в прошлом году занял первую строчку в рейтинге российских факторов по объему факторингового портфеля. «Несмотря на сложную ситуацию с ликвидностью во второй половине года мы обеспечили компании бесперебойным финансированием, а в течение года успешно осваивали новые для факторинга отрасли, совершенствовали сервисные технологии», – говорит руководитель представительства «ВТБ Факторинг» в Екатеринбурге Михаил Юшков.

По словам экспертов, факторинг как вид фиксирования и оптимизации рисков набирает все большую популярность. «Радует, что бизнес постепенно приходит к осознанию того, что факторинг – это не просто дань финансовой моде, но и незаменимый инструмент эффективного взаимодействия со своими дебиторами», – считает руководитель по развитию факторинга операционного офиса Промсвязьбанка в Челябинске Альбина Асташкевич. Однако в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, на которые, по словам Михаила Юшкова, приходится больше половины всех факторинговых операций, региональный бизнес еще не достаточно осведомлен о преимуществах факторинга. «Факторинг как продукт эволюционирует со временем, появляются новые возможности реализации данного продукта в бизнес-модели предприятий. Как известно, за границей данный продукт уже получил широкое распространение, и огромное количество предприятий используют его на ежедневной основе», – говорит Алексей Щепетов.

По своей природе факторинг призван обеспечить комфортную оперативную деятельность предприятия. «Спектр возможностей, который дает факторинг, широк: закупка сырья для производства с отсрочкой, что дает возможность расплатиться из средств, полученных за реализацию уже готового товара. Кроме того, предприятие может отгружать контрагентам столько товара, сколько необходимо, и с отсрочкой на нужный срок; а также обеспечить возврат платежей за отгруженный товар. И, в конце концов, просто «забыть» о существовании дебиторской задолженности, продав ее факторинговой компании и списав со своего баланса», – поясняет директор представительства НФК в Челябинске Игорь Файнман.

Наиболее востребованным на сегодняшний день является факторинг с правом регресса. «Стоит он дешевле, однако риск невозврата лежит на поставщике, поэтому в данном случае руководителя компании может смущать риск неоплаты поставок дебитором, вынуждая отказываться от факторингового обслуживания в принципе», – комментирует Альбина Асташкевич. Однако, по мнению экспертов, в прошлом году региональные компании стали проявлять все больший интерес и к факторингу без регресса, который предполагает передачу факторгу прав требования с покупателя оплаты за произведенные поставки. «Таким образом, при нарушении покупателем платежной дисциплины факторинговая компания уже будет не вправе предъявить регрессные требования к продавцу, а сможет выставить претензии только к покупателю», – поясняет Михаил Юшков.

По словам Олега Сафонова, многие компании хотели бы заменить страхование дебиторской задолженности на факторинг без регресса, чтобы получить не только снижение рисков, но и сократить кассовые разрывы.

В НФК, помимо роста сделок по безрегрессному факторингу, количество которых по итогам прошлого года увеличилось вдвое, отмечают возросший интерес к новым возможностям по финансированию закупок. При «закупочном факторинге» фактор оплачивает вместо поставщику до 100% стоимости товара по факту отгрузки. А клиент получает отсрочку платежа, закрывает кассовый разрыв, кроме того, как правило, за оплату товара по факту отгрузки поставщик дает дополнительные скидки, размер которых обычно превышает факторинговую комиссию.

«Исключение рисков неоплаты поставки особенно актуально в условиях неопределенности, когда нет полной уверенности в том, что завтра с платежеспособностью контрагентов будет также хорошо, как и сегодня», – поясняет Игорь Файнман.

По мнению эксперта, в этом году будет расти спрос на безрегрессный факторинг и на поручительство за покупателей на случай возможного неплатежа.

Традиционно основными потребителями факторинга в Челябинской области являются торговые и производственные компании, работающие с отсрочкой платежа на договорных условиях. По мнению Альбины Асташкевич, факторинг могут применять практически все предприятия, участвующие в экономическом цикле и практикующие отсрочку платежей. «Для факторинга нет отраслевых ограничений, в рамках обслуживания могут осуществляться как отгрузки внутри страны, так и экспортные поставки самых разных товарных категорий», – добавляет она.

Как замечают эксперты, в число компаний – активных пользователей факторингового финансирования смело попадают и предприятия, оказывающие услуги – грузоперевозки, кейтеринг, клиниг, BTL-услуги. «Работа с такими компаниями имеет специфические особенности, под которые должна быть разработана правовая и техническая база, отличная от предоставления факторинговых услуг торговым компаниям», – отмечает Олег Сафонов. НФК провела исследование, в ходе которого выяснилось, что, хотя процент таких сделок небольшой в силу существующих ограничений, перспективы этих отраслей весьма внушительны. По экспертной оценке НФК, потенциальный объем факторингового рынка компаний сферы услуг на сегодняшний день составляет порядка 100 млрд рублей (2% от дебиторской задолженности компаний, выручка которых, по данным СПАРК, за 2010 год составляет не менее 120 млн рублей). Главным ограничением при выборе этого инструмента финансирования предприятиями сферы услуг становится то, что в договорных отношениях часто не предусматривается возможность отсрочки платежа. Однако на деле, к примеру, в рекламной отрасли выходит, что предприятию, чтобы не потерять клиента, приходится идти на уступки, соглашаясь на «неофициальную» отсрочку платежа, что существенно сказывается на оборотных средствах, мешая дальнейшему активному развитию предприятия. «Возможно, в сфере услуг факторинг является более удобным инструментом, чем классическое банковское кредитование, поскольку мы финансируем дебиторскую задолженность, а это позволяет оценить коммерческие риски по связке «клиент-дебитор» без привязки к основным средствам и материальным ценностям, которых на балансе компании сферы услуг может быть совсем немного», – комментирует Михаил Юшков. Кроме того, компаниям сферы услуг получить финансирование гораздо сложнее ввиду отсутствия активов, которые банк смог бы рассмотреть в качестве залога по кредиту. «В случае с факторингом обеспечением является дебиторская задолженность, и у компаний, оказывающих услуги, она ничем не отличается от той, которая есть у торговых компаний», – добавляет Игорь Файнман. Еще одним препятствием для развития факторинга становится низкая осведомленность о продукте и страх от появления в отношениях «поставщик-дебитор» третьего лица. Однако, как отмечают эксперты, участие фактора в договорных отношениях зачастую, наоборот, дисциплинирует контрагентов. «Причинами отказа от факторинга, например, компаний сферы коммунальных услуг и экспресс-доставки могут стать относительно небольшие размеры бизнеса, низкая стоимость услуг, соответственно, низкая рентабельность бизнеса и невозможности нести дополнительные издержки, связанные с уплатой комиссии фактора», – добавляет Игорь Файнман.

В «Альфа-банке» среди предприятий сферы услуг основные потребители факторинга – это компании, оказывающие сервисные услуги крупных заводам, нефтегазовым предприятиям, государственным органам. «А вообще факторинг редко используют компании, имеющие возможность держать своих дебиторов на предоплате или привлекающие оборотные средства из других, более дешевых источников», – отмечает Олег Сафонов.

Компании и банки, предоставляющие факторинг, не скрывают, что стоимость этих услуг выше стоимости кредитных ресурсов. Однако и в этом есть свои нюансы. Факторинг как инструмент предполагает не только финансирование оборотных средств. «Он является инструментом финансовой логистики, потому как кредит не станет для компании ни инструментом защиты от неплатежей покупателей, ни надежным источником информации о платежеспособности этих покупателей, ни набором мероприятий по управлению дебиторской задолженностью», – замечает Игорь Файнман. К тому же при факторинге не требуется залогового обеспечения, а, значит, компания не несет дополнительных расходов на оценку и страхование имущества. В целом получение факторингового обслуживания проще и не требует оформления такого большого количества документов, как при кредите. Во-вторых, при факторинге оценивается не только продавец, но и его покупатели, проводится анализ их платежеспособности. «Если анализ связки «клиент-дебитор» показал низкий уровень риска, то компании могут быть предложены выгодные условия факторингового финансирования, при котором она может оптимизировать свои отношения с покупателями, предоставить им увеличенную отсрочку платежа, получая при этом финансирование для дальнейшего наращивания бизнеса и расширения рынков сбыта», – комментирует Михаил Юшков. А дополнительные услуги, такие, как управление и сбор дебиторской задолженности, самостоятельное выполнение которых может оказаться дорогостоящим, делают факторинг выгодным инструментом и для предприятий малого и среднего бизнеса. Правда в некоторых компаниях одним из условий начала работы с малым бизнесом является наличие весомого оборотного капитала – к примеру, 7 млн рублей ежемесячно. Однако, как отмечают эксперты, факторинг предполагает индивидуальный подход. По словам Альбины Асташкевич, при установлении лимитов факторингового обслуживания учитывается и финансовое состояние бизнеса, и особенности совершаемой сделки. «Если сам клиент, например, относится к сегменту малого и среднего бизнеса, а дебитором является ТНК-ВР, Х5RETAIL GROUP или известный представитель российского бизнеса, банк готов рассмотреть данного клиента и установить на него лимит финансирования в адрес данных компаний. К тому же в настоящее время в банке установлен целый перечень так называемых «индикативных» лимитов на такие компании, как Auchan Group, ГК «Роснефть», ГК «Славнефть», ЕВРАЗ Групп, Тюменьэнерго», – рассказывает Алексей Щепетов.

Олег Сафонов, в свою очередь, отмечает, что необходимо повышать степень информированности компаний малого и среднего бизнеса о самой сути услуги факторинга и развивать правовые механизмы предоставления данной услуги. «Так, например, одним из основных барьеров сегодня являются ограничения по работе факторинговых компаний с алкогольной продукцией. Это достаточно большой сегмент рынка торговли, и изменения в законодательстве, которые могут быть внесены, позволят сделать факторинговые услуги более привлекательными для тех компаний, что работают с алкогольной продукцией», – добавляет он. «Вопрос в том, сколько сил и времени на это уйдет. А между тем цена вопроса, по примерной оценке – 10 млрд рублей оттока финансирования из отрасли», – резюмирует Игорь Файнман.

Факторинг как инструмент развития предпринимательства, с учетом всех его особенностей, безусловно, заслуживает пристального внимания регионального бизнеса. Использование факторинга не только позволяет компании находиться в постоянном движении за счет наличия оборотных средств, но и избегать затрат на работу с дебиторами, освобождая время для активного осваивания новых рынков и наращивания объемов производства. «Тенденции развития факторинга в России впечатляющие. Необходимо продолжать двигаться в направлении увеличения клиентской базы и усилиями каждого сотрудника доносить все новым и новым компаниям о его выгоде и преимуществах перед другими видами кредитования», – говорит Алексей Щепетов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления