Примерно одну пятую доходов от туристической отрасли Турции приносят русские туристы. Правительство этой страны ради развития одной из самых динамичных сфер экономики принимает новые законы, направленные на усиление безопасности и комфорта путешественников. А менеджеры турецких отелей разве что не молятся на наших граждан: именно русские, не скупясь, оставляют здесь деньги и приобретают самые разные товары и услуги. В преддверии летнего сезона власти Турции решили рассказать российским журналистам о мерах, которые предпринимаются для того, чтобы поток наших туристов в республику не иссякал несмотря ни на что.
Бизнес на беспечности
У большинства упоминание о турбизнесе в Турции вызывает ряд привычных ассоциаций. В первую очередь это развитая сфера гостеприимства: длинные цепочки самых разных отелей на побережье Средиземного моря, работающие преимущественно по системе «все включено». Однако далеко не всем в голову приходят ассоциации, связанные с медициной. Это и хорошо – скорее всего, с вами в Турции не происходило несчастных случаев.
Между тем частная медицина в Турции развита ничуть не хуже отельной. Сети частных клиник ежегодно открывают филиалы даже в самых маленьких прибрежных туристических уголках. А по оснащению их сложно сравнить, к примеру, с теми же платными челябинскими клиниками. В Турции к вашим услугам самое современное медицинское оборудование, комфортные стационары, собственные лаборатории. И обслуживают они в основном русских туристов и их детей, которые в подавляющем большинстве приезжают отдыхать с минимальной страховкой, либо вовсе без нее.
Так, по словам главного врача клиники Anadolu в Кемере (филиалы этой больницы находятся также в Анталье, Сиде, Белеке и Алании) Фэрима Эртана, его госпиталь ежегодно принимает около 50 тысяч туристов. Из них 25-30 тысяч – россияне. Чаще всего в больницу поступают туристы после ДТП, различных травм, полученных во время отдыха, слишком больших доз алкоголя. Часто в клинику обращаются туристы с детьми. Собеседник добавляет, что российские туристы преимущественно имеют минимальную страховку. «Иногда россияне обращаются за медицинской помощью в связи с родами, хроническими заболеваниями, аллергией, а эти случаи не входят в стандартную страховку, – отмечает он. – Если у туриста нет полиса, нет денег на лечение, но есть угроза его жизни, в полемику мы не вступаем, а оказываем помощь бесплатно».
Вообще турецкие врачи поражают своей дипломатичностью. Ни в одной из клиник не называют цифр: сколько все-таки придется заплатить туристу за оказание тех или иных медицинских услуг, если страховки у него нет. Здесь нет фиксированных прайсов. «Цены зависят от уровня специалиста, который обслуживает больного, – лишь уточняет Ферим Эртан. – От времени пребывания больного в стационаре, от его платежеспособности...»
Главный врач частной клиники Yasam в Кемере Ахмед Орхан подтверждает слова коллеги, отмечая, что в год за медпомощью обращаются около 10 тысяч российских туристов. Летом среди причин обращений превалируют травмы и отравления алкоголем. «Без денег и страховки мы оказываем помощь, – заверяет он. – Но какую-то сумму все равно должны получить».
Несмотря на то, что туристов обслуживают в основном частные больницы, государственным также приходится сталкиваться с россиянами. Заместитель главного врача крупнейшей государственной клиники в регионе Анталья Хюсилин Гюл рассказал, что больница в 2011 году приняла 300 российских туристов. «С россиянами, которые приезжают на отдых, часто возникают проблемы из-за нехватки страхового покрытия, – говорит он. – А некоторые индивидуальные туристы страховки вообще не оформляют». А вот с туристами из той же Германии проблем нет, они застрахованы на все случаи. «При необходимости за ними из Германии и самолет может прилететь, чтобы транспортировать больного на родину», – добавляет врач.
Гипс по франшизе
Во сколько все же обходится беспечность нашим гражданам, какой доход в турецкий бюджет вносит русское авось, ни один турецкий специалист не расскажет. Да и негативных примеров здесь приводить не будут. О них могут поведать представители российского турбизнеса. «Хорошо, если один из пятидесяти туристов все-таки поинтересуется наличием страховки и тем, что в нее входит, – говорит директор туристической компании «Инна-Тур» Инна Лобода. – А спрашивать об этом нужно. Дело в том, что все так называемые лоукост-операторы, которые предлагают цены турпакета на 10% дешевле, экономят на всем, в том числе и на страховке. Обычно в пакет входит страховка с франшизой. Франшиза – это пенни, которую должен заплатить турист в медучреждении при наступлении страхового случая». Проще говоря, такая страховка работает по принципу: вначале оплачиваешь все услуги, а когда вернешься домой, страховая компания должна возместить эти траты.
«Хорошо, если случай чепуховый, – продолжает собеседник сайта. – А если речь идет о серьезной травме? Приведу пример. На майские праздники мы отправили в Турцию туристов в отель с аквапарком, который, как выяснилось, был просто не готов к сезону. В результате один человек сломал ключицу, другой – ногу. Они заплатили франшизу, которая составила 30 долларов. Их привезли в больницу, посмотрели, сделали тугую перевязку и предложили поставить обезболивающие. Все. Остальные услуги, в том числе и гипс, им пришлось оплатить самостоятельно. Был выписан чек, по которому расходы эти должны быть возмещены, но уже в России». С такими страховками работает 80% операторов по Турции.
Но даже если речь идет о страховке не по франшизе, в нее все равно входит минимальный пакет услуг. К примеру, страховка не работает в случае алкогольного опьянения больного, солнечного ожога, в нее не входят услуги по гинекологии, стоматологические услуги.
«А расценки в Турции сумасшедшие, – говорит Инна Лобода. – Это одна из самых дорогих стран по медицинскому обслуживанию. Насколько я помню, один день пребывания в больнице стоит около тысячи долларов».
Поэтому, как и турецкие врачи, челябинские турагенты советуют оформлять дополнительную страховку. «Мы не первый год сотрудничаем с компанией, которая предлагает несколько вариантов страхования, – поясняет Инна Лобода. – Так, эконом-страховка с покрытием 15-30 тысяч долларов обойдется в один доллар или один евро в сутки в зависимости от страны пребывания. Причем в этом случае речь идет о полном медобслуживании в престижных клиниках».
Проблема русских туристов, по мнению экспертов, возникает не только из-за русского авось, но и «благодаря» непрофессионализму турменеджеров. «Многие турагенты сами не разбираются в вопросах страхования, даже не изучают турпакет, не объясняют туристам, что придется платить франшизу, – отмечает Инна Лобода. – А задача турагента – не только предложить продукт, но и объяснить, что в него входит. Когда делается такой полный отчет, мало кто отказывается от дополнительной страховки».
Помощь за счет бюджета
Количество отдыхающих россиян в Турции растет год от года, что не может не радовать турецкую сторону. Так, в прошлом году эта страна приняла 31,5 миллион туристов, из них 3,5 миллиона – русские граждане. Огорчает одно – уж больно много несчастий в последнее время случается с нашими отдыхающими. На прошлой неделе состоялось заседание по безопасности в рамках российско-турецкой рабочей группы по туризму. Участники встречи обсудили ряд вопросов, касающихся обеспечения безопасности российских туристов в Турции. «Российские туристы стали нашей семьей, и мы делаем все, чтобы россияне чувствовали себя у нас комфортно, – отметил заместитель генерального директора по продвижению турпродукта министерства культуры и туризма Турции Левент Демирель. – В год 25 миллиардов долларов приносит в бюджет Турции туризм, из них около четырех миллиардов – от российских граждан».
Представители российской стороны, в свою очередь, рассказали о тех мерах, которые предпринимаются для усиления безопасности наших туристов на отдыхе. «Сейчас при губернаторе Антальи сформирована рабочая группа, в задачу которой входит подготовка по специальным стандартам 2000 водителей автобусов, что возят туристов», – рассказал член общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко.
Вообще в Турции активно принимаются самые разные меры по усилению безопасности туристов. К примеру, число видеокамер на дорогах в регионе Анталья до конца 2012 года будет увеличено до с 384 до 1000 единиц. «Увеличение количества камер на дорогах Антальи повысит безопасность находящихся на отдыхе туристов, а также передвижения туристических автобусов по региону, – отметил представитель единого центра экстренных вызовов 112 региона Анталья Энгин Эрден. – Все автомобили, въезжающие в регион, фиксируются с помощью видеокамер, чтобы знать о передвижении по региону подозрительных транспортных средств. Автомобили службы скорой помощи снабжены навигацией, и диспетчеры в центре на большом экране видят, какое расстояние осталось преодолеть машине до места вызова в экстренных случаях».
Кроме того, он добавил, что после создания в Анталье единого центра экстренных вызовов 112 с момента звонка до приезда автомобиля скорой помощи проходит пять-семь минут (если пострадавший находится в центре города Анталья) и до 30 минут, если приходится ехать в соседние туристические центры провинции.
Стоит сказать также, что в ноябре прошлого года в Турции был принят закон, согласно которому всем пострадавшим в ДТП, в том числе иностранным туристам, экстренная помощь оказывается за счет турецкого бюджета. Первая помощь оказывается в ближайшем медицинском учреждении. «Есть ли у пострадавшего страховка, есть ли у него деньги, это неважно, – добавил представитель министерства здравоохранения Турции Дурсум Айдин. – В случае ДТП его сразу отвозят в ближайшую частную или государственную клинику. Если туристы не получили серьезных ранений, тогда частная клиника имеет право потребовать средства за лечение непосредственно у пострадавших. В случае незначительных травм 70% средств за лечение покрывает либо страховка, либо сам турист, а остальная сумма будет выплачена лечебному учреждению за счет бюджета страны».
Безопасность на горячей линии
Результатом встречи, состоявшейся на прошлой неделе в Кемере, должно стать решение вопроса информационного обмена между российскими и турецкими туристическими компаниями, министерствами, отельерами. «Будет создана рабочая группа, которая подготовит проект телефона горячей линии в России и Турции по вопросам безопасности российских туристов», – рассказал Дмитрий Давыденко.
Как выяснилось, создание новой структуры, которая помогала бы российским туристам решать различные вопросы в Турции, назрело давно. К примеру, только 20% обращений российских туристов, отдыхающих в Турции, в генконсульство РФ в Анталье связаны с вопросами, имеющими отношение к компетенции диппредставительства. Это может быть утеря документов, удостоверяющих личность, или какая-то трагическая ситуация.
Но в большинстве случаев туристы обращаются в консульство по самым бытовым вопросам. «Это жалобы на туроператоров, на заселение не в тот отель, который указан в турпакете, на непредоставление трансфера, на уровень сервиса, который не соответствует их представлению об отдыхе, – поделился генеральный консул РФ в Анталье Александр Толстопятенко. – Хочется, чтобы эти вопросы были адресованы, к примеру, Ростуризму, который обещает открыть в Анталье свое представительство уже на протяжении многих лет». По его словам, 99% обращений на некачественный уровень сервиса в местных отелях связан, например, с недовольством туристов тем, что в мини-баре их номера алкоголь турецкого производства, а не импортного, что забронирован номер на четырех, а в последний момент к ним присоединился пятый, а на него не хватает полотенец, и все в таком же духе.
По словам дипломата, в низкий сезон в консульство в день поступает в среднем 35-40 обращений, а в высокий сезон их количество вырастает до 100 и более. «При этом в консульстве работает только три дипломата, которые не способны справиться с таким потоком обращений, – сказал генконсул. – В ближайшее время нам обещали подкрепление в составе еще двух человек».
В целом господин Толстопятенко дал ясно понять, что уровень безопасности зависит больше от самих туристов, нежели от турецких властей, операторов или отельеров. «К примеру, Турция с 4 мая по 31 декабря увеличила срок безвизового пребывания с 30 до 60 дней. Аналогичное правило было и в прошлом году, когда отменяли визы, – уточнил он. – Однако россияне, услышав информацию, что они могут тут находиться более 30 дней, не вдаются в подробности и не уточняют дату, когда правило вступает в силу. Есть россияне, которые приезжают в конце апреля и уже думают, что могут находиться без визы до конца июня. В случае нарушения срока пребывания туристы должны заплатить в аэропорту при вылете денежный штраф. Но наши граждане обычно приезжают в аэропорт с двумя рублями в кармане, не понимая, что в случае неуплаты штрафа туристу будет закрыт въезд в Турцию на пять лет». Возникновение неприятных ситуаций, а также несчастных случаев, по мнению господина Толстопятенко, чаще связано с несоблюдением русскими туристами законом страны, ее традиций и обычаев, а также злоупотреблением алкоголем.