Экономика К чему приведет налог на высокие зарплаты?

К чему приведет налог на высокие зарплаты?

Подоходный налог на высокие зарплаты свыше 100 тысяч рублей может быть повышен с 13 до 15 процентов. С таким предложением выступили представители общественной организации «Деловая Россия». Эта мера должна стать одним из этапов программы «Налоговый маневр», предполагающей значительное – до 15% – снижение основных налогов бизнеса, в том числе налога на прибыль, НДС и ставки страховых взносов. Мнения экспертов Chel.ru относительно повышения налога для высоких зарплат разошлись. Кто-то считает введение прогрессивного налога обоснованной мерой. Другие полагают, что повышение налога уведет высокие зарплаты в «серые» схемы.

Хитрый маневр

На этой неделе представители общественной организации «Деловая Россия» заявили в СМИ о том, что предполагается дополнить разработанную ранее программу так называемого «налогового маневра» еще одной мерой. Как сообщают «Известия», к отклоненной в апреле этого года правительством формуле «15–15–15» – снижение НДС, налога на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды до 15% – планируется добавить еще «15». Речь идет о повышении подоходного налога на высокие зарплаты. Свои предложения организация предпринимателей внесет в правительство в сентябре-октябре, так как с осени начнет верстаться бюджет на 2014-2015 годы. До 15% предлагается повысить подоходный налог с зарплат от 100-150 тысяч рублей в месяц.

«Это предложение является частью комплексной программы налогового маневра, который намерена провести «Деловая Россия», – комментирует председатель челябинского отделения «Деловой России», председатель совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» Константин Захаров. – В рамках этого маневра предлагается до 15% не повысить, а снизить основные налоги, которые сегодня платит бизнес. Это налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и Единый социальный налог, который в разных видах бизнеса составляет 28-30%».

Господин Захаров пояснил, что для компенсации выпадающих из бюджета налогов предлагается провести ряд комплексных мер. В их числе поднятие акцизов, в первую очередь, на алкоголь и сигареты, взимание большего налога на добычу полезных ископаемых, в частности, на добычу газа и введение более серьезных вывозных пошлин на газ. Подробнее ознакомиться с программой «Налогового маневра» можно здесь.

«Еще одной характерной особенностью предложения по наполнению бюджета является справедливая оплата части доходов людей, которые относятся к категории богатых, – продолжает собеседник сайта. – «Деловая Россия» обращает внимание на то, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц была бы уместной. То есть те люди, которые получают миллионы и миллиарды доходов могли бы побольше раскошелиться, оплачивая в доходы бюджета НДФЛ в большем размере – не 13, а 15 процентов».

Кто заплатит за высокий доход?

Мнения экспертов Сhel.ru относительно данного предложения разделились. «Полагаем, что предложение представителей «Деловой России» достаточно обоснованно, – говорит специалист налоговой практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. – Европейские страны давно идут по пути введения прогрессивного налога. В настоящее время, по статистике, гражданин, который относится к среднему классу, получает заработную плату в размере около 40 000 рублей в месяц, и повышение налогового бремени его не коснётся. В то же время появится возможность увеличить поступления в бюджет за счет граждан, чьи доходы составляют более 100 000 рублей».

По словам директора ЗАО «Агентство «Бизнес и кадры» Людмилы Соколовой, такого рода заработные платы, как правило, могут позволить себе крупные промышленные предприятия, иностранные и федеральные компании, где работают абсолютно «белые» схемы. Это категории middle-менеджмента для очень крупных компаний и топ-менеджмента в средних и небольших компаниях.

Однако такое обременение, как отмечает собеседник сайта, точно не добавит оптимизма тем сотрудникам, на которых оно ложится. «Приходя в организацию и заключая трудовой договор, в котором обе стороны заявляют обязательства по отношению друг к другу – одна сторона отвечает за результат своей работы, а вторая – за оплату этого результата – сотрудники оказываются в ситуации принудительного изменения договоренностей», – продолжает Людмила Соколова.

С одной стороны, повышение налога на два процента ежемесячно с размера заработной платы в 100 тысяч рублей – не столь уж значимая сумма, с другой стороны, в рамках года речь пойдет уже о совсем другой сумме. «Я сомневаюсь, что профессионалы захотят тут же искать более высокооплачиваемое место, но на какой-то срок мотивация к труду может быть снижена – эмоционального момента, который заключается в неприятии данной ситуации, не избежать, – добавляет эксперт. – Уж тем более эта мера не приведет к повышению эффективности труда, о которой все говорят. С другой стороны, количество предложений с таким стартовым уровнем заработной платы в Челябинске относительно невысоко, в сравнении с другими предложениями на рынке труда. В столице уровень собираемости такого налога будет выше, а, значит, и процент недовольных больше. Конечно, разумные люди примут налог, но столкнуться с этим неприятно всем».

Навстречу «серым» схемам?

Сами представители челябинского топ-менеджмента полагают, что данные меры могут загнать высокие зарплаты в «серые» схемы. «Представьте себе количество людей, которые официально получают зарплату свыше ста тысяч?.. – задается вопросом управляющий челябинским филиалом СМП Банка Дмитрий Довженко. – Их очень немного. А людей, которые платят ЕСН и прочее, – очень много. Программа звучит красиво, но можно назвать ее популистской. То, что вы недополучите тут, мы компенсируем там, но людей, которые получают больше ста тысяч официально, подчеркну, в Челябинске не так много. А если предложение все-таки будет введено, люди найдут схемы, как от этого уйти. Самая простая схема – ИП: он будет платить свой налог – «вмененку», а потом раздавать зарплаты в конвертах. Есть варианты, как это обходить, пусть уходить не в «черные», но в «полусерые» схемы. Такая мера может только продвинуть «Деловую Россию», завоевать ей некую аудиторию».

Соглашается с ним генеральный директор холдинга «Уральские пельмени» Виталий Воробьев. «У нас в стране с зарплатами всегда такая история: повышают какой-то налог – сразу зарплаты уходят в тень, – отмечает он. – Мне кажется, что ситуация сложится так, что ни у одного человека не будет зарплаты в сто тысяч, будет у всех 99. Лично я не знаю, как бы отнесся к такому повышению налога, но в целом считаю, что это повлечет за собой «серые» схемы. Полагаю, более перспективно вводить налог не на высокие зарплаты, а на имущество: на вторые, третьи, четвертые и пятые квартиры, дома, на третью-четвертую машину. Конечно, хороша идея снизить тот же НДС, но, я смотрю, Европа только повышает НДС, а мы вдруг решим снизить, для меня это непонятно».

Говоря о своем отношении к возможному повышению НДФЛ на 2% не как представителя «Деловой России», а как топ-менеджера, Константин Захаров отметил, что любое повышение налога особой радости у налогоплательщика не вызывает. «И у меня оно бы тоже радости не вызвало, будь это просто повышение налога, – добавил он. – Но если мне объяснят, что это нужно для снижения другой налоговой нагрузки. Если мне скажут как менеджеру, что налоги на мое предприятие уменьшатся, ведь у меня есть и другие виды доходов, например, доходы от дивидендов, которые получаются из части прибыли. Если мне скажут, что налог на прибыль уменьшится, и НДС, и ЕСН, но при этом увеличится мой личный налог на доходы, я бы с радостью это воспринял. Если это будет воплощено так, как предлагает «Деловая Россия», я двумя руками «за». А если предложение будет вырвано из контекста и просто придется больше платить, я, конечно, буду сопротивляться, не понимаю, зачем это нужно».

Между тем Константин Захаров уверен, что программа «налогового маневра» все-таки будет реализована. «Мы находимся в полосе кризиса и сильно зависим от цены на нефть, – объясняет он. – Чтобы выйти из него, у нас нет другого способа, как стимулирование предпринимательской инициативы, а одним из стимуляторов является оптимизация налоговой нагрузки. Сейчас ее уровень у нас примерно равен налоговой нагрузке в США, при той разнице экономик между странами. Развивать бизнес в таких условиях очень сложно, да практически невозможно».

«Говорить о перспективе подобного проекта, по нашему мнению, пока рано, – заключает Виктор Глушаков. – Указанные положения в настоящий момент являются лишь прогрессивными идеями, которые не внесены на рассмотрение Государственной думы. Тем не менее, возможность принятия такого закона достаточно велика».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления