RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

748мм 61%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика Пенсионная реформа: отнять и поделить?

Пенсионная реформа: отнять и поделить?

Грядущая реформа пенсионной системы неизбежна. Ее разработчики откровенно признаются: если не начать преобразования прямой сейчас, то никакие индексации не помогут сделать жизнь пенсионеров достойной. Действующая модель приведет к тому, что с каждым годом пенсионные выплаты будут только снижаться, уменьшаясь пропорционально росту средней зарплаты в стране. Впрочем, планируемые изменения в пенсоинном законодательстве, преподносимые как спасительная пилюля, уже успели наделать много шума, вызвав жаркие споры общественности.

Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы в России рассчитана на ближайшие 17 лет. До 2030 года коренные преобразования должны коснуться всех элементов системы: тарифно-бюджетной политики, досрочного выхода на пенсию, накопительной части, корпоративного пенсионного обеспечения и пенсионных прав граждан в целом.

Разработчики поясняют: стратегия определяет основные направления и задачи, обеспечивающие развитие пенсионной системы, адекватное экономическому развитию страны и соответствующую международным стандартам. В тексте стратегии, опубликованном на сайте Министерства труда, сказано, что основными задачами реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

При этом необходимо обеспечить:

  • 40%-й коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

  • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

  • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;

  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;

  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Вместо роста пенсий – падение

По словам заместителя министра труда и социальной защиты России Андрея Пудова, пенсионная система остро нуждается в давно назревших реформах. Иначе прогноз на ближайшие годы будет неутешительным: количество наемных работников, способных обеспечить пенсионеров на старости, сократиться, а число самих пенсионеров вырастет. При этом, по его словам, расчеты показывают, что если продолжать действовать в том же правовом поле, которое существует сейчас, то уровень пенсии относительно зарплат будет снижаться. «К 2030 году он (коэффициент замещения, – прим. автора) составит 25% от зарплаты, а к 2040-му – окажется еще меньше. Одна из причин – недостаточность тарифа, то есть недостаток источников финансирования пенсий», – отметил замминистра.

«До сих пор остается широкий круг вопросов, которые нужно решить», – говорит Андрей Пудов. Во-первых, в настоящее время не хватает финансовых источников для поддержания трудовых пенсий на социально приемлемом уровне. Во-вторых, нарастают риски, связанные с сохранностью накопительной части. И, в – третьих, необходимо сохранить институт досрочных пенсий, найдя дополнительные источники его финансирования.

«Сторонники финансового подхода говорят: если у пенсионного фонда не хватает средств, значит надо снижать размер выплат, – отмечает председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов. – Мы же не считаем это верным решением. Нужно не снижать пенсии, а искать новые источники финансирования внутри самой системы».

Так, первый этап реформы стартует уже со следующего года. До 2015 года будет повышен тариф для вредных производств и индивидуальных предпринимателей (по принципу: «все должны платить одинаково»), а также увеличен так называемый период дожития с 19 до 21 года. На втором этапе(2016 – 2020 годы) реализации реформы работникам, не отказавшимся от накопительной части, будут доплачивать еще 2%. Третий этап (2020 – 2030 годы) подразумевает введение обязательного корпоративного страхования – работодателям придется делать дополнительные отчисления, за счет которых будет формироваться будущая пенсия россиян.

За вредное производство платит вся страна

В настоящее время финансирование выплат пенсионерам – досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов из бюджета ПФР (то есть из взносов за всех работающих граждан, в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). «Работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, – отмечает Андрей Пудов, – потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит».

Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в списки вредных и опасных производств. При этом 75% пенсионеров – досрочников (2,4 млн человек) продолжают работать и после оформления пенсии. «Мы не будем пересматривать списки профессий, представители которых могут уйти на пенсию досрочно, – говорит Антон Дроздов. – Это просто бесполезно! Нужно пересмотреть механизм аттестации таких рабочих мест, чтобы оценить, способен ли человек после определенного времени работать в рамках данной профессии и действительно ли его здоровью нанесен вред».

Работодателей к улучшению условий труда будут стимулировать экономически. Для этого введут дополнительный тариф страховых взносов в пользу работников. Также изменится ситуация, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны. При этом, как отмечают разработчики стратегии, для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

Предлагается и поэтапное увеличение размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др). Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии у самозанятых и наемных работников в конечном счете оказываются соразмерными.

Впрочем, увеличение тарифов коснется и других категорий работодателей. Ключевой принцип стратегии – обязанность уплаты страховых взносов для всех, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. «Взносы должны платить все, – подчеркнул Антон Дроздов. – То количество льгот и льготных категорий, которые есть сейчас, нас не устраивает». Поэтому налоговых послаблений для бизнеса больше не будет. Компаниям, получившим временные льготы от государства, придется вернуться к уплате страховых взносов в размере 34%.

«Если у государства будет необходимость стимулировать отдельные отрасли и сферы деятельности, то лучшим инструментом станет субсидирование этих организаций, – считает Антон Дроздов. – Но взносы они должны платить в полном объеме, и этот принцип заложен в стратегию».

«Наши пенсионеры могут остаться нищими»

Также до 2015 года предполагается сократить и накопительный взнос. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России обозначил ряд проблем, в том числе – неравные права некоторых категорий застрахованных. К примеру, при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8%) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по обязательному пенсионному страховании).

На данный момент рассматривается вопрос о том, чтобы урезать накопительную часть с нынешних 6% до 2%, направив оставшиеся 4% в пользу солидарной пенсии. «Дальше застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать, оставить ли эти два процента в рамках накопительной системы или также перечислить их пользу государственной пенсии», – пояснил Андрей Пудов.

Кроме того, обсуждается поэтапный перевод накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в добровольную либо в систему негосударственного пенсионного обеспечения. При этом, как отмечает замминистра, все сформированные в рамках накопительной программы права сохранятся и будут реализовываться в установленном порядке, а уже сделанные накопления не пропадут.

Разработчики указывают на то, что со временем пенсионные накопления россиян только обесцениваются: прирост оказывается меньше инфляции. Представители негосударственных пенсионных фондов с этим не согласны. Рынок государственных заимствований низкодоходен, считают представители НПФ. При этом средняя доходность в НПФ выше инфляции, даже не смотря на кризисный 2008 и непростой 2011 годы, говорят участники рынка.

Впрочем, возникают справедливые сомнения на счет того, достаточно ли 10 лет для полной оценки выбранного курса развития. «Люди должны быть уверены, что у государства есть неизменная политика в пенсионном вопросе, – говорит исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов. – Если каждые 10 лет мы будем ее менять, наши пенсионеры могут остаться нищими».

Придется работать, забыв о декрете?

В итоге по замыслу разработчиков страна должна перейти на совершенно новую, трехуровневую модель, состоящую из трудовой (государственной), корпоративной и частной пенсии. Государственная пенсия сформируется благодаря страховым взносам и межбюджетным перечислениям из федеральной казны. Именно за счет этого уровня и должен обеспечиваться приемлемый коэффициент замещения утраченного заработка (до 40%). Правда, для получения максимального коэффициента замещения придется проработать как минимум 40 лет – в противном случае выплаты окажутся гораздо меньше.

В стратегии прописана довольно любопытная формула «40-20-40-20» исходя из которой получается, что гражданину необходимо 40 лет подряд отчислять 20% от своего заработка, чтобы на старости получить 40% замещения от заработка в течение 20 лет. Данное правило основано на том, что при начале работы в 20-25 лет необходимый стаж можно выработать только к 60-65 годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составляет 20 лет.

Получается, что хоть стратегия и не содержит прямо прописанного повышения пенсионного возраста, работать все равно придется дольше. Женщина, начавшая свою трудовую деятельность после окончания вуза (в 22 года), сможет заработать необходимый стаж только к 62 годам. При этом по действующему законодательству декретный отпуск, больничные и военная служба не учитываются в трудовом стаже.

Антон Дроздов, подтвердил, что в стратегии не содержатся предложения по изменению возрастных рамок. Однако если на момент выхода на пенсию у человека не будет необходимого стажа, ему начислят более низкий коэффициент замещения. «Сейчас разрабатываются документы, которые скорее всего позволят включить декретный отпуск и службу в армии в трудовой стаж, – заметил управляющий ОПФР по Челябинской области Виктор Чернобровин. – Пока предусматриваются только денежные компенсации».

Государственному софинансированию придет конец

Еще один источник дохода на старости – корпоративная пенсия. Заботы о ее формировании лягут на плечи работодателя. Конечно, принять участие может и сам работник на основании индивидуального трудового или коллективного договоров, либо отраслевого тарифного соглашения. Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства. Это позволит получить еще до 15% от утраченного заработка.

И третий уровень – частная пенсия – будет зависеть только от будущего пенсионера (самостоятельные накопления по аналогии с ныне действующей программой софинансирования, а также те самые 2%, которые по желанию застрахованных останутся от накопительной части). В итоге частная пенсия сможете принести еще до 5% утраченного заработка.

«У людей и сегодня есть возможность откладывать деньги помимо тех средств, что ежемесячно вычитаются из заработной платы в фонд оплаты труда, – говорит пресс-секретарь НПФ «Норильский никель» Ирина Цытович. – Так, каждый может участвовать в программе государственного софинансирования пенсий и добровольно вносить средства, которые государство удваивает. Однако, как показывает практика, такой механизм работает в минимальной степени – очень малое количество людей реально делают это».

К слову сказать, нынешнюю программу государственного софинансирования скорее всего продлевать не будут, так как в рамках новой модели появятся другие инструменты самостоятельного формирования будущей пенсии, в том числе за счет допуска к длинным деньгам страховых компаний и банков (сейчас управлять накопленными средствами могут только УК и НПФ).

Таким образом в идеале, выходя на пенсию, россияне смогут рассчитывать на выплаты в размере до 70% от привычного заработка. К слову, сейчас коэффициент замещения находится на уровне 36,2% (2002 год – 34%, 2007 год – 25%).

Впрочем, пока не вполне понятно, когда именно заработает предложенная модель и сможет ли она функционировать без сбоев. Слишком много в документе «если», «но» и других сомнительных оговорок. Не удивительно, что и будущие, и нынешние пенсионеры скептически относятся к грядущей реформе. Разработчики уверяют: реализация стратегии обеспечит достойный уровень пенсий на основе принципа социальной справедливости. В результате должна получиться понятная и прозрачная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. Однако для большинства россиян, интересы которых напрямую затрагивают грядущие изменения пенсионного законодательства, обозначенные перспективы скорее туманны, чем ясны и очевидны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления