RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика Об экономическом патриотизме*

Об экономическом патриотизме*

Нам с детства внушали, что патриотизм - это любовь к своей Родине, культуре, народу, и упор делался в основном на идеологическую составляющую данного понятия. Но дело в том, что патриотизм как идеология слабо совместим с рынком, который развивается...

" src=

Нам с детства внушали, что патриотизм - это любовь к своей Родине, культуре, народу, и упор делался в основном на идеологическую составляющую данного понятия. Но дело в том, что патриотизм как идеология слабо совместим с рынком, который развивается в нашей стране, и капитализмом как формой социально-экономической организации. Например, в Европе набирает силу тенденция к экономическому протекционизму или к «экономическому патриотизму», как его называют во Франции. Все чаще государства Европы препятствуют проникновению крупных транснациональных компаний на свой рынок, особенно, когда это касается таких стратегических отраслей, как энергетика. Так предполагается, что к 1 июля 2007 года европейцы должны будут открыть для взаимного проникновения свои энергетические рынки. Но национальные правительства стали стимулировать слияние собственных фирм в гигантские национальные компании с практически монопольным положением в своей стране (например, история со слиянием «Суэс» и «Газ де Франс») с тем, чтобы не пустить на рынок энергетики иностранные компании (в данном примере - итальянскую «Энель»). Это становится свидетельством провала идеи создания объединенного европейского рынка энергоносителей и не способствует свободному соревнованию производителей.

Тенденция национального эгоизма затронула и рынок услуг. Например, предполагалось реализовать для стран ЕС проект (директива Болкенштайна), открывающий сектор услуг и сервиса рыночной конкуренции. Олицетворением этого проекта стала фигура «польского водопроводчика», сильно напугавшего западноевропейский рабочий класс и профсоюзы готовностью усердно трудиться за скромное вознаграждение. В результате эту директиву похоронили в 2005 году.

Но конкуренция (как одна из форм – поглощение и слияние предприятий) является определяющим инструментом хозяйственного развития капиталистических стран. Поэтому любой протекционизм может привести к отставанию развития Европы.

По своей природе капитал направляется туда, где ему обеспечивается наиболее безопасное вложение с получением максимума нормы прибыли. Вопросы, в какой стране (регионе) размещать капитал, его владелец решает с точки зрения оценки местного инвестиционного климата.

С другой стороны, потребитель в рыночной экономике также не склонен проявлять патриотических чувств. Находясь в рамках ограничения располагаемых денежных средств, он выбирает товар, исходя из оптимального соотношения «цена-качество». Причем чем меньше денег у населения, тем менее оно патриотично. Препятствовать объективным тенденциям, скорее всего, невозможно и этим не возродить национальный экономический патриотизм. Но и оставлять эти процессы на самотек в переходной экономике не следует.

Экономический патриотизм как предпочтение отечественных товаров и инвестирования в отечественную экономику имеет вполне объективные благоприятные последствия: средства, потраченные на покупку отечественных товаров и услуг, развивают внутренний рынок, пополняют доходы местных бюджетов. Движущей силой проведения такой политики прежде всего должны являться отечественные товаропроизводители. Они у себя в стране опутаны огромным количеством экономических взаимосвязей: от получения сырья и энергии до применения трудовых и привлечения финансовых ресурсов, в которых ориентируются значительно лучше любых пришлых «варягов». Кроме того, они заинтересованы в укреплении государства, которое должно быть в состоянии защищать их интересы и обеспечивать условия для стабильной деятельности. Причем, подлинным экономическим патриотизмом может обладать лишь товаропроизводитель, имеющий в своем распоряжении средства собственного воспроизводства - материальные и финансовые ресурсы и рынки сбыта - собственные либо доступные на общих условиях.

Настоящий патриотизм как раз заключается в том, чтобы сейчас, сегодня сберечь, а не разбазарить национальное достояние, поддержать национальный бизнес, создать максимально приемлемые условия для отечественной промышленности. И здесь для всех нас огромное поле деятельности:

  • Государство и законодатели на региональном уровне должны обеспечивать российским и местным производителям определенные преимущества по сравнению с иностранными компаниями, в том числе в налогообложении, в области государственных закупок, в стимулировании внутриобластной и межобластной кооперации, т.д. и т.п.

  • Сами же производители должны видеть в усилении конкуренции условия и основу более ускоренного развития и совместно с федеральной и региональной властью начинать работу по созданию на территории Южного Урала инновационных и технологических кластеров, то есть сети местных специализированных поставщиков, производителей и потребителей, связанных в рыночных условиях единой технологической цепочкой и выпускающих конкурентоспособную продукцию, которые смогут объединить различные предприятия в мощный экономический инновационный «кулак», привлекая ресурсы и развивая новые технологии. Причем отношения внутри кластеров должны строиться на экономических и партнерских основаниях.

И в условиях, когда мы говорим об экономическом патриотизме, особо хотелось бы остановиться на мнимых выгодах, которые как будто бы получают предприятия, «уходя» от своих давних партнеров, погнавшись за временной выгодой. Обратимся, например, к банкам. Финансовый капитал здесь более транснационален и мобилен, чем капитал реального сектора (производство так быстро не переведешь в другую страну). Поэтому у нас в стране и стали появляться иностранные финансовые институты, ибо норма прибыли у нас выше, чем в среднем по миру. В какой-то мере можно говорить об их масштабной экспансии. Так количество банков, на 100% принадлежащие нерезидентам, достигло 43, увеличившись, за счет таких крупных игроков, как Morgan Stanley, Svenska Handelsbanken и Hansabank. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале российских банков по состоянию на 1 января 2006 года достигла 11,15% против 6,19% на начало 2005 года, то есть практически удвоилась. Эта тенденция коснулась и Челябинска. Совсем недавно у нас открылся филиал «Райффайзенбанка», работает филиал Московского международного банка, планирует прийти в Челябинск банк «Сосьете Женераль Восток».

И в связи с их приходом вызывает некоторое недоумение отказ некоторых давних клиентов от услуг региональных банков. Достаточно пообещать по кредиту процентную ставку на 2-3% ниже, и клиенты, которые пользовались услугами местных банков десятки лет, уже готовы уйти к иностранному банку. Первое, что приходит на ум: так пусть и наши банки понижают процентную ставку по кредитам. Но как всегда «дьявол» скрыт в мелочах. Если внимательно ознакомиться с условиями кредитных договоров некоторых иностранных банков, то можно увидеть, что выдача кредитов обговорена различными комиссиями и условиями: комиссией за организацию кредита, за резервирование неиспользуемой суммы кредита, за досрочный возврат, обязательствами покрывать потери кредитодателя в случае изменения российского законодательства, резкого изменения курса рубля, плавающая процентная ставка, обязательное страхование предмета залога и т.д. Не ясно, будет ли для заемщика более удобно и выгодно работать с иностранными банками. Вызывает сожаление, что у наших российских предприятий нет патриотической установки совместно на партнерской основе повышать свою конкурентоспособность, используя преимущества оперативности, сложившихся связей, в конце-концов, административного ресурса.

Если обратиться к словарю Владимира Даля, то «патриот – это ревнитель о благе отечества». И если мы начнем ради эфемерной выгоды рушить наработанные связи, забывать, что истинный смысл партнерства заключается в доверии и взаимопомощи, в едином ценностном подходе к бизнесу, то будущее нас ожидает незавидное: возможно будем встроены в транснациональные технологические цепочки не на самых приемлемых условиях (не производя высокую добавленную стоимость). И не мы будем определять, где нам быть, а нам будут указывать. И, кажется, не к этому стремится наш новый, динамичный и очень амбициозный бизнес. Все-таки двигаться вперед надо вместе, используя весь потенциал партнерства и наработанных годами экономических связей. Экономический патриотизм всегда очень конкретен и конкурентен.

*На правах рекламы

Маргарита КРЕНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления