Экономика Вера Семенова, директор банка «Ураллига»: «Наш банк – крепкий орешек!»

Вера Семенова, директор банка «Ураллига»: «Наш банк – крепкий орешек!»

Банк «Ураллига» давно и уверенно работает на финансовом рынке города, пользуется заслуженной...

Банк «Ураллига» давно и уверенно работает на финансовом рынке города, пользуется заслуженной доброй репутацией. Банк можно отнести к «крепким середнячкам» среди российских банков, он стабильно занимает средние позиции в рейтингах банков страны. В эти дни банк «Ураллига» отмечает свое 14-летие. О том, как сохранить клиентов в кризисные моменты российской экономики и не потерять позиции на рынке во время экспансии в регион крупных столичных банков, рассказывает бессменный директор «Ураллиги», председатель совета директоров финансовой группы «Траст» и член правления Южно-Уральской торговой палаты Вера Семенова.

– На какого клиента ориентируется банк в своей деятельности сегодня?

– Сегодня банк ориентируется на работу со средним и малым бизнесом, частными клиентами. Деловая стратегия банка менялась, в первую очередь, по мере того, как промышленные предприятия города укрепляли свои позиции, меняли собственников. Сегодня крупные предприятия успешно решают задачу привлечения средств на модернизацию производства, закупку импортных технологий и производственного оборудования вместе с крупнейшими российскими банками или зарубежными кредитными организациями. Многим из них уже необходимы долгосрочные ресурсы для инвестиций в науку, исследования, развитие собственных высокотехнологических производств. Для таких предприятий банк «Ураллига» продолжает оказывать основные банковские услуги, понимая, что при финансировании их потребностей на сегодняшний день может предложить краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств. С другой стороны, банк готов выступать в роли надежного партнера для малого и среднего бизнеса. Именно в этом сегменте бизнеса, на мой взгляд, роль региональных банков весьма высока. В своей работе с предприятиями малого и среднего бизнеса банк использует технологию, которая позволяет проводить оценку кредитоспособности и принимать решение о представлении кредита в максимально сжатые сроки. Кроме того, банк предлагает такие финансовые инструменты, как срочные депозиты для размещения временно свободных средств как юридических, так и частных лиц, управление капиталом, факторинг и брокерское обслуживание. И, конечно же, консультирование предпринимателей и малых предприятий.

– По подсчетам банковских аналитиков, сегодня наиболее стремительными темпами развивается сегмент потребительского кредитования. Намерен ли банк «Ураллига» выходить на этот рынок, какие продукты вы сможете предложить?

– По некоторым видам потребительского кредита, таким, как на покупку ювелирных изделий, автомобиля и жилья, банк работает на протяжении ряда лет. Банк и в дальнейшем будет развивать данное направление. Выходить на рынок потребительского кредитования также широко, как филиалы столичных банков, в ближайшее время мы не планируем. С помощью предложения таких кредитов мы стремимся в полной мере удовлетворить запросы давних клиентов нашего банка и привлечь новых клиентов, для которых тарифное предложение составляется с учетом среднерыночных показателей.

– По мнению банковских аналитиков, в последнее время четко прослеживается тенденция размежевания банков на инвестиционные и универсальные, к какой группе принадлежит «Ураллига»?

– Банк «Ураллига» является банком, предоставляющим все основные виды банковских услуг малому и среднему бизнесу, физическим лицам: кредитование юридических и физических лиц; расчетное и кассовое обслуживание, инкассацию денежных средств, валютно-обменные операции и денежные переводы; операции на рынке ценных бумаг; интернет-трейдинг и депозитарное обслуживание; предоставление в аренду сейфов; обслуживание пластиковых карт. При этом основные операции банка, оказывающие наибольшее влияние на изменение финансового результата, сосредоточены на рынке кредитования. Доходы от кредитования составляют более половины прибыли банка. Из них большую часть формируют доходы от кредитования небольших частных предприятий, поставляющих продукцию преимущественно на местный рынок, и фирм, работающих в сфере торговли и сервисных услуг. При этом все большее значение приобретают и розничные банковские продукты. В рамках общепринятых классификаций наш банк ближе к группе универсальных банков.

– Насколько мне известно, банк предлагает клиентам достаточно широкую линейку вкладов?

– Да, это так. Мы старались учесть в ней различные потребительские интересы. Самый популярный вид вклада в силу сложившихся традиций – сберегательный, главная цель которого – деньги сохранить и приумножить. По этому вкладу банк предлагает выгодную процентную ставку, причем проценты начисляются не по окончании срока договора, а ежемесячно, и можно снимать проценты за предыдущий месяц или перечислять их на пластиковую карточку. Накопительный вклад подходит тем, кто желает скопить достаточную сумму к какому-то событию или для серьезной покупки. Пополнять сумму можно хоть каждый день, а проценты выплачиваются по окончанию срока договора. Благодаря туристическому вкладу, вы сможете накопить деньги на турпоездку и при этом на время поездки банк бесплатно предоставит вам сейфовую ячейку. Пока вы будете отдыхать, ваши ценности будут храниться в надежном месте.

К своему 14-летию банк сделал приятный подарок для своих вкладчиков – акцию «вклады растут быстрее на 0,5». Для клиентов банка, которые заключат договоры вклада в период с 26 сентября 2005 года по 26 января 2006 года процентные ставки по всем рублевым вкладам из уже понравившейся челябинцам «линейки», увеличены на 0,5%. Кроме того, «самым-самым» клиентам этой акции мы сделаем подарки под Новый год по номинациям: «самый крупный вклад», «самый долгосрочный вклад», «самое большое количество открытых вкладов».

В канун своего праздника «Ураллига» отметила трех особенных вкладчиков – с самой длительной историей сотрудничества; открывшего самое большое количество различных видов вкладов; сохраняющего в банке личные сбережения и свободные средства своего предприятия – цифровым фотоаппаратом, DVD-проигрывателем с караоке и радиотелефоном системы DECT с двумя трубками.

– Иногда люди оказываются в ситуации, когда срочно необходимы деньги, но снимать их с банковского вклада не хочется – жалко терять процент.

– Вот как раз для таких случаев подходит страховой и кредитный вклад. Страховой вклад незаменим для тех случаев, когда могут возникнуть непредвиденные расходы. Со страхового вклада можно снять деньги частями или сразу до половины суммы вклада без изменения процентной ставки. Положив деньги на вклад «кредитный», через месяц можно получить кредит до 80% от суммы вклада.

Еще одна жизненная ситуация: трудно определиться со сроком вклада. Тогда, сделав вклад «премиальный» на три месяца, его можно продлить еще на три месяца и получить при этом значительную выгоду: начисленные проценты и увеличение ставки по вкладу на 1%.

– А в какой валюте сегодня выгоднее открывать вклад?

– Если речь идет о краткосрочном целевом накоплении, то главный принцип таков: деньги надо держать в той валюте, в которой вы их собираетесь в дальнейшем использовать, чтобы прибыль от размещения вклада не уменьшилась от неблагоприятных котировок. Если же говорить в долгосрочной перспективе, то в последнее время рубль показывает себя как наиболее стабильная валюта, и все же обычному человеку без специального экономического образования невозможно предугадать, как поведет себя та или иная валюта. Поэтому, если средств много, можно разложить их по нескольким корзинам – это позволит не остаться внакладе при любой ситуации.

– Каков, на ваш взгляд, собирательный портрет вкладчика банка? Каков его уровень доходов, статус?

– Уровень его доходов и статус наших вкладчиков может значительно отличаться. Общим же является высокий уровень экономической грамотности, деловой активности наших клиентов. Не секрет, что одним из основных факторов риска для банка является его репутация. Стабильный рост в банковском секторе иногда нарушается различными слухами о ситуации в московских банках, в банковской системе страны. Жизнь показала, что подавляющее число наших клиентов не делают поспешных выводов, способны трезво оценить экономическую ситуацию, если это им необходимо, то проанализировать финансовое положение того или иного банка. И нет большей награды, чем клиенты, сохраняющие верность банку. Нашему банку такое доверие оказано уже не один раз, и каждый раз наш клиент убеждался в безусловном выполнении наших обязательств. К тому же банк придерживается умеренно-консервативной политики в области размещения денежных средств, что позволяет во всеоружии встречать любую непредвиденную ситуацию. Поэтому могу с уверенностью сказать: наш банк – крепкий орешек!

– Как бы вы охарактеризовали конкурентоспособность вашего банка на челябинском рынке?

– В момент, когда предприятия, фирмы, торговые компании, частные предприниматели стоят перед выбором банка, а банки предлагают стандартный набор услуг примерно одинакового качества и стоимости, то уровень менеджмента, оперативное решение возникающих вопросов, умение предложить клиенту нужную именно ему услугу – вот те условия, которые этот выбор определяют. Приоритеты и целевые установки, которыми руководствуется банк «Ураллига» в своей деятельности, всегда были ориентированы на интересы клиентов. Настроенность персонала нашего банка изучать потребности клиентов в банковских продуктах, стремление оперативно и комплексно решать проблемы способствуют развитию долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Такой подход позволяет не только сохранить своих клиентов, но и привлечь новых. Сегодня в нашем банке знают в лицо практически каждого клиента, умеют найти индивидуальный подход к каждому, и в доверительных, дружеских отношениях решить поставленные задачи.

– Насколько мне известно, предприятию малого бизнеса сегодня не так-то легко получить банковский кредит, с чем это связано?

– До 2004 года для оценки деятельности заемщиков по инструкции Банка России принималась во внимание вся имеющаяся информация о бизнесе. В первую очередь, при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита банком оценивалось качество и достаточность обеспечения, то есть возможность реализации закладываемого имущества и достаточность вырученной суммы для погашения обязательств должника в случае форс-мажорных обстоятельств. С 2004 года в связи с ужесточением требований нормативных документов Банка России к анализу рисков при кредитовании изменились и подходы банка в вопросах кредитования. Анализ надежности заемщиков основывается теперь, в первую очередь, на оценке финансового положения по данным официальной отчетности. В качестве одного из факторов, снижающих риски невозврата кредита, учитывается объем поступлений на расчетный счет клиента в банке-кредиторе. Ужесточились и требования к раскрытию информации о полной организационной структуре заемщика, а также к оценке предметов залога, в связи с чем банк вынужден привлекать независимого профессионального оценщика имущества, предлагаемого в залог, что увеличивает окончательную стоимость кредита для заемщика. В действующих на сегодняшний день инструкциях Банка России наблюдается одинаковый подход ко всем предприятиям независимо от масштаба их деятельности. Это косвенно ограничивает банки в возможности инвестирования денежных ресурсов в малый бизнес.

– Каковы планы банка на ближайший год?

– В скором времени банк «Ураллига» планирует расширить перечень предлагаемых услуг в сегменте банковских продуктов для среднего бизнеса, в частности, развивать организацию проектного финансирования, размещения корпоративных облигационных займов. Для частных предпринимателей будут предложены программы микрокредитования. С целью увеличения доли в розничном сегменте рынка и увеличения рентабельности бизнеса банк разработал программу овердрафта по пластиковой карте клиента. Будут предложены и такие услуги, как «Internet-banking» и «Мобильные платежи». Эти технологии имеют своего клиента, и банк не желает отставать от общей тенденции.

– Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в банковском секторе?

– Два последних года ясно свидетельствуют – мы находимся на новом этапе развития банковской системы России в целом, характеризующимся более жесткими требованиями к кредитным организациям и усилением контроля за их деятельностью со стороны Банка России и других надзорных органов. Весь этот и прошлый год проходили под знаком вступления банков в систему страхования вкладов. Приятно сознавать, что все банки Челябинской области, стали участниками этой системы. Это своеобразный показатель качества наших региональных банков. Самое пристальное внимание в связи с этим мы уделяли управлению банковскими рисками, повышению эффективности системы внутреннего контроля, оптимизации показателей ликвидности. Несмотря на летний 2004 года кризис «доверия» к банкам мы еще раз убедились в огромном запасе прочности нашего банка, обеспеченного доверием наших клиентов и работой сотрудников, которые каждый день, взаимодействуя с клиентом, как раз и формируют это доверие, переводят обычные деловые отношения в партнерские.

– Что, как вы думаете, помогло банку сохранить позиции на рынке?

– Открытость и честность в бизнесе определяются не только способностью во время и к месту заявлять о своих достоинствах и успехах. Способность увидеть свои недостатки, не замалчивать их, а тем более умение с честью их преодолеть – гораздо более весомый аргумент в пользу открытости. Высокая устойчивость «Ураллига» – следствие ориентации банка на средний и малый бизнес, консервативной политики на высоко рискованном фондовом рынке, специальной политики на розничном рынке привлечения вкладов. Такой курс в деятельности банка будет проводиться и в дальнейшем. Мы создаем банк, где не только выгодно покупать услуги, но и приятно находиться.

– У каждого банка со временем вырабатывается свое особенное отношение к клиентам, которое, в конечном счете, и формирует его лицо. Какими принципами руководствуются сотрудники «Ураллиги»? Я заметила, что в зале нет привычных стеклянных перегородок между операционистом и клиентом.

– Да, перегородки – не наш стиль во взаимоотношениях с клиентами. Клиенты – это наши гости, для них мы сделаем все, окажем им радушный прием. Безопасность и конфиденциальность, уважение и достоинство, эффективность и производительность – наши стандарты обслуживания.

– Для того, чтобы строить долгосрочные доверительные отношения с клиентами и партнерами, нужна слаженная работа сотрудников. Придерживаетесь ли вы определенных принципов ее формирования?

– Наш банк рассчитывает на то, что его сотрудники в ситуации неопределенности поступят правильно, а не сошлются на должностную инструкцию. Банк это всегда оценит. Для того, чтобы сотруднику было легче принять решение, надо следовать простым правилам. Эти правила соответствуют миссии банка, составляют основу нашей корпоративной культуры и потому носят название корпоративных стандартов. Мы знаем, что следование общим договоренностям защищает и развивает наш бизнес, объединяет наш банк в одну большую семью. Например, проводя конкурс на открывшуюся вакансию, мы можем отдать предпочтение выпускнику ВУЗа, способного принять корпоративные ценности банка, перед бывшим сотрудником другого банка, если будут выявлены проблемы в восприятии наших стандартов обслуживания, норм общения с клиентом.

– Наверняка за 14-летнюю историю банка скопилось немало историй, когда к вам обращались за помощью молодые компании, ставшие затем известными лидерами на рынке?

– Да, и один из ярких примеров – давнее сотрудничество с компанией «Канцбюро», начавшееся сразу же после августовского кризиса 1998 года. Тогда бизнес предпринимателя Григория Владимировича Цукермана стремительными темпами набирал обороты с помощью активного заимствования средств в нашем банке. Или сотрудничество с предпринимателем Игорем Николаевичем Савушкиным, представляющим группу компаний «Янус», восемь лет назад арендовавшем небольшие площади по хранению замороженных продуктов, а ныне создавшем крупное производство по изготовлению мясных полуфабрикатов, чья продукция пользуется неизменно высоким спросом в Челябинской и других областях региона. Долгосрочные партнерские отношения связывают нас и с компанией «Никмас», которую банк в свое время кредитовал на строительство завода по переработке макулатуры и изготовлению бумажной продукции санитарно-гигиенического назначения, и с фирмой «Оранта» – единственным дистрибьтером компании Danone в Урало-Сибирском регионе. Банк финансирует торгово-закупочную деятельность продукции, кредитовал строительство завода по изготовлению сыра. Давние деловые связи сложились у банка с предпринимателем Андреем Алексеевичем Ткаченко, известному южноуральцам по бренду «Уралтон», сети салонов сотовой связи «Цифроград» (Т1) и многим другим успешным проектам.

– Сегодня в Челябинске существует несколько банков, руководят которыми женщины. Вы единственная из них, кто возглавляет к тому же финансовую группу. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие условия для успешной карьеры женщины в финансовой сфере?

– Мне кажется, всем без исключения женщинам, занимающим кресло руководителя, должны быть присущи такие личностные качества, как интуиция и обаяние, увлеченность делом, настойчивость, которая может быть абсолютно мягкой, почти незаметной. А способность женщины выполнять одновременно несколько дел? А ответственность и обязательность? Именно эти качества деловых женщин и не дали им потеряться в период всех наших глобальных и не очень глобальных изменений. Да, грамотность профессиональная – обязательно! Словом, современная, успешная в карьере женщина, на мой взгляд, должна обладать широким кругозором, высоким профессионализмом. И если она при этом обладает яркой индивидуальностью – можно смело говорить, что такая женщина по-настоящему успешна!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления