RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

ю-в.

749мм 66%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика Кредитование малого бизнеса обгонит потребительское

Кредитование малого бизнеса обгонит потребительское

Кредитование малого бизнеса в ближайшие годы обгонит по темпам прироста потребительское...

" src=

Кредитование малого бизнеса в ближайшие годы обгонит по темпам прироста потребительское кредитование. Согласно результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», совокупный объем кредитов, выданных банками малому бизнесу, составляет порядка 5 миллиардов долларов, а его прирост в прошлом году находился на уровне 40-50%. Банки оценивают неудовлетворенный спрос в этом сегменте в десятки миллиардов долларов, однако, несмотря на высокую доходность, осторожно подходят к кредитованию малых компаний из-за отсутствия единой эффективной методики оценки финансовых рисков.

Развитие сегмента финансовых услуг для малого бизнеса в последние годы происходит достаточно бурно. Среди причин, которые заставляют многие банки более лояльно обращаться с этой категорией заемщиков, стоит назвать прежде всего перетекание крупного бизнеса на обслуживание в банки с участием иностранного капитала, которые могут предложить ссуды большего объема на длительный срок и по низкой процентной ставке и произошедшее в связи с этим усиление конкуренции, заставляющее банки развивать направление ритейла и сектор работы с малыми предприятиями. Кроме того, к числу факторов, благоприятствующих развитию кредитования малого бизнеса, аналитики относят относительно спокойную экономическую ситуацию в стране. Объемы кредитования малого бизнеса, по экспертным оценкам, растут в среднем на 30-50% в год. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 миллиардов долларов, и банки пока удовлетворяют ее лишь на 15-20%. Сложность анализа сегмента связана с отсутствием общепринятых критериев отнесения предприятий к «малому бизнесу». Каждый банк по-своему определяет критерии отнесения заемщика к этой категории, но, как правило, рассчитывать на получение ссуды могут успешные предприятия с оборотом от 2 до 5 миллионов долларов в год.

Аналитики «Эксперт РА» считают, что рынок кредитования малого бизнеса начнет бурный рост именно в этом году. По их оценкам, совокупный объем кредитов малому бизнесу составил около 5 миллиардов долларов по итогам 2005 года, а его прирост находился на уровне 40-50%. «Есть основания полагать, что в 2006 году сектор кредитования малого бизнеса окажется рекордсменом по темпам прироста и отнимет у потребкредитования статус ”хита года”», – говорится в исследовании. «Эксперт РА» прогнозирует, что уже в этом году скорость роста сектора возрастет до 70-80%. Фаза бурного роста продолжится в течение пяти-семи лет, после чего на рынке кредитов малому бизнесу наступит период стабильности с ежегодным приростом в 30-35%. С такой оценкой перспектив развития рынка согласны и банки.

«Действительно, мы ожидаем, что кредиты малому бизнесу через пару лет станут одной из самых востребованных услуг», – говорит начальник управления кредитования малого бизнеса ОАО «Уралвнешторгбанк» Геннадий Фофанов.

В то же время темпы прироста потребительского кредитования, до сих пор бившие рекорды, в этом году, по мнению исследователей, снизятся. Если по итогам 2005 года объем выданных потребкредитов увеличился на 90,5%, то в этом году, по мнению финансовых аналитиков, он не превысит 50%, а если исключить быстрорастущий сегмент ипотеки, то и 40%.

Главным фактором роста кредитования малого бизнеса, по мнению «Эксперт РА», станет увеличение конкуренции в секторе кредитования крупного бизнеса и частных лиц, что ведет к возрастанию рисков и снижению маржи банков. В сегменте кредитования малого бизнеса прибыль банков выше, чем в кредитовании крупных корпоративных заемщиков, а риски невозврата – ниже, чем в сегменте ритейла, так как большинство кредитов обеспечены. По данным агентства, доля просроченных кредитов в секторе кредитования малого бизнеса не превышает 1-2% от числа выданных кредитов, в то время как в потребительском кредитовании она составляет как минимум 3,5%, а зачастую и выше.

На рынке кредитования малого бизнеса в равной мере представлены московские и региональные банки. При этом крупные московские банки могут предлагать более гибкие условия по объемам кредитов, а мелкие банки – охватить большую часть конкретной территории. По мнению экспертов агентства, со временем можно ожидать образование трех групп банков – всероссийских (таких, какими на сегодняшний день являются Сбербанк, Внешторгбанк 24), трансрегиональных и местных.

«Сегодня все большее количество банков выходят на рынок со специальными программами кредитования малого бизнеса, однако до насыщения рынка кредитов малым и средним предприятиям еще очень далеко, – считает вице-президент, директор филиала «Южно-Уральский» Уральского банка реконструкции и развития Андрей Черкашев. – В настоящий момент подобные кредиты пользуются высоким спросом и конкуренция между банками достаточно высокая. На сегодняшний день программы, разработанные региональными банками, ничуть не уступают программам столичных банков, а зачастую и во многом выигрывают – например, срок рассмотрения кредитов в них, как правило, гораздо короче, а условия более гибкие».

Определенные изменения, по мнению аналитиков «Эксперт РА», произойдут и в отраслевом разрезе кредитов, предоставленных малому бизнесу. Сейчас ситуация такова, что наиболее активно кредитуются торговые предприятия, которые зачастую оказываются просто вынуждены брать кредиты даже под высокие проценты. На долю этих предприятий в 2005 году пришлось более 60% кредитов. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно будет увеличиваться доля кредитов, выданных обрабатывающим и строительным предприятиям. Это коснется как крупных московских, так и мелких региональных банков.

«Наиболее популярным направлением бизнеса среди заемщиков являются розничная торговля продуктами питания, товарами народного потребления и общепит, при этом заемные средства направляется на пополнение оборотных и приобретение основных средств, в том числе на модернизацию парка оборудования. В целях диверсификации бизнеса некоторые компании (и с каждым годом их становится все больше) вкладывают средства в недвижимость, имущественные комплексы с целью последующей их сдачи в аренду, – рассказывает Геннадий Фофанов. – Средняя сумма кредита напрямую зависит от экономического климата в регионе. Если для Екатеринбурга и Челябинска это 1 миллион рублей сроком на 1 год, то для Курганской области – порядка 300-500 тысяч рублей с тем же сроком погашения».

«Наиболее часто за кредитами по программе кредитования малого и среднего бизнеса обращаются предприятия и индивидуальные предприниматели с оборотом до 10 миллионов рублей, – соглашается Андрей Черкашев. – Самыми популярными являются беззалоговые кредиты на 300-500 тысяч рублей сроком до 1 года и кредиты на срок до 3 лет».

Сегодня помимо традиционных кредитов на пополнение оборотных средств и прочие цели активно развиваются такие схемы кредитования предприятий малого бизнеса, как лизинг, факторинг и микрофинансирование. Лизинг позволяет приобретать оборудование и недвижимость, по сути, это уже долгосрочное финансирование, рассчитанное на 3-5 лет. Факторинг – финансовый инструмент, «заточенный» на торговые предприятия с большими оборотами и значительными объемами дебиторской задолженности. Микрофинансовые организации, разнообразные по форме и принципам работы, предназначены для решения финансовых затруднений маленьких компаний, которым еще недоступны долгосрочные банковские кредиты. Они выполняют важную функцию – готовят будущих полноценных заемщиков в среде малых предприятий.

Помимо банков кредитование малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей осуществляют более 1000 микрофинансовых институтов. По данным микрофинансового центра, в 2005 году совокупный портфель займов микрофинансовых небанковских организаций составил 450-500 миллионов долларов. По словам директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ Андрея Шарова, развитие этих организаций сдерживает невозможность получить банковский кредит на большую сумму и под относительно небольшие проценты, чтобы впоследствии выдать займы предпринимателям, так как на сегодняшний день кредитные кооперативы попадают в третью категорию заемщиков, по кредитам которых требуется создание больших резервов. Однако, как предполагается, уже в апреле будут внесены изменения в положение Банка России № 254-П, в соответствии с которыми кредитные кооперативы и другие микрофинансовые организации включат во вторую категорию заемщиков, что сделает их более привлекательными для банков.

Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута считает, что процессы, связанные с микрокредитованием малого бизнеса, идут довольно динамично. Для кредитования стартующего бизнеса, как правило, вполне достаточно суммы в 10 тысяч долларов. По данным Михаила Мамуты, в подобной услуге сейчас нуждаются 7-8 миллионов начинающих предпринимателей, поэтому в прошлом году размер кредитных предложений только на рынке небанковских услуг возрос в 1,8 раза. Однако портфель микрокредитов составляет пока лишь около 1 миллиарда долларов, из которых 450 миллионов долларов приходится на небанковские кредитные организации, при спросе в 8 миллиардов долларов.

«Микрофинансовые организации тесно связаны с банком и становятся для предпринимателей первой ступенью в переходе от полукриминальных к легальным источникам финансирования, – считает генеральный директор «Углеметбанка» Сергей Бабенков. – Добросовестно расплачиваясь по обязательствам, бизнесмен создает положительную кредитную историю, которая в дальнейшем поможет ему в получении более крупного банковского займа».

Схема работы микрофинансовой организации такова: банк кредитует кредитный кооператив по рыночной ставке, а она, в свою очередь, выдает кредиты частным лицам и индивидуальным предпринимателям по упрощенной схеме, но и с более высокими тарифами. В сознании клиентов банк и аффилированная с ним микрокредитная организация – разные структуры, однако обязательным условием получения займа является открытие расчетного счета в банке, платежи также принимаются в кассах банка.

По словам Сергея Бабенкова, необходимость создания специального подразделения по микрокредитам «Мечел-займ» была связана с тем, что интенсивное развитие услуги микрокредитования, отличающейся высокими рисками, негативно складывалось на финансовой отчетности банка – слишком большие суммы приходилось резервировать для страхования невозврата ссуды. За первые полгода фирмой «Мечел-займ» было выдано 127 кредитов челябинским предпринимателям, средняя сумма займа – около 30-40 тысяч рублей. Эффективная ставка по кредиту, учитывающая базовую ставку и ежемесячную комиссию, составляет 32% годовых, но, по словам директора Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, дороговизна кредита не столь важна для малого бизнеса, как его доступность.

«Вопреки сложившемуся мнению, малый бизнес не только быстро самоокупается, но и приносит хорошую прибыль – рентабельность составляет от 150 до 600% годовых, – утверждает Михаил Мамута. – Поэтому высокие ставки по кредиту даже для начинающих предпринимателей – не преграда, к примеру, в «черной кассе» они доходят до 5-10% ежемесячно. Гораздо более предпринимателей волнует сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, необходимость предоставления кипы бумаг».

Уровень рентабельности нового бизнеса пока оценивается менеджментом «Углеметбанка» как невысокий, большую часть прибыли «съедают» операционные расходы, правда, и размеры инвестиций были, по меркам банка, более чем скромные. О невысокой доходности, но большом потенциале услуги микрокредитования малого бизнеса говорят и представители других региональных банков.

Кредитовать индивидуальных предпринимателей зачастую отказываются даже те финансовые институты, которые довольно активно работают с представителями малого бизнеса, зарегистрированными как юридические лица. Происходит это потому, что предприниматели сочетают в себе риски и частных лиц, и мелких корпоративных клиентов. Соответственно, банкам необходимо делать двойную проверку: при кредитовании индивидуальных предпринимателей анализ платежеспособности клиента совмещает методы оценки физического лица и юридического, учитываются как личные расходы человека, так и его затраты, связанные с ведением бизнеса. А поскольку суммы займов, как правило, небольшие (обычно не превышают 1 миллион рублей), причем очень часто предприниматели обращаются за микрокредитами, далеко не каждый банк готов идти на такие издержки: намного выгоднее выдать крупный заем одному финансово успешному предприятию. В результате сегодня предприниматели вынуждены искать иные формы финансирования: потребительские кредиты на неотложные нужды, заимствования у друзей и знакомых, а также займы на «черном» рынке.

Рейтинг банков по объему выданных кредитов предприятиям с объемом годовой выручки
до 5 миллионов долларов за 2005 год

Источник: РА Эксперт

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления