RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

0 м/c,

749мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика С новым финансовым годом! Последний взгляд в 2006-й

С новым финансовым годом! Последний взгляд в 2006-й

Уходящий год был очень богат на интересные и знаменательные события. Российский рынок акций и курс американской валюты весной пережили весьма нелегкие времена. И все же хочется вспомнить более позитивные моменты. Представляем субъективный обзор наиболее з

Уходящий год был очень богат на интересные и знаменательные события. Российский рынок акций и курс американской валюты весной пережили весьма нелегкие времена. И все же хочется вспомнить более позитивные моменты. Представляем субъективный обзор наиболее заметных финансовых событий 2006 года.

Доллар ослабел и потерял доверие граждан

Одним из самых важных событий уходящего года оказалось укрепление рубля и связанная с этим потеря интереса граждан к конвертациям в американскую валюту как к надежному способу сбережения средств от инфляции. Весной курс рубля к доллару упал ниже психологически важной отметки в 27 рублей.

Впрочем, как свидетельствуют данные последнего опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, россияне хотя и понимают, что евро сегодня – наиболее устойчивая валюта, но хранить в ней свои кровные сбережения не торопятся. Евро отдают предпочтение лишь 4% опрошенных, долларам – 10%, а наличным рублям – 46% респондентов. Причем доля тех, кто хранит сбережения в национальной валюте, растет год от года: в начале 2003 года инвесторов, уверенных в непотопляемости рубля, было 30%, а год назад – 34%. Всего же откладывают свободные средства «на черный день» лишь 57% россиян.

«Резкое падение курса американской валюты ударит по кошелькам разве что тех граждан, которые хранят сбережения в наличных долларах, – говорит директор челябинского филиала компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахитов. – Косвенно могут пострадать и российские производители товаров, аналоги которых выпускаются за границей и импортируются в нашу страну: прежде они могли конкурировать с ними в качестве и цене, а при резком падении курса доллара стоимость заокеанской продукции снизится, и возникнет искусственное удорожание российских товаров. Но я думаю, до критических позиций доллар не скатится: Банку России невыгодно чрезмерное укрепление рубля, поскольку большая часть золотовалютных резервов номинирована в долларах».

Все банки в гости к нам

" src=

Открытие челябинского филиала «Райффайзенбанкa Австрия» в марте было, пожалуй, одним из самых обсуждаемых в финансовой среде событий на протяжении всего прошлого года. Не дожидаясь официального открытия филиала, «Райффайзенбанк» уже выдал челябинцам около 300 кредитов на приобретение автомобилей и заключил договоры о сотрудничестве с крупнейшими промышленными и торговыми предприятиями города. По словам председателя правления «Райффайзенбанк Австрия» Йоханна Йонаха, местный рынок банковских услуг является довольно насыщенным, и в конкурентной борьбе «Райффайзенбанк» намерен оперировать прежде всего европейским стандартом качества сервиса и низкой стоимостью банковских услуг. Руководство банка возлагает большие надежды на открывшийся филиал и предполагает, что он полностью окупится в течение трех лет. Клиентам «Райффайзенбанка» в Челябинске доступны и финансовые услуги дочерних компаний банка – лизинговой, негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании.

Накануне открытия челябинского филиала «Райффайзенбанка Австрия» стало известно о том, что австрийская финансовая группа, дочерней структурой которой он является, намерена приобрести «Импэксбанк». Полное слияние банков произойдет уже в следующем году. С приобретением «Импэксбанка», имеющего разветвленную филиальную сеть и розничную стратегию, «Райффайзенбанк», судя по всему, намерен укрепиться на рынке банковского ритейла.

Австрийцам достался крупный по российским меркам розничный бизнес. ОАО «Импортно-экспортный банк» основано в 1993 году с уставным капиталом в 2,334 миллиарда рублей. «Импэксбанк» входит в десятку лидеров по числу точек продаж в регионах – всего 335 банкоматов и более 400 офисов в 45 городах России. По данным банка, за прошлый год он увеличил кредитование частных лиц в 5,2 раза – до 12,5 миллиардов рублей, а объем привлеченных во вклады средств населения – на 76%, до 22,6 миллиарда рублей.

«Это приобретение увеличивает наше присутствие в регионах и приближает нас к клиентам, которые являются нашей целевой аудиторией. Учитывая серьезное присутствие «Импэксбанка» на региональном рынке в России, мы приостановим нашу собственную программу развития в регионах. Теперь мы можем полностью сфокусироваться на привлечении новых частных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса по всей стране», – заявил председатель правления Raiffeisen International Bank-Holding Герберт Степич.

Raiffeisen International Bank-Holding представлен в России дочерним банком с 1997 года. По состоянию на первое полугодие 2005 года активы «Райффайзенбанк Австрия» составили 3 миллиарда евро, что позволило банку занять 10-е место среди крупнейших российских банков по размеру активов. «Райффайзенбанк» занимает ведущие позиции на рынке корпоративного финансирования, на его счету уже находится ряд знаковых сделок. Активное расширение регионального присутствия позволило банку приобрести как новых корпоративных, так и частных клиентов.

«В связи с небольшим совпадением в расположении отделений для нас данное приобретение очень выгодно как с коммерческой, так и со стратегической точки зрения. Мы выиграем как минимум четыре года, если сравнивать с органической стратегией развития филиальной сети в России», – утверждает финансовый директор Raiffeisen International Bank-Holding Мартин Грюлль.

Цена сделки по приобретению «Импэксбанка» составила около 550 миллионов долларов.

В последних числах июня в Челябинске открылся кредитно-кассовый офис московского «Абсолют Банка», а чуть позже – региональное отделение воронежского банка «Агроимпульс». И тот и другой банк проводят политику активной региональной экспансии и намерены занять видные позиции в сегменте кредитования частных лиц и в первую очередь – ипотечного и на приобретение автомобиля. Как сообщила советник вице-президента – директора департамента управления и развития сети «Абсолют Банка» Халима Харисова, в скором времени в Челябинске откроется и полновесный филиал банка, который предложит весь спектр банковских услуг. По ее словам, челябинский рынок является конкурентным, но в то же время перспективным для банков, желающих активно развиваться через расширение региональной сети. Динамичный ход этого процесса сдерживается двумя немаловажными факторами: слабой развитостью рынка офисных помещений в регионе и недостаточностью квалифицированных кадров по всем направлениям банковской деятельности.

В уходящем году в Челябинске открылись и филиалы московских банков «Союз» и «НОМОС-Банка». Приход все новых игроков не только усиливает конкуренцию на рынке банковских услуг, но и взвинчивает спрос на офисную недвижимость.

Дополнительный офис «Челябинский» московского банка «Союз», который уже был представлен на региональном рынке банковских услуг филиалом в Миассе, открылся в бизнес-центре «Аркаим Плаза». Церемония перерезания ленточки прошла без особой помпы, на открытии дополнительного офиса присутствовали почетные клиенты и известные в городе люди. Челябинский допофис банка «Союз» будет предоставлять полный комплекс банковских услуг: от расчётно-кассового обслуживания корпоративных клиентов до выпуска кредитных карт для частных лиц. В офисе работают пункт обмена валют и банкомат.

Приоритетным направлением деятельности челябинского филиала столичного акционерного инвестиционно-коммерческого банка «Новая Москва» («НОМОС-Банка») является финансовое и инвестиционное обслуживание корпоративного сектора, в первую очередь предприятий крупного и среднего бизнеса. Одним из главных направлений работы банка в регионе традиционно станет сотрудничество с промышленными предприятиями и компаниями, работающими в области кредитования, проектного финансирования, лизинга, факторинга и доверительного управления активами клиентов. «НОМОС-Банк» также предоставляет розничные услуги и частное банковское обслуживание. Челябинский допофис банка планирует стать полноценным участником местного рынка кредитования населения. В частности, будут предложены пакеты услуг, включающие ипотечное кредитование, автокредитование, кредиты на потребительские нужды, а также кредитные карты.

Осенью в Челябинске был зарегистрирован и филиал Акционерного коммерческого банка содействия коммерции и бизнеса. «СКБ-Банк» – один из старейших уральских банков, ровесник современной банковской системы России. В последние годы банк стабильно входит в сотню крупнейших банков страны и пятерку крупнейших банков Урало-Сибирского региона. Активы банка по данным на 1 ноября 2006 года составили 16,7 миллиарда рублей, в том числе кредитный портфель – 10,7 миллиарда рублей. Привлеченные средства на счетах банка к этой дате выросли до 13,5 миллиарда рублей, из них во вкладах частных лиц находится 5,5 миллиарда рублей. Чистая прибыль банка за первые три квартала года – 229,8 миллиона рублей.

«Мы долго делали упор на обслуживание корпоративных клиентов, – говорит начальник управления кредитного финансирования ОАО «СКБ-Банк» Татьяна Ушкова. – Сейчас соотношение корпоративных и частных клиентов – 50х50. Конкуренция, конечно, существует, но наш банк конкурирует только с региональными банками, потому что у московских филиалов есть серьезный недостаток – они неповоротливы, долго принимают решения. Поэтому мы стараемся предложить нашим клиентам максимальное количество услуг, постоянно обновляя имеющиеся у нас продукты».

Однако некоторые аналитики считают, что такая стратегия опасна для региональных кредитных учреждений: все возрастающая конкуренция на банковском рынке страшна прежде всего универсальным банкам. Если же банк специализируется на определенной клиентской группе или на конкретном продукте, выстраивать стратегию и выживать в конкурентной борьбе гораздо проще.

Локомотивными продуктами филиала екатеринбургского банка станут линейка розничных кредитов и широкий спектр финансовых услуг для малого и среднего бизнеса.

Как предполагается, в январе в Челябинске откроется филиал «Сосьете Женераль Восток», активно развивающего региональную сеть. Банк «Сосьете Женераль Восток», дочерняя структура одной из крупнейших финансовых групп Societe Generale, был основан в Москве в 1993 году, а через 10 лет приобрел статус универсального банка, обслуживающего корпоративных и частных клиентов в Москве и наиболее экономически развитых регионах страны и предлагающего широкий спектр банковских продуктов и услуг. По данным на 1 ноября 2006 года, размер активов банка составляет 40 883 млн рублей, капитала – 2 815 млн рублей. Корпоративным клиентам BSGV предлагает ведение рублевых и валютных счетов, внутренние и международные переводы, операции с наличными денежными средствами, управление денежными потоками, а также услуги электронного банка. BSGV сопровождает экспортно-импортные операции, осуществляя документооборот, оформляя паспорта сделок и консультируя клиентов по вопросам валютного регулирования.

Сотрудники казначейства BSGV постоянно информируют клиентов о последних изменениях на фондовых, финансовых и денежных рынках, проводят конверсионные операции, обеспечивают хеджирование рисков, предлагают депозитарные услуги. Корпоративным клиентам банка, как крупным компаниям, так и динамично развивающимся средним и малым предприятиям, предоставляются кредиты на различные цели, реализуются лизинговые и факторинговые схемы. BSGV оказывает и широкий спектр услуг по кредитованию частных лиц, предоставляя различные виды потребительских кредитов, кредитов на приобретение автомобиля и жилой недвижимости. По сути, банк уже был представлен в Челябинске через дочернюю структуру «Русфинанс», которая специализируется на потребительском кредитовании, и «Росбанк», в котором BSGV владеет 10% пакета акций.

«Группа Societe Generale – довольно агрессивный игрок на финансовом рынке страны, стремящийся специализировать и диверсифицировать свой бизнес, – говорит челябинский бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк. – Банк «Сосьете Женераль Восток» позиционирует себя как универсальный банк, предоставляющий услуги частным и юридическим лицам. Думаю, что в Челябинске он будет делать уклон на работу с корпоративными клиентами, а именно – предоставлять долгосрочные кредиты крупным предприятиям. Для этого у банка накоплен богатый опыт, так как изначально в России он специализировался на финансировании проектов исключительно корпоративных клиентов».

Челябинский филиал «Сосьете Женераль Восток» откроется в здании бизнес-центра «Аркаим-Плаза», в тесном соседстве с основными конкурентами – «Райффайзенбанком Австрия» и Международным Московским банком.

«Иностранные банки в сравнении с местными кредитными организациями имеют такие известные преимущества, как «длинные деньги», многолетний опыт ведения бизнеса, современные информационные технологии и техники риск-менеджмента, отработанные стратегии маркетинга и PR, возможности предложить более выгодную заработную плату отечественным специалистам, – полагает челябинский бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк. – Однако помимо плюсов есть и минусы – это отсутствие гибкости в работе и заорганизованность».

В январе ожидается и открытие филиала московского «Городского клиентского банка», который позиционирует себя как финансово-кредитное учреждение, обслуживающее индивидуальных и корпоративных клиентов различных форм собственности и направлений деятельности. Банк предоставляет различные услуги: расчетное и кассовое обслуживание, разнообразные формы кредитования, конверсионные операции, привлечение денежных средств организаций, операции с ценными бумагами и другое. Необходимо отметить, что Городской клиентский банк не включен в систему страхования вкладов, а потому ориентирован, вероятнее всего, будет преимущественно на оказание банковских услуг для корпоративного сектора.

«Конкуренция между банками в Челябинске есть, но рынок еще не заполнен, наш банк сможет занять свою нишу, – уверен руководитель филиала банка «Городской клиентский» Дмитрий Никольский. – Главное оружие Городского клиентского банка в борьбе с конкурентами – это оперативность в принятии решений, высокое качество предоставляемых услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту. У нас нет стандартных программ, мы умеем найти подход к каждому и предложить оптимальные условия».

Вскоре в Челябинске откроется и филиал «Ситибанка» – дочернего банка корпорации Citygroup Inc., которая является одним из крупнейших финансовых учреждений в мире. Об этом заявил 23 августа генеральный консул США в Екатеринбурге Джон Степанчук в ходе делового визита в Челябинск. Завоевать сердца и кошельки челябинцев банк намерен с помощью большого разнообразия кредитных пластиковых карт. «Ситибанк» начал свою деятельность в России в 1993 году, став одним из первых российских банков с иностранным капиталом, сегодня дочерние банки Citygroup Inc. открыты также на Украине и в Казахстане. «Ситибанк» является одним из крупнейших российских банков по размеру активов, капитала, уровню привлеченных средств и объемам финансирования. «Ситибанк» – участник торгов Московской межбанковской валютной биржи, единственный расчетный агент Visa International и American Express в России и один из крупнейших депозитариев на рынке. Челябинцев «Ситибанк» надеется заинтересовать разнообразными кредитными продуктами и, прежде всего, кредитными картами. Однако, основываясь на опыте затянувшегося на многие месяцы процесса открытия филиалов «Райффайзенбанка Австрия» и «Сосьете Женераль Восток», можно с большой долей вероятности предположить, что приход «Ситибанка» в Челябинск состоится еще не скоро.

В ближайшее время региональное представительство в Челябинске откроет и крупнейшая российская управляющая компания «Тройка Диалог». Компания присутствует на российском фондовом рынке уже на протяжении 10 лет, во многом определив ход и направление развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, его нормативной базы и профессиональных стандартов работы. Сегодня под управлением компании находятся четыре открытых и два интервальных паевых фонда с разными инвестиционными стратегиями и уровнем риска. Паевые фонды «Добрыня Никитич» и «Илья Муромец» – крупнейшие по объему средств российские открытые паевые фонды. Общая сумма средств в управлении компании превышает 3 миллиарда долларов. Как отмечает вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин, в настоящее время ключевым рынком для компании является Московский регион, в котором в 2005 году было осуществлено около 80% продаж. Но компания активно занимается и развитием региональной сети.

Массовый выход столичных банков и кредитных организаций с участием иностранного капитала на челябинский рынок банковских услуг спровоцировал рост цен и дефицит офисной недвижимости.

«Офисные помещения в историческом и деловом центре города, в новых бизнес-центрах на улице Труда, особенно на первых этажах, пользуются бешеным спросом у кредитных организаций», – отмечает генеральный директор компании «Энергоинвест» Виктор Лебедев.

Удобно расположенные и при этом достаточно просторные помещения, которые могут быть легко переоборудованы под офис банка, сегодня в Челябинске найти непросто. Особенно, если учитывать, что помещение должно отвечать специфическим требованиям к безопасности. Кроме того, банковский офис должен находиться недалеко от центра города, на оживленной улице с удобными подъездными путями, недалеко от остановок общественного транспорта. С учетом достаточно высоких инвестиций в ремонт и техническое оснащение офиса, банки заинтересованы в приобретении помещений в собственность. По договору аренды, по оценкам экспертов, используется не более 30% банковских офисов.

Уходящий год подарил и значительные события на рынке слияний и поглощений финансовых компаний. Так, в сентябре Уралвнешторгбанк и Сибакадембанк, входящие в число крупнейших банков Урала и Сибири, объявили о слиянии и выходе на рынок банковских услуг под новым объединенным брендом – «УРСА Банк». Процесс объединения банков планируется завершить в апреле 2007 года. Главными конкурентными преимуществами нового банка станут развитая филиальная сеть, лидирующие позиции в регионах и человеческий капитал. По оценкам экспертов, к концу 2006 года объединенный банк уверенно займет место в двадцатке российских банков по объему активов, а по объемам розничного кредитования войдет в десятку. По размерам региональной сети «УРСА Банк» станет пятым в России.

«Тот факт, что Сибакадембанк и Уралвнешторгбанк, так долго сосуществовавшие в рамках банковского альянса, все-таки решили объединиться, объясняется экономической целесообразностью: по отдельности у банков была возможность органического роста за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Это достаточно эффективный, но долгий процесс. В российской экономике сейчас такая ситуация, что надо ковать железо пока горячо. Поэтому и было принято решение выбрать M&A-стратегию, которая может позволить использовать синергетический эффект: экономить на масштабе, комбинировать взаимодополняющие ресурсы и укреплять позиции в том или ином сегменте банковского рынка. Минус данной стратегии в том, что она более затратная», – говорит Дмитрий Гребенюк.

В сентябре акционеры Внешторгбанка на внеочередном собрании решили судьбу петербургского Промышленно-строительного банка. Внешторгбанк, второй по величине активов банк страны, в декабре прошлого года выкупил более 74% акций Промстройбанка – десятого по размерам активов на тот момент банка, – доведя свой пакет до 75% плюс 3 акции. Предполагалось, что после завершения процедуры поглощения Промстройбанк перестанет существовать, частных клиентов банка унаследует «Внешторгбанк 24», розничная дочка Внешторгбанка, образованная на базе приобретенного им «Гута-банка», а корпоративный бизнес будет передан во Внешторгбанк.

После завершения поглощения Внешторгбанк планировал публичное размещение акций, назывались даже предполагаемые сроки IPO: ноябрь 2006 – первый квартал 2007 года, однако процесс слияния банков несколько затянулся. Тем не менее, в конце уходящего года состоялся официальный запуск нового бренда Группы ВТБ. В рамках программы стратегического ребрендинга Внешторгбанк и его банковские дочерние структуры в России, странах СНГ, Европы, Азии и Африки с долей участия банка более 50% переходят под единый бренд ВТБ (VTB). Розничный бизнес Внешторгбанка в России будет развиваться под брендом «ВТБ 24». Стратегия развития Группы ВТБ нацелена на ее превращение в ведущую банковскую группу страны и предусматривает дальнейшее развитие Группы как универсального кредитно-финансового института, работающего во всех ключевых сегментах банковского рынка, включая обслуживание корпоративной клиентуры, финансирование малого и среднего бизнеса, кредитование населения, инвестиционно-банковские услуги. К 2010 году Группа ВТБ намерена увеличить свою рыночную долю в России до 10-12% по всем основным видам банковского бизнеса, а более 20% бизнеса банка будет сосредоточено за пределами страны.

Ребрендинг в уходящем году пережил и «ДельтаБанк», в мае открывший в Челябинске представительство. Ребрендинг стал логичным завершением приобретения российского банка компанией GE Consumer Finance, финансовым подразделением корпорации General Electric. Под маркой GE Money Bank американская корпорация General Electric продвигает розничные банковские услуги во всем мире.

Бренд «ДельтаБанк» до последнего времени был не слишком известен в России, несмотря на активизировавшуюся рекламную политику. Переименованный в «ДжиИ Мани Банк», банк собирается расширить продуктовую линейку и помимо револьверных кредитных карт Visa предложить клиентам предоставление ссуд наличными. Во втором квартале 2007 года банк планирует выйти на рынок ипотечного кредитования. Затраты на ребрендинг оцениваются в 3 миллиона долларов, а на рекламную кампанию за весь год – около 10 миллионов долларов.

В случае с переименованием «ДельтаБанка» руководство организации пошло по пути наименьшего сопротивления, применив традиционную «кальку». Однако связь с материнской структурой – корпорацией General Electric – в названии прослеживается слабо, особенно в русской транскрипции, и, вероятнее всего, не будет понятна рядовым потребителям банковских услуг.

«Ребрендинг в нашей стране сейчас стал модой, – отмечает Дмитрий Гребенюк. – Руководство многих компаний поддается зову излишне продвинутых маркетологов и брендмейкеров, которые обещают манну небесную после ребрендинга. Однако зачастую это кончается тем, что рекламные бюджеты становятся непомерно раздутыми, а народ откровенно надсмехается над новоявленными брендами».

А наиболее заметным событием уходящего года на южно-уральском рынке финансовых услуг, пожалуй, стало сообщение о том, что «КредитУралБанк» будет преобразован в филиал Газпромбанка. Сделка по приобретению полного пакета акций одного из крупнейших банков Южного Урала, стоимость которой оценивается независимыми экспертами примерно в 200 миллионов долларов, завершится в первом квартале следующего года.

«Газпромбанк – стратегический партнер «КредитУралБанка», – говорится в официальном сообщении южноуральского банка. – Клиенты «КредитУралБанка» только выиграют от возможности использования ресурсов и технологий Газпромбанка. В условиях предстоящего вступления России в ВТО, притока иностранного капитала, значительного усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, экспансии федеральных банков в регионы с развитой экономикой региональным банкам для продолжения успешной работы, повышения устойчивости и дальнейшего развития лучше всего выбрать надежного стратегического партнера. Именно таким партнером для КУБа является Газпромбанк, уже работающий по стандартам универсального кредитно-финансового института международного уровня. Смена акционеров банка не предполагает изменения стратегии его развития. КУБ будет расширять традиционные направления деятельности в сфере кредитования корпоративных и частных клиентов, привлечения средств во вклады, расчетно-кассового обслуживания».

Сделка по приобретению «КредитУралБанка», по мнению независимых экспертов, является выгодной для обеих сторон: «карманный» банк уже давно перестал удовлетворять требованиям ММК в кредитных ресурсах, а Газпромбанку необходимо развивать филиальную сеть и диверсифицировать бизнес перед планируемым IPO.

Раздел сфер влияния между местными и столичными банками в общих чертах уже оформился: в частности, рынок частных вкладов все активнее отвоевывают региональные банки. По данным Агентства по страхованию вкладов, еще в начале 2003 года местные банки собирали только 18,2 % вкладов, а к началу 2006 года их доля в этом сегменте выросла до 33 %. Это свидетельствует о том, что население регионов в большей степени склонно доверять местным, более привычным брендам. Сегодня региональные банки находят свое место на рынке банковских услуг и во многих случаях являются едва ли не единственной конкурентной альтернативой отделениям Сбербанка России, демонстрируя динамичные темпы развития. Так, в частности, рост вкладов в региональных банках в прошлом году составил 137,3 %; на 44,5 % увеличились кредитные вложения в реальную экономику; объемы ипотечного кредитования возросли в 3,4 раза.

С другой стороны, на примере региональных банков особенно заметны основные недостатки, присущие российскому банковскому сектору: прежде всего слабая капитализация, нехватка ресурсной базы и, как следствие, невозможность удовлетворить возрастающие интересы клиентуры по разнообразию и объемам услуг. По мнению президента Ассоциации региональных банков России Александра Мурычева, государству необходимо пересмотреть свое отношение к российскому банковскому сектору и стимулировать процесс капитализации кредитных организаций. Это можно сделать путем снижения уровня или освобождения от налогообложения прибыли, направляемой в капитал банка. Увеличить капитал банков помогут и долгосрочные займы, которые правительство могло бы выдавать перспективным банкам на тендерной основе. Сейчас по инициативе Ассоциации готовится законопроект о создании Банка развития, который смог бы стать агентом по размещению субординированных займов. В любом случае сегодня для решения проблем как капитализации и рефинансирования банков, так и в целом повышения роли в реализации приоритетных национальных проектов, государство должно подставлять плечо кредитным организациям и помогать, используя свой административный ресурс, стимулировать процессы их развития.

Болезненная монополия

" src=

Магнитогорская страховая компания «Астра-Металл» без лишней шумихи приобрела блокирующие пакеты акций четырех челябинских страховых компаний, подвизавшихся на рынке обязательного медицинского страхования, и в марте объявила о создании собственных филиалов на базе бывших медицинских страховых компаний «Южный Урал», «Данко-Мед», «Равис-МеСК» и «Медаск». Открытую охоту «Астра-Металл» на конкурентов эксперты страхового рынка связывают с тем, что с начала года ужесточились требования к размеру уставного капитала страховых компаний, оказывающих услуги обязательного медицинского страхования.

Рынок обязательного медицинского страхования области и прежде был высококонцентрированным. Безусловное лидерство прочно удерживала компания «Астра-Металл», которой только за второе полугодие прошлого года удалось увеличить долю на рынке ОМС на 145%, достигнув показателя 76,9% от суммы собираемых премий. Столь впечатляющая динамика объясняется победой компании в тендере на проведение обязательного медицинского страхования неработающего населения области, которую компания одержала в марте прошлого года. Правда, изначально победителем конкурса был назван страховой пул, в который, помимо «Астра-Металл», входили страховые компании «СКМ», «СКМ-Регион», «Равес-МеСК», «Данко-Мед» и «Медаск». Однако арбитражный суд признал решение конкурсной комиссии неправомерным, поскольку некоторые из входящих в пул страховых компаний не обладали лицензией на оказание услуг обязательного медицинского страхования. В результате пересмотра итогов тендера единственной страховой компанией, получившей аккредитацию, оказалась «Астра-Металл», хотя имелись и более сильные игроки.

«Парадокс состоит в том, что на сегодняшний день выгоднее осуществлять обязательное медицинское страхование неработающего населения, а не работающего, которое, казалось бы, является более платежеспособной категорией, поскольку компании-работодатели не всегда вовремя и в полном объеме оплачивают страховые взносы, а государство выполняет свои обязанности неукоснительно», – утверждает директор челябинского филиала страховой компании «Прогресс-Гарант» Андрей Ненашев.

По мнению руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анны Козловой, на рынке страховых услуг, как и в банковской сфере, сегодня наблюдается явная тенденция к усилению концентрации капитала. По данным анализа конкурентной среды на рынке обязательного медицинского страхования, проведенным челябинским управлением антимонопольной службы, компания «Астра-Металл» является на сегодняшний день безусловным монополистом, поскольку контролирует более 80% регионального рынка ОМС. Лидером в сегменте добровольного медицинского страхования в Челябинской области является также магнитогорская компания «СКМ», которая входит в TOP20 крупнейших страховых медицинских компаний в России, а в Уральском регионе входит в первую пятерку.

Банковская тайна – оптом и в розницу

" src=

С 1 марта все российские банки согласно действующему законодательству обязаны были начать передачу информации о заемщиках в бюро кредитных историй.

На сегодняшний день в стране создано около 50 бюро кредитных историй, сразу же определились и лидеры рынка: «Национальное бюро кредитных историй», созданное под эгидой Ассоциации российских банков, «Экспириан Интерфакс» и три аффилированных бюро, учрежденных крупнейшими игроками рынка розничного кредитования – «БКИ Инфокредит», созданное Сбербанком России, «Кредитное бюро Русский Стандарт» и Global Payments Credit Services, учрежденное Home Credit and Finance Bank. Большинство челябинских банков заключили договоры о сотрудничестве с «Национальным бюро кредитных историй». От идеи создания собственного бюро кредитных историй местные банки отказались прежде всего из-за высокой стоимости проекта и достаточно узкого круга потенциальных клиентов. По мнению начальника организационно-аналитического управления Челиндбанка Олега Мишина, объясняется это еще и низкой культурой пользования чужой информацией – в полной мере банки доверяют лишь тем сведениям о заемщиках, которые собрали их собственные кредитные эксперты. По мнению многих челябинских банкиров, наилучшим вариантом стал бы тот, в котором функции сбора и обработки информации о заемщиках взяло бы на себя главное управление Банка России по Челябинской области. Однако закон не разрешает надзорному органу выступать в качестве учередителя бюро кредитных историй. В Банке России будет вестись лишь единый каталог кредитных историй заемщиков, в котором будет указано, в каком из зарегистрированных бюро находится информация о том или ином заемщике.

Чтобы получить информацию о челябинце, который выразил желание оформить кредит, местным банкам придется делать запрос в московские бюро, надеясь, что какой-либо из челябинских банков уже «вывесил» его кредитную историю. Удовольствие это недешевое. Тарифы ведущих бюро кредитных историй уже не раз пересматривались, и всякий раз – в сторону повышения. Цена запроса напрямую зависит от объема передаваемой банком в бюро информации – если банк заключает соглашение о информационном сотрудничестве, запрос об одном потенциальном заемщике обойдется в 0,5-1,5 доллара, если же банк не намерен делиться с бюро информацией о собственных клиентах, цена, как правило, возрастает в десять раз. В результате банки поставлены перед выбором: или заключать договор об обмене информацией со всеми бюро и получать кредитные истории по приемлемой цене; или платить за запрос запредельную цену, взвинчивая стоимость кредитов; или выбрать одно-два перспективных бюро, чтобы соблюсти закон и не попасть на штраф, продолжая оценивать заемщиков по собственным методикам на свой страх и риск. И большинство банков пока выбирают именно последний путь.

Предполагалось, что создание национальной системы бюро кредитных историй значительно снизит финансовые риски и издержки банков при проверке платежеспособности потенциального заемщика, что в свою очередь отразится на конечной стоимости кредитных продуктов. Однако банки пока не готовы мотивировать заемщиков к передаче данных в бюро более выгодными ставками по кредитам. Между тем сегодня реально работающая система кредитных бюро была бы весьма кстати, поскольку стала стремительно нарастать просрочка платежей по кредитам – по информации ЦЭА «Интерфакса», объем просроченной задолженности растет вдвое быстрее, чем объем кредитования.

Тем не менее, существующая сегодня модель системы бюро кредитных историй пока не отвечает запросам ни банков, ни их клиентов: первые сетуют на непомерный размер абонентской платы, взимаемой за информационное обслуживание, а вторые ставят под сомнение защищенность собранных данных от взлома мошенников.

Недавно в банковской сфере разразился очередной скандал: в открытую продажу поступили данные о трех миллионах клиентов крупнейших российских банков, которые испытывали трудности при получении или возвращении кредита. Персональная информация о клиентах, содержащаяся в «черной базе», традиционно относится к категории банковской тайны и предназначена только для служебного пользования. Мошенники предлагают приобрести огромный массив компрометирующей информации за смешную цену в две тысячи рублей.

В нелегальную продажу поступила огромная база данных заемщиков крупнейших российских банков. Утечки такого масштаба на российском рынке банковских услуг еще не было – досье содержит 3 миллиона записей о просрочках и неплатежах по кредитам, а также отказах в выдаче ссуд. В базе, названной «Отказы по кредитам и стоп-листы банков России», содержится информация об имени заемщика, домашнем адресе, телефоне, месте работы и причине попадания в «черный список»: просрочка по кредиту, отказ в выдаче кредита и другие компрометирующие обстоятельства, например наличие судимости. Указаны и банки–источники порочащих сведений о клиенте, в число которых вошли десять крупнейший игроков на рынке потребительского кредитования, в том числе и банки «Русский стандарт», Home Credit and Finance Bank, «Росбанк», «Финансбанк», «Импэксбанк».

Подпольный рынок кредитных историй скоро догонит объемы легального – по данным Банка России, 23 действующих российских бюро кредитных историй за два года работы сумели собрать 10 миллионов записей о пользователях банковских кредитов. Наличие в базе данных информации не только о просрочках и неплатежах по банковским кредитам, но и об отказах в выдаче ссуд, по мнению экспертов, однозначно определяет источник утечки – им являются банковские службы безопасности.

«Причиной утечки информации о миллионах банковских заемщиков могла стать высокая текучка кадров в службах экономической безопасности ряда банков, активно занимающихся экспресс-кредитованием, – полагает директор по развитию «Региональной Организации по Возврату Долгов» Валерий Усков. – Текучка кадров в банках возникает из-за отсутствия мотивации, люди идут на должностные преступления, зная, что долго в этом банке не проработают. При этом получить реальное наказание за подобное преступление им практически не грозит – как говорится, не пойман – не вор».

Примечательно, что скандал с утечкой информации о трех миллионах банковских клиентов – далеко не первый за последний год. В августе ряд бюро кредитных историй и банков получили по электронной почте предложение купить базу данных заемщиков, оформлявших кредиты на приобретение товаров в торговых сетях. В распоряжении мошенников оказался большой массив информации – в базе содержалось более 700 тысяч записей. Стоимость документа аферисты оценили в 90 тысяч рублей. По сути, в открытом доступе оказалась информация, традиционно относящаяся к банковской тайне: имя заемщика, адрес, название торговой сети, где была совершена покупка в кредит, сумма покупки, размер первоначального взноса, сумма и срок кредита, размер ежемесячного платежа, сведения о просрочке платежей и примененных штрафных санкциях. По мнению экспертов, скандал с утечкой такого рода информации нанес серьезный ущерб и без того подмоченной репутации отечественной банковской системы, особенно в момент, когда только-только началось активное формирование баз данных о заемщиках в независимых бюро кредитных историй.

«Утечка баз заемщиков крупнейших российских банков может серьезно подорвать доверие к банковской системе страны», – считает глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Позиция главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна полярна: в ситуации с появлением на «черном рынке» базы данных о заемщиках российских банков нет ничего экстраординарного.

«Кредитный рынок растёт, а с ним растёт и теневой, есть утечки данных о клиентах, но нет утечек о счетах клиентов, так как эту информацию банки охраняют строго, – рассуждает Гарегин Тосунян. – Тем более, в этих базах для различных криминальных структур нет ничего интересного, так как отказ в выдаче кредитов обычно получают неплатёжеспособные клиенты».

Кроме того, по мнению эксперта, пользователям банковских кредитов не стоит волноваться, поскольку «очень много шансов, что в этих базах содержится не достоверная информация, а скомпилированная, где только 5% правды, а 95% данных взяты из старых телефонных справочников».

«Правдивость нелегальных баз сложно проверить, поэтому серьезные банки вряд ли будут использовать их как единственный источник информации», – соглашается вице-президент «МДМ-банка» Анатолий Крайников.

«С известными оговорками доверять базе данных, полученных нелегальным путем, все же можно, – не согласен Валерий Усков. – Сфальсифицировать 3 миллиона карточек по задолженностям при погашении ссуды и отказам в получении кредита – непростая задача. И в этом смысле «черная база» заемщиков может составить реальную конкуренцию официальным каналам получения информации – к примеру, бюро кредитных историй, которые пока не могут похвастаться ни объемом накопленной информации, ни скоростью поступления ответа на запрос, тогда как банки в целях удержания клиентов все больше сокращают время рассмотрения кредитной заявки. К тому же запросы в бюро кредитных историй обходятся банкам недешево – в среднем 50-300 рублей за справку об одном потенциальном заемщике. Как говорится, семь запросов – и нелегальная база окупилась».

По мнению спикера Госдумы Бориса Грызлова, появление на черном рынке новой базы заемщиков крупнейших российских банков – веский повод для новой законодательной инициативы. По его словам, вопрос безопасности работы банков имеет более широкие аспекты, поскольку проблемы такого рода наносят ущерб имиджу не только банков, но и государства в целом, так как нарушены как минимум два российских закона – закон о коммерческой банковской тайне и закон о персональных данных.

ВТОржение конкурентов с Запада

" src=

Переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию Россия проводила с 1994 года. Особенно жаркие споры разгорелись по поводу защиты в России интеллектуальной собственности, таможенных пошлин на самолеты, а также доступа на национальный рынок филиалов банков и страховых компаний. Итогом многодневных напряженных переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию стал подписанный представителями России и США протокол, который подразумевает и «либерализацию доступа на финансовые рынки». Согласно достигнутым договоренностям, Россия разрешает 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании, но сохраняет за собой право на ограничения новых прямых иностранных инвестиций в банковском и страховом секторе при достижении 50-процентной квоты. Как и ожидалось, иностранные страховые компании, по условиям соглашения, смогут открывать филиалы на территории страны, правда только через девять лет.

То, что правительство решило пожертвовать именно страховой сферой, чтобы «выторговать» запрет на открытие на территории России филиалов иностранных банков, по мнению директора челябинского филиала «Брокеркредитсервис» Григория Вахитова, легко объяснимо: через филиалы иностранных банков, по сути неподведомственным российским надзорным органам, в стране могли бы образоваться неконтролируемые денежные потоки, что пагубно сказалось бы на экономической ситуации в России. Из двух зол правительственные чиновники просто выбрали меньшее. Да и злом-то приход иностранных страховых компаний на российский рынок назвать сложно: по мнению Григория Вахитова, россияне от этого только выиграют, так как компании с мировым именем смогут предложить не только выгодные тарифы и более широкий спектр страховых продуктов, но и более твердые финансовые гарантии.

Западные компании, обладающие несравнимо большей ресурсной базой, могут позволить себе на протяжении нескольких лет быть планово убыточными, чтобы войти на перспективный рынок и вытеснить основных игроков за счет демпинговых тарифов и широкой линейки страховых продуктов. Несомненно, с приходом иностранных страховых компаний бурное развитие получит такое ныне почти забытое явление, как долгосрочное накопительное страхование жизни.

«Не думаю, что иностранцев заинтересуют привычные для российского страхового рынка отрасли, такие как автострахование и страхование имущества, – считает заместитель директора по страхованию челябинского филиала «Росгосстраха» Ирина Кубаевская. – В России иностранных страховщиков больше всего привлекает страхование жизни. На данный момент этот сегмент рынка еще достаточно узок, но имеет хорошие перспективы. Помимо этого иностранные компании очень сильны в защите крупных индустриальных рисков, для которых в России подчас не хватает емкости рынка, и такие риски перестраховываются за рубежом в крупных перестраховочных компаниях».

По условиям достигнутого соглашения о вступлении России в ВТО, иностранные страховые компании не смогут на территории страны открывать филиалы, специализирующиеся на долгосрочном накопительном страховании жизни. Хотя именно это, по мнению начальника отдела маркетинга страховой компании «ЮжУрал-АСКО» Александра Ромашова, и являлось стратегической целью представителей США: «Показательно, что акцент на открытии именно страхового рынка из всех стран-членов ВТО сделали только США. Исторически, в этой стране рынок долгосрочного страхования жизни по объему накопленных ресурсов составляет конкуренцию даже банковскому сектору. Очевидно, американцы рассчитывают на подобный сценарий и в России и, соответственно, загодя готовят позиции. Хотя говорить о повторении такого опыта пока очень и очень рано. Что касается других видов страхования и, в особенности, рынка страхования имущественных рисков, то потребности растущего рынка полностью удовлетворяются его существующими участниками, предлагающими конкурентоспособный, в том числе и на международном уровне, продукт».

Остается надеется, что переходный период будет достаточным для того, чтобы российские компании смогли улучшить конкурентные преимущества. Иначе у них останется только один способ выжить – продать бизнес инвесторам из-за рубежа.

«Региональные страховые компании – разумеется, речь идет только о независимых, а не кэптивных участниках рынка – рано или поздно будут вынуждены или прекратить свое существование, или слиться с более крупными компаниями: федеральными или транснациональными, – иного пути нет, это лишь вопрос времени, – утверждает исполнительный директор страховой компании «ЮжУралЖАСО» Дмитрий Довженко. – К сожалению, сегодня далеко не все отечественные страховые компании, даже из первой двадцатки, по размеру уставного капитала и сборам премий перешли на международные стандарты финансовой отчетности, более того, они не имеют рейтинга ни одного российского или международного рейтингового агентства – и это существенно сокращает круг потенциальных инвесторов. Думаю, Росстрахнадзор в ближайшие годы значительно ужесточит систему отчетности, что сделает страховой бизнес более прозрачным и позволит выдавить с рынка недобросовестных игроков».

Прогноз путей развития отечественных страховых компаний пока туманный. Есть и вполне оптимистичные предположения. По мнению Ирины Кубаевской, приход филиалов западных страховых компаний не сможет существенно изменить ситуацию на российском рынке страховых услуг. Более того, для мелких региональных игроков сегодня наибольшую проблему сейчас представляет деятельность Федеральной службы страхового надзора, активно занимающейся постепенным очищением рынка и вводящей новые требования к величине уставного капитала.

Во всяком случае, теперь России предстоит пройти следующий этап – многосторонние переговоры, которые, возможно, завершатся к лету 2007 года, а в ВТО Россия вступит в начале будущей осени.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter