Экономика Капитальные проблемы потребительского кредитования

Капитальные проблемы потребительского кредитования

Времена запредельной доходности потребительского кредитования закончились. Трехлетнее ралли...

" src=

Времена запредельной доходности потребительского кредитования закончились. Трехлетнее ралли кредитования встретило непреодолимую преграду в виде инструкций надзорных органов, предписывающих банкам сообщать эффективную ставку по кредитам и значительно увеличить резервы на возможные потери по выданным ссудам. Банки, слишком увлекшиеся раздачей «кредитов без залогов и поручителей», ожидают серьезные проблемы с достаточностью капитала, которые могут обернуться отзывом лицензии уже к нынешнему лету.

Ситуация, сложившаяся на отечественном рынке потребительского кредитования в последние три года, казалась настолько благоприятной и перспективной, что крупнейшие зарубежные финансовые холдинги наперебой начали проявлять интерес и прицениваться к российским банкам, осваивающим розничное направление бизнеса. Однако поспели они только к шапочному разбору: в прошлом году темпы роста кредитных портфелей заметно замедлились, поскольку все желающие приобрести в кредит сотовые телефоны, технику и мебель уже оформили ссуды, увидели, что заявленная в рекламе ставка оказывается выше в два, а то и в три раза из-за скрытых платежей и комиссий, и стали гораздо опытней и осторожней. Да и надзорные органы, спохватившись, что выпущенных совместно с Федеральной антимонопольной службой рекомендаций, призывающих сообщать клиентам реальную стоимость кредита, явно недостаточно, обязали банки раскрывать эффективную ставку в принудительном порядке.

Согласно указанию Банка России № 1759-У, вносящему поправки в положение 254-П от 26 марта 2004 года и опубликованному в официальном «Вестнике Банка России» на прошлой неделе, с 1 июля 2007 года банки лишаются права формировать однородные портфели по ссудам без указания в кредитном договоре с заемщиком эффективной процентной ставки. Формирование ссуд в однородные портфели – это незыблемый принцип ведения банковского бизнеса, поскольку рассматривать каждый выданный кредит в отдельности и принимать решение о размере резервов по нему при учете существующих объемов кредитования просто не представляется возможным. Иными словами, все банки будут обязаны раскрывать полную стоимость своих кредитов с учетом всех дополнительных платежей и комиссий. Сейчас реальная стоимость банковских кредитов для заемщиков в разы отличается от заявленной банками. Эффективная ставка формируется с учетом комиссий за эмиссию карт, их обслуживание, ведение счета, операций по картам, штрафных санкций, конвертационных операций и других дополнительных расходов, зачастую обязательных при обслуживании кредита.

Указание, вносящее поправки в положение Банка России № 254-П, по масштабности изменений для банковского бизнеса можно назвать революционным. Настолько, что чиновники не решились принимать документ, не узнав мнения банковского сообщества, и в августе прошлого года вывесили его на сайте Банка России для открытого обсуждения. Ответная реакция не заставила себя ждать. Так, в частности, в письме Уральской ассоциации банков отмечалось, что «на современном этапе основной тенденцией развития российской банковской системы является бурный рост объемов кредитования. Как следствие, в банках отмечается существенное нарастание кредитных рисков, особенно в сфере потребительского кредитования. Поэтому особую актуальность приобретает тема объективной оценки кредитных рисков и адекватного создания резервов на их покрытие. В связи с этим мы крайне положительно оцениваем работу ЦБ РФ по совершенствованию положения № 254-П, регламентирующего порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. Полагаем, что предлагаемые изменения будут способствовать снижению кредитных рисков в банковской системе, предотвращению случаев «банальной раздачи кредитов» и формированию цивилизованной кредитной культуры у заемщиков, особенно у физических лиц, а также у самих банков».

Наряду с одобрением изменений в формировании резервов по выданным ссудам представители уральских банков высказывали ряд предложений уточняющего характера, призванных упростить применение нового положения на практике. Так, в частности, предлагалось конкретизировать принцип формирования ссуд в однородные портфели: уточнить, просрочка каких платежей и на протяжении какого времени является существенным фактом. А вот предложение стандартизировать процедуру извещения заемщика о реальной стоимости кредита вызвало одобрение представителей уральских банков, видимо, уставших от грязных технологий в конкурентной войне: «Учитывая практику ценообразования, которая сложилась в настоящий момент на рынке кредитования физических лиц (имеется ввиду распространенная практика, когда основная стоимость кредитов формируется за счет различных «завуалированных» комиссий, а не самой процентной ставки, причем информация о комиссиях не предоставляется заемщикам, либо намеренно предоставляется в виде, сложном для понимания рядовым потребителем), доведение эффективной ставки до заемщиков – это необходимое условие ограничения кредитного риска. Так как в условиях, когда заемщик не осознает реальной стоимости кредита, а соответственно, не может выбрать для себя более приемлемый по стоимости кредитный продукт, риск невозврата кредита существенно увеличивается».

Надо сказать, беспокойство надзорных органов и банков отнюдь не беспочвенно: в приложении к служебному письму Банка России «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам», рассматриваются примеры расчета реальной стоимости потребительских кредитов, результаты которых кажутся ошеломительными. Так, беззалоговый кредит в размере 12 660 рублей сроком на один год с заявленной процентной ставкой 29% годовых оборачивается ссудой под 89,78% годовых при условии, что ежемесячно заемщик дополнительно выплачивает 1,9% от взятой суммы в качестве комиссии «за пользование кредитом». Замена ежемесячной комиссии на единовременную при открытии банковского счета в размере 2 886 рублей при тех же исходных условиях увеличивает эффективную ставку по кредиту до 124% годовых.

Набирающие популярность кредитные карты с льготным периодом кредитования также небезобидны. Овердрафт под 28% годовых с дополнительной комиссией 1,8% от задолженности по кредиту на последний день платежного периода по окончании льготного периода может обернуться кредитом под 60% годовых. Скрытые комиссии, вдвое удороживающие стоимость кредита, согласно расчетам специалистов Банка России, присутствуют не только в экспресс-кредитовании, но и в кредитах на приобретение автомобиля, где риски банка, казалось бы, защищены наличием залога и поручителей. Однако наиболее сильно от необходимости объявлять реальную ставку по кредиту могут пострадать банки, активно работающие на рынке экспресс-кредитования, то есть предоставляющие кредиты на целевое приобретение товаров в торговых точках – именно в этих случаях разрыв между заявленной и эффективной ставкой достигает максимальных значений.

«Разрушение иллюзий чревато для банков потерей клиентской базы», – говорит аналитик агентства «Рус-рейтинг» Виктория Белозерова. По мнению экспертов, результатом нововведения может стать коррекция ставок в меньшую сторону и одновременное введение новых скрытых комиссий.

«Сегодня нечистоплотные в отношениях с клиентами банки уже отрабатывают новые методы взамен запрещенных скрытых комиссий: прежде всего, введение неподъемных штрафных санкций за просрочку в погашении ежемесячного платежа, – рассказывает председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов. – Штрафы за несвоевременное погашение кредита – процент от суммы просроченного платежа – устанавливают практически все банки, и это нормально. Но некоторые кредитные организации дополнительно взимают плату за факт просрочки – таким образом, копеечный невозврат может превратиться в весьма внушительную сумму. Другой механизм «накручивания» долга – процент взимается не от суммы просроченного платежа, а от первоначальной суммы кредита, что также непомерно увеличивает штрафные санкции. Конечно, кажется, что от этих мер пострадают только недобросовестные плательщики по кредитам, но реальная жизнь изобилует форс-мажорными ситуациями, и от временной неспособности заплатить по кредиту не застрахован никто».

Впрочем, опасения оттока клиентов из-за объявления эффективной ставки по потребительским ссудам разделяют представители не всех банков: некоторые полагают, что зачастую человек принимает здесь решение взять экспресс-кредит в магазине под воздействием эмоционального фактора. По сути, человека не интересует реальная стоимость заемных средств, в данной ситуации ему гораздо в большей степени важнее возможность получить понравившуюся вещь в максимально короткий срок и с минимальными текущими затратами. К тому же понятие эффективной ставки достаточно сложно для рядового потребителя, которому проще ориентироваться в абсолютных соотношениях – например, между своей зарплатой и ежемесячным платежом по кредиту.

Как бы там ни было, кроме «потери лица» из-за объявления реальных процентных ставок новое указание Банка России грозит многим банкам и потерей лицензии из-за недостаточной капитализации, которая может возникнуть вследствие повышения нормативов по резервированию средств на потери по ссудам – а это гораздо серьезней.

Предложенный в проекте поправок к положению № 254-П размер резервов по выданным кредитам показался банковскому сообществу чрезмерным. «В соответствии с общепринятой международной практикой, основанной на мнении ведущих мировых аудиторов, минимальный размер резерва по стандартным ссудам без просроченных платежей должен составлять от 0 до 2%. Причем резервирование стандартных ссуд в размере 2% принято считать как наиболее консервативное (пессимистичное). Поэтому предлагаем изменить данный абзац с учетом принятой международной практики и использовать в качестве минимального размера резерва среднее значение в 1%», – говорится в письме Уральского банковского союза.

По указанным портфелям резервы создаются в следующих минимальных размерах:

«Сегодня средний региональный банк направляет на резервирование на потери по ссудам около 250-300 миллионов рублей, а согласно новому указанию, понадобится сумма, в семь-восемь раз большая – средства на резервирование придется вычесть из капитала банка, а у некоторых местных кредитных организаций он и так не слишком велик – порядка 2 миллиардов рублей. Следующим событием в жизни банка с большой долей вероятности станет отзыв лицензии, – рассуждает Владимир Фролов. – Впрочем, речь идет не о системном кризисе банковской системы страны, а лишь о существенных трудностях для ряда банков, занимавших заметные позиции на рынке кредитования частных лиц».

Надзорные органы пока также не склонны сгущать краски.

«Новые требования по созданию резервов на потери по ссудам опасны прежде всего для банков, которые имеют застарелые проблемы, – полагает руководитель Главного управления Банка России по Челябинской области Вера Чиркова. – Все региональные банки Челябинской области достаточно открыты, регулярно подвергаются тщательным проверкам в плане соответствия всем нормативам и требованиям, так что серьезных опасений за их судьбу нет».

По мнению Веры Чирковой, пересмотр требований к размеру резервов на потери по ссудам сегодня является насущной необходимостью, поскольку банки, активно развивающие услуги кредитования частных лиц, обладают ограниченным и несовершенным набором инструментов для оценки платежеспособности потенциального заемщика. Так, в частности, пока не приносит ожидаемого результата сотрудничество банков с бюро кредитных историй – информации за первый год работы бюро собрано много, но недостаточно, чтобы удовлетворить запросы кредитных организаций. Между тем бум потребительского кредитования породил сонм мошенников, которые оформляют по подложным документам ссуды в десяти-двенадцати банках, разумеется, не намереваясь расплачиваться по долгам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления