Бизнес Экономика Юрий Никитин, директор челябинского филиала страховой компании «РК-гарант»: «24 года вы будете платить за полис ОСАГО, и только тогда этот суммарный платеж сравняется с потенциально возможным убытком»

Юрий Никитин, директор челябинского филиала страховой компании «РК-гарант»: «24 года вы будете платить за полис ОСАГО, и только тогда этот суммарный платеж сравняется с потенциально возможным убытком»

" src=

Сегодня автовладельцы Челябинска ежедневно становятся свидетелями дорожных аварий на запруженных улицах города, часто – пустячных, иногда – очень серьезных. Разумеется, у большинства возникает желание обезопасить себя от неприятных случайностей на дороге и застраховать автомобиль от ущерба, а заодно и от угона. Однако выбор надежной страховой компании – дело непростое. За низкими тарифами и красивыми рекламными буклетами может скрываться контора, затягивающая возмещение ущерба на многие месяцы и существенно занижающая сумму выплат. Как обезопасить себя при заключении страхового договора, рассказывает директор челябинского филиала страховой компании «РК-гарант» Юрий Никитин.

Юрий Иванович, какие изменения в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности, на ваш взгляд, произойдут в ближайшее время?

– Все более осязаемую форму приобретают разговоры о введении прямого урегулирования убытков – когда пострадавший в дорожной аварии водитель обращается не в страховую компанию, застраховавшую автогражданскую ответственность виновника ДТП, а в ту, где он сам приобрел полис ОСАГО. Думаю, стоит ждать утверждения на законодательном уровне повышения страховых тарифов, поскольку убыточность по ОСАГО сегодня во многих российских регионах уже близка к критическому уровню. При этом государство, возможно, будет дотировать страхование пенсионеров и льготников. Страхование автотранспорта, несмотря на доминирующее положение в портфеле многих страховых компаний, пока остается убыточным, в отличие от страхования недвижимого имущества. Возникающие при страховании автомобиля риски изначально несравнимо выше, да и случаи мошенничества встречаются гораздо чаще.

Многие автовладельцы и сегодня уверены, что они явно переплачивают за полис ОСАГО.

– Давайте посчитаем. Возьмем для примера самый дорогой, московский полис ОСАГО: в столице средняя стоимость полиса составляет около 5 000 рублей. Максимальная сумма выплат при столкновении двух автомобилей на территории всей страны едина – 120 тысяч рублей. Таким образом, заплатив 5 000 рублей, автовладелец получает возможность воспользоваться «кредитом» в размере 120 тысяч рублей – ведь раньше ущерб пострадавшему в аварии по его вине выплачивал именно он. Несложная операция деления 120 на 5 дает результат 24. 24 года вы будите платить за полис и только тогда этот суммарный платеж сравняется с потенциально возможным убытком. Да и то только по одному из возможных случаев, количество которых, кстати, даже в течение одного года не ограничено. Кроме того, при условии безаварийной езды, каждый год вы будете платить за страховку все меньше и меньше. Поэтому говорить, что страховые компании получают большие прибыли, можно было только первые два-три года действия ОСАГО, потом наступило время подсчитывать убытки. То же самое произошло в свое время и в других странах, где появлялось обязательное страхование автогражданской ответственности.

Каковы главные последствия появления обязательного страхования автогражданской ответственности? Как это повлияло на статистику дорожных происшествий?

– К сожалению, приходится констатировать, что с введением ОСАГО водители стали беспечней и безответственней. Способствует этому, конечно, не только уверенность, что за причиненный чужому автомобилю ущерб платить придется уже не из собственного кармана, но еще и мягкость мер административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения. Штраф в сто рублей никого не остановит, не заставит быть осторожней и внимательней на дороге. Необходимо ужесточение, но, разумеется, в разумных пределах. Однако хорошо бы при этом, чтобы дорожные службы, устанавливающие знаки и делающие разметку на дороге, учитывали мнение рядовых автовладельцев. А то ведь как бывает: на загородной трассе на протяжении 5-10 км сплошная разделительная линия проведена, и вереница автомобилей битый час тащится за каким-нибудь тихоходом, а тому, кто решит пойти на обгон, «светит» лишение прав до двух лет. И где-нибудь в близлежащем перелеске стоит машина дорожной инспекции, которая просто собирает дань с незадачливых нарушителей.

Насколько мне известно помимо обязательно страхования автогражданской ответственности существует и добровольное. Что оно дает автовладельцам?

– Установленная законом об ОСАГО максимальная выплата «по железу» составляет сегодня всего 120 тысяч рублей и, если произошла серьезная авария, этой суммы будет явно недостаточно. Остаток пострадавший в аварии имеет право взыскать с виновника ДТП через суд. А ДСАГО при доплате к полису ОСАГО в 510 рублей позволяет повысить страховую выплату до 300 тысяч рублей.

Расскажите о программах добровольного страхования автотранспорта от угона и ущерба?

– Помимо классической программы добровольного страхования автомобиля от угона и ущерба «РК-гарант» предлагает клиентам две специальные программы: «Мини-ущерб» и «Страхование опытных водителей». Появление особой программы страхования опытных водителей, на мой взгляд, оправданно и закономерно: почему надо ставить в один ряд водителей со стажем и новичков; тех, кто ездит аккуратно, и лихачей, чье появление на дороге каждый раз чревато аварией? Специалисты страховой компании провели градацию качества умений и навыков при вождении автомобиля, и теперь опытные водители, заключая договор добровольного страхования автомобиля от угона и ущерба, вправе рассчитывать на скидку в 38 % в случае прямой продажи полиса в офисе страховой компании.

Распространяется ли предложение на ОСАГО?

– Нет, базовые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности утверждены правительством, устанавливать скидки – противозаконно. Мне известно, что есть страховые компании, которые откровенно демпингуют в сегменте ОСАГО, но это – путь в никуда, «автогражданка» и так принесла многим страховым компаниям не столько прибыль, сколько убытки, а десятки мелких контор и вовсе привела на грань разорения. Автовладельцам необходимо отдавать себе отчет в том, что, приобретая страховой полис по явно заниженной цене, они рискуют так и не получить страховое возмещение, либо процесс выплаты компенсации растянется на многие месяцы. Сумма реального ущерба при участии «рекомендованных», а по сути, навязанных компанией оценщиков, может оказаться заниженной на 20-30 %. Поэтому доверять следует не громкой рекламе, не всевозможным рейтингам, места в которых покупаются за деньги, а отзывам друзей и знакомых.

Рекомендовали бы вы использовать при заключении договора автокаско франшизу?

– Конечно, наличие франшизы – то есть суммы ущерба, которая не покрывается страховой компанией, позволяет несколько снизить стоимость полиса, но мне кажется, что в данном случае, сэкономив на малом, можно потерять в большом. Суть страхования автомобиля от угона и ущерба как раз и заключается в том, что страховая защита распространяется даже на самый малочисленный ущерб. К примеру, был такой интересный случай: один наш клиент, купивший новый автомобиль, в первое время никак не мог приспособиться выезжать на нем из гаража – то зеркало, то фары разобьет. По каско с франшизой страховая компания не компенсировала бы ему этот ущерб, а «РК-гарант» – без проблем. Мы не устанавливаем и ограничений по числу обращений за страховой выплатой в течение года. А ущерб в размере 3 % от страховой суммы (повреждение зеркал, стекол, фар) выплачивается без предоставления справки из ГАИ.

Недавно по челябинским автостоянкам прошла волна хулиганских выходок, пострадали десятки автомобилей. А многие их владельцы не смогли получить выплату по КАСКО. Почему?

– Вероятно, потому что в страховом договоре было указано, что компенсируется только ущерб, причиненный автомобилю во время движения по дороге. Или же стоянка не попадала под определение охраняемой автостоянки, обладающей лицензией профессионального хранителя, как указано в договоре. Приобретая полис, автовладельцам нужно очень внимательно читать правила страхования, чтобы знать, за что компания несет ответственность, а за что придется платить из собственного кармана. В свою очередь могу сказать, что «РК-гарант» по договору каско возмещает ущерб, причиненный автомобилю неизвестными третьими лицами на стоянке.

– Как вы оцениваете сегодняшнее развитие страхового рынка страны?

– Очевидно, что время стихийного развития страховой отрасли закончилось, компании будут укрупняться, наращивать капитал, активизируются процессы слияния и поглощения. С вступлением России в ВТО страховой рынок будет открыт и для крупнейших иностранных компаний, многие из которых уже открыли в России дочерние страховые общества и даже приобрели доли в российских страховых компаниях. Не стоит воспринимать продажу бизнеса западным инвесторам как исключительно негативный факт, напротив, в иностранных инвестициях есть положительные моменты для компаний.

А модная сегодня схема «финансового супермаркета», когда под одной крышей сосуществуют банк, страховая компания и ряд других финансовых фирм и сервисных предприятий, имеет преимущества перед обычной агентской сетью?

– Можно наблюдать, как предпринимаются неоднократные попытки воплотить принцип «финансового супермаркета» в российских реалиях, но пока ни одна из них, на мой взгляд, не увенчалась успехом. Хотя сотрудничество банка и страховой компании при правильном подходе может приносить очень хорошие плоды. Не секрет, что сегодня страховые компании ведут жесткую конкурентную борьбу на рынке розницы, а сегмент крупных корпоративных клиентов давно поделен. Изменить расклад сил можно, лишь заручившись поддержкой сильной финансовой группы во главе с крупным банком. Кроме того, в случае альянса с банком страховая компания получает широкие возможности по использованию его филиальной сети и клиентской базы. «РК-гарант», к примеру, заключила партнерское соглашение с «Импэксбанком», через офисы банка продаются «коробочные» страховые продукты, осуществляется страхование жизни заемщиков, оформляющих ссуду по программе «Народный кредит». В свою очередь, владельцы пластиковых карт банка имеют возможность приобрести полисы «РК-гарант» со скидкой.

Сейчас много говорится о том, что российский страховой рынок находится на пороге бума. Есть ли, на ваш взгляд, объективные предпосылки для столь смелых утверждений?

– Экономические – да, люди стали жить лучше, у них появились свободные деньги и имущество, которое было бы нелишне обеспечить страховой защитой. Вместе с тем развитие отечественного страхового рынка пока сдерживается в силу особенностей национального менталитета: если в западных странах мысль о необходимости страхования всего, что вам дорого, внушается людям с детства, на страхование имущества, здоровья, накопительное страхование жизни направляется около 5-10 % дохода семьи, то в России люди зачастую приобретают страховой полис лишь по принуждению, так как считают расходы на страхование обременительными и бесполезными тратами. Когда этот стереотип будет изжит, российский рынок страховых услуг действительно ожидает бурное развитие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления