RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика Расплата по счетам

Расплата по счетам

Бизнес по приему наличных платежей населения в ближайшие три года претерпит серьезные изменения. Вместе со счетами за коммунальные услуги многим челябинцам ежемесячно приходится оплачивать сотовую связь, Интернет, спутниковое телевидение, вносить очередно

" src=

Бизнес по приему наличных платежей населения в ближайшие три года претерпит серьезные изменения. Вместе со счетами за коммунальные услуги многим челябинцам ежемесячно приходится оплачивать сотовую связь, Интернет, спутниковое телевидение, вносить очередной платеж по кредиту. Люди недовольны необходимостью тратить время на длинные очереди к кассам, поэтому в скором времени, по прогнозам экспертов, бизнес по приему платежей полностью переместится в виртуальное пространство.

Емкость российского рынка приема платежей частных лиц оценивается в 25 миллиардов долларов, а его ежегодный рост – в 15-20%. Наиболее распространенный вид регулярных платежей населения – оплата коммунальных услуг и сотовой связи, свидетельствуют данные недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения совместно с Национальным агентством финансовых исследований.

Из множества способов оплаты, которые сегодня доступны россиянам, более половины населения выбирает почту (54%) и отделения Сбербанка (46%). 18% опрошенных предпочитают производить оплату в офисах компаний, в чей адрес производится платеж, в кассах магазинов оплачивают счета 10% респондентов, еще столько же готовы выстоять очередь в первом попавшемся на пути отделении коммерческого банка, пользуются специальными платежными картами 7% опрошенных. За другие способы оплаты проголосовало не более 5% респондентов.

Где платят по счетам российские граждане

Источник: ВЦИОМ, июль 2007 года

В небольших городах согласно результатам исследования популярность банковских каналов оплаты несколько снижается и, напротив, возрастает значение почтовых отделений. Особенно четко это прослеживается в сельской местности – 65% опрошенных из малонаселенных пунктов производят оплату регулярных платежей в отделениях почты.

На выбор способа оплаты, как показало исследование, влияет возраст и образование. Молодёжь до 35 лет практически в равной мере использует два наиболее популярных способа внесения платежей – в почтовых отделениях и в Сбербанке. Респонденты старше 35 лет отдают предпочтение почтовым отделениям.

Участники рынка в беседе с корреспондентом Chelfin.ru подтвердили выявившуюся в ходе опроса тенденцию. «Платежными терминалами пользуются люди, уверенно владеющие персональным компьютером, в возрасте от 12 до 45 лет. А вот пожилые люди не слишком активно оплачивают услуги современными способами», – рассказал генеральный директор компании «Специалист» Константин Вороной.

Люди с высшим образованием чаще предпочитают современные и технологичные способы совершения платежей, а группы респондентов с более низким уровнем образования склонны пользоваться традиционными способами оплаты. Так, специальными картами оплаты пользуются 2% респондентов с образованием ниже среднего и 11% с высшим и незаконченным высшим образованием; оплатой через банкомат – 2% и 8% соответственно.

Самый большой объем платежей – 87% – приходится на оплату коммунальных услуг, затем следуют оплата услуг связи. На абонентскую плату за подключение к сети Интернет приходится не более 15% платежей. Значительное место в этой структуре занимает оплата налогов – около 40%. Также в числе регулярных платежей оказались страховые услуги, заняв долю в размере 9% .Совокупная доля платежей по разным видам кредитов составляет более 20%. По мнению экспертов, через два года структура платежей может несколько измениться: оплата коммунальных услуг останется на прежнем уровне, а доля платежей за услуги связи и Интернет увеличится. Также вырастет доля платежей по разным видам кредитов. А вот заметного роста платежей в страховой сфере не ожидается, поскольку российский рынок еще не готов для активного спроса на страховые услуги.

Интересно, что женщины намного чаще мужчин вносят плату за коммунальные услуги. А более склонные к риску и менее «домашние» мужчины в два раза чаще оплачивают штрафы за нарушение правил дорожного движения. Женщины уже почти наравне с мужчинами оплачивают кредиты на покупку автомобиля (эта графа есть в статье расходов 3% женщин и 4% мужчин), а ипотечные кредиты – даже чаще сильного пола (2% женщин против 1% мужчин).

Самые активные плательщики – люди в возрасте 25-34 лет. Исключение составляют лишь платежи за Интернет, которые молодежь осуществляет интенсивнее людей среднего возраста. Люди в возрасте от 35 до 44 лет активнее всех оплачивают коммунальные услуги (это делает 91% опрошенных в этом возрасте) и налоги (44%). Доля всех остальных платежей с этого возраста начинает сокращаться.

Затраты на ежемесячные регулярные платежи

" src=

Авторы исследования обратили особое внимание на то, что многие люди, не считающие те каналы, которыми они сейчас пользуются для оплаты, удобными, пока так и не нашли достойного для себя варианта. «Это и есть потенциальная ниша для развития новых предложений и технологий», – отмечают специалисты НАФИ.

Сегодня в Челябинске доступны все наиболее распространенные способы внесения платежей. Первые терминалы по приему наличных платежей появились на Южном Урале в 2005 году, а сегодня они установлены в каждом «магазине у дома», не говоря уже о крупных торговых центрах и супермаркетах. По наблюдениям Константина Воронова, через платежные терминалы в основном оплачивают сотовую связь (90%), оставшееся приходится на коммунальные услуги, спутниковое телевидение, штрафы в ГАИ. Средняя сумма платежа составляет 50-150 рублей.

Константин Вороной прогнозирует, что традиционные способы оплаты в скором времени перестанут пользоваться спросом, население будет платить там, где удобно: «Услуга платежей через терминал становится все более доступной. В Москве терминалы устанавливаются даже в подъездах жилых домов».

Грандиозным планам по развитию терминальных сетей может помешать законодательная инициатива. На днях первый заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев направил генеральному прокурору Юрию Чайке письмо с просьбой ужесточить контроль на рынке услуг по оплате розничных платежей через компьютеризированные терминалы самообслуживания. По словам Павла Медведева, системы платежных терминалов используются для нелегального обналичивания денег. Поводом для обращения депутата стало письмо президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, в котором говорится, что практическая деятельность коммерческих организаций по приему платежей под различными предлогами осуществляется вне законных процедур и механизмов. В частности, состав платежей, принимаемых коммерческими организациями, существенно шире оговоренного в новой редакции закона о банках, принятой в прошлом году. Платежи принимаются не только коммерческими организациями, но и предпринимателями без образования юридического лица, контроль за деятельностью которых не осуществляется.

«Места размещения терминалов, их количество установить невозможно, также, как и доказать принадлежность совершаемой в терминале операции конкретной организации», – согласен Павел Медведев.

По его словам, схема приема наличных платежей населения с использованием платежных терминалов стала практически неуязвимой для налоговых и правоохранительных органов. Как замечает Павел Медведев, терминал в отличие от традиционной кассы не регистрируется в налоговом органе по месту его установки в качестве обособленного подразделения коммерческой организации: терминальные чеки либо не выдаются вовсе, либо не содержат информации об организации, принимающей платежи, ее ИНН, адресе. Как правило, в чеке указывается лишь телефон службы поддержки клиентов, зачастую мобильный.

По мнению Гарегина Тосуняна, владельцами терминальных сетей в массовом порядке нарушается федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. Точки приема платежей не регистрируются в налоговых органах, в этих условиях собираемые наличные денежные средства, практически минуя банковскую систему, поступают на так называемый рынок «черной» наличности.

Удвоенная за счет теневых операций доходность «платежных предпринимателей» позволяет им вытеснять легальные банковские точки обслуживания населения, связанные с приемом наличных денег, расположенные в местах массового людского потока: супермаркетах, бизнес-центрах, транспортных узлах. Себестоимость банковских операций резко возрастает, зоны обслуживания населения уменьшаются, создаются условия недобросовестной конкуренции. Конкуренция осуществляется фактически не в области технологий и качества обслуживания населения, а в области отношения предпринимателей к закону. Отсутствие каких-либо действий со стороны регулирующих органов в отношении «платежных теневиков» уже граничит с попустительством и их поддержкой. Под флагом доступности банковских услуг населению происходит криминализация розничного платежного рынка, активное вытеснение легальных его участников.

По словам Гарегина Тосуняна, возможности расширения инфраструктуры банков и небанковских финансово-кредитных организаций сокращаются, причем не только в малых и средних, но и в крупных городах. Так, например, ставки аренды для полнофункциональных банкоматов кредитных организаций или специализированных устройств, принимающих наличные средства, возросли за последний год более чем в три раза и достигают в Москве и Санкт-Петербурге величины 600 000-650 000 рублей за квадратный метр в год, что существенно выше всех доходов, собираемых в рамках легальной деятельности. Не лучше обстоит ситуация в малых и средних городах.

В условиях организованного Банком России эффективного противодействия использованию кредитных организаций в целях вывода крупных сумм из легального денежного оборота в теневую экономику, небанковский рынок приема наличных платежей превратился в новый неконтролируемый сегмент рынка наличных денег, который уже приобрел свою структуру и лидеров: организаторов, интеграторов денежных потоков, приемщиков наличных, методические центры.

«Владельцам терминалов самообслуживания удалось вытеснить с рынка «серой обналички» банки, которые за такую услугу берут порядка 11%, а владельцы терминалов – всего 6-7%, поскольку платежи через них не облагаются никакой комиссией», – считает Павел Медведев.

«К сожалению, это правда, – заявил РБК daily президент крупнейшей в стране сети терминалов оплаты «Элекснет» Юрий Мальцев. – Месячная плата за аренду места для терминала нередко стоит дороже, чем месячный доход от него в виде комиссионных платежей. Это говорит о том, что схема приема платежей не через банки предполагает наличие дополнительного источника доходов – речь идет об обналичивании».

Между тем через платежные терминалы проходят огромные суммы денег, например, оборот платежной системы ОСМП, одной из крупнейших в стране, в прошлом году составил 1,65 миллиарда долларов, а за первое полугодие 2007 года – 1,94 миллиарда долларов.

Участник челябинского рынка платежных терминалов генеральный директор компании «Специалист» Константин Вороной считает, что желание представителей банковского сообщества ужесточить контроль полностью обосновано: «Многие терминальные сети, особенно мелкие, продают наличку «вчерную», уходят от уплаты налогов. Терминалы оборудованы программой, которая ведет учет денежных поступлений, но перепрограммировать аппарат и изменить сумму отчетности не составляет никакого труда».

«Столь пристальное внимание к платежным терминалам понятно и обосновано: хотя бы раз в месяц терминалами пользуется почти 2/3 взрослого населения страны, и частота их использования постоянно растет, – говорит генеральный директор группы компаний E-port Александр Покровский. – Конечно, проблема незаконного оборота наличных существует, но это проблема имеет отношение лишь к некоторым недобросовестным владельцам терминалов, а в более общем плане носит системный характер. Одной «демонизацией» терминалов самообслуживания ее не решить. Проблема наличных не только, вернее не столько в предложении «серых наличных», сколько в спросе на них. Борьба с незаконным оборотом наличных не должна быть кампанией, а предпринимаемые в ее рамках шаги должны быть эффективными, а не эффектными. И уж, конечно, не направленными на создание искусственных административных преференций одной бизнес-модели (а следовательно, одним бизнес-группам) в ущерб другим».

Сейчас коммерческие организации, не имеющие банковской лицензии, но осуществляющие денежные переводы, не обязаны законодательно регистрировать каждый терминал в налоговой инспекции, но если прокуратура сочтет обоснованными просьбы депутатов, то участников рынка приема наличных платежей ожидает волокита с регистрацией огромного количества терминалов. Помимо этого депутаты настаивают, что каждый пункт приема платежей должен быть зарегистрирован в качестве филиала компании и иметь хотя бы одно оборудованное стационарное рабочее место. Если Генпрокуратура сочтет требование прикрепить к каждому терминалу оператора справедливым, бизнес по приему наличных платежей вновь вернется в почтовые отделения и офисы коммерческих банков.

272 терминала и 92 банкомата в Челябинске подключены к системе «Город», посредством которой можно оплатить коммунальные услуги, осуществить платеж за сотовую связь и стационарный телефон, Интернет, заплатить штраф в ГАИ, внести плату за детский сад и услуги других организаций. На сегодняшний день соглашения с системой «Город» заключили 363 поставщика услуг. Осуществить платеж можно через 270 точек приема платежей, более 400 касс и 28 банков. Система «Город» насчитывает 1,1 миллиона абонентов по всему спектру услуг. Рост оборотов платежей по системе «Город» в 2006 году в сравнении с 2005 годом составил 185%, показатели оплаты через банки возросли на 121%, через Интернет – на 220%. Наиболее популярными пунктами приема оплаты по системе «Город» стали расположенные рядом с домом магазины и супермаркеты, за ними следуют коммерческие банки и крупные торговые центры. Челябинцы уже оценили преимущества внесения платежей независимо от режима работы касс и с удовольствием пользуются банкоматами, платят через Интернет или мобильный телефон.

«Система «Город» предлагает пользователям разные возможности совершения платежей. Каждый южноуралец может использовать те, которые для него более привычны, – говорит заместитель председателя правления Челябинвестбанка Владимир Вацурин. – Сегодня большей популярностью пользуются те сервисы, связанные с системой «Город», которые делают человека независимым ни от работы банковского офиса, ни от наличия квитанций. Совершить такие платежи можно в банкоматах, терминалах самообслуживания, через систему мобильных платежей SimMP, интернет-сервис FakturaPay, интернет-сайты банков-участников системы «Город» и системы мобильных платежей SimMP. Если говорить о тенденциях будущего – это увеличение доли безналичной и дистанционной оплаты различных услуг. Уже сейчас за квартиру, электроэнергию или детский сад можно заплатить через сайт www.gorod74.ru, сидя в парке им. Пушкина или в ресторанчике на Эйфелевой башне».

По словам Владимира Вацурина, число пользователей дистанционных услуг растет с каждым днем. В частности, все большую популярность набирают электронные системы платежей через Интернет и интернет-банкинг. Как отмечает директор челябинского филиала банка «Северная казна» Алексей Немков, по сравнению с прошлым годом прирост пользователей услуг Интернетбанка увеличился в три раза. По его прогнозам, через три-четыре года пользоваться Интернетбанком будет каждый второй житель России.

В 2000 году в Челябинске исправно платили за услуги, большей частью, пенсионеры. Молодые и активные люди не хотели тратить время на поиски «той самой кассы», стоять в очереди, разбираться с квитанциями. Сегодня южноуральцы – дисциплинированные плательщики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления