Экономика Мошенники в масках банкиров

Мошенники в масках банкиров

За май 2007 года в мире было зарегистрировано более 23,5 тысяч сообщений о фактах фишинга, то есть выуживания личной информации о владельцах пластиковых карт. Классическим примером фишинга стали электронные письма со ссылками на лжесайт банка, где картхол

" src=

За май 2007 года в мире было зарегистрировано более 23,5 тысяч сообщений о фактах фишинга, то есть выуживания личной информации о владельцах пластиковых карт. Классическим примером фишинга стали электронные письма со ссылками на лжесайт банка, где картхолдеру под различными предлогами предлагается ввести конфиденциальные данные. Всего в мире было обнаружено 37,5 тысяч подобных сайтов, при этом большинство из них располагалось в США (32,41%), а в России – только 7,41% от общего числа. Такие данные обнародовала международная ассоциация IT-компаний по борьбе с фишингом – Anti-Phishing Working Group.

Заполнить анкету на «банковском» сайте – все равно, что отдать свой кошелек в руки жулика, ведь иногда для оплаты с картсчета не требуется предъявления пластиковой карты. Зная номер карты, ее код CVC2 или CVV2 (три цифры кода безопасности на обороте), срок действия, мошенник может совершать покупки в интернет-магазине или оплачивать некоторые другие услуги, к примеру, междугородние разговоры. По словам начальника управления взаимодействия с платежными системами «Альфа-банка» Алексея Голенищева, зная номер карты, паспортные данные и прочее, мошенники могут попробовать через банковские сервис-центры сменить логины-пароли доступа, но для этого им необходимы знание технологий конкретного банка и особенностей конкретного пластикового продукта.

Первый случай фишинга с незаконным использованием банковского бренда был зарегистрирован в России в 2004 году: мошенники рассылали от имени «Ситибанка» письма по электронной почте с сообщением, что на счет клиента поступило две тысячи долларов. Чтобы получить деньги, предлагалось по ссылке пройти на сайт и заполнить анкету. Весной этого года от имени «Райффайзенбанка Австрия» было разослано сообщение, предлагающее обновить личные данные на лжесайте банка под предлогом модернизации системы безопасности.

К сожалению, взломщики пластиковых карт орудуют не только в Интернете, но и в реальной жизни. В начале 2007 года в Уральском регионе была задержана банда мошенников, промышлявших взломом кредиток. Преступная группировка из семи человек завербовала нескольких сотрудников почтовых отделений в Тюмени, Кургане и Омске, благодаря чему перехватывала заказные письма с конфиденциальной информацией о заключении договоров на кредитное обслуживание по картам, которые банк адресовал своим клиентам. Ряд банковских менеджеров, вовлеченных в деятельность преступной группы, вносили в клиентскую базу ложные данные о личности заемщиков, после чего мошенники от их имени вступали в финансовые отношения с банком. Выдавая себя за клиентов банка, преступники получали от операторов секретные коды доступа для активации кредитных карт, а затем снимали с их помощью наличные денежные средства с банковских счетов через уличные банкоматы. По эпизодам преступной деятельности участников группировки возбуждено в общей сложности 30 уголовных дел. Общая сумма похищенного составила почти 10 миллионов рублей. Потерпевшими признаны около 200 жителей трех регионов Урала и Сибири.

Взломать можно не только кредитную карту, которую щедрый банк высылает клиентам обычным письмом, но и дебетовую, если ее владелец не соблюдает элементарных требований безопасности.

«Нельзя передавать карту или сообщать ПИН-код посторонним лицам; все операции должны совершаться в присутствии клиента в торгово-сервисной точке, – рекомендует начальник отдела банковских карт Челябинского отделения Сбербанка России Евгений Вековшинин. – Нужно установить «особый режим» обслуживания карты, определив список стран, в которых разрешено её использование, при этом во всех остальных странах действие карты будет ограничено. Чтобы контролировать расходы, удобно и целесообразно подключить услугу «мобильный банк», которая даёт возможность получать оперативную информацию об операциях по карте и контролировать списания в реальном времени: оплатив покупку с помощью карты, клиент сразу же получает SMS-сообщение на свой мобильный телефон, в сообщении он видит сумму, списанную со счета карты. В случае утраты карты, клиент с помощью «мобильного банка» имеет возможность немедленно заблокировать карту, отправив SMS-сообщение».

В мае этого года в Екатеринбурге сотрудники правоохранительных органов поймали с поличным преступную группировку выходцев из Болгарии. Мошенники пытались завладеть конфиденциальными данными держателей банковских карт «СКБ-банка» с целью дальнейшего снятия наличных с их карточных счетов. Заместитель председателя правления «СКБ-банка» Олег Демин рассказал, что технология, которую использовали задержанные, широко известна за рубежом. Для сканирования информации с магнитной полосы карты на банкомате скрытно установлено миниатюрное устройство – скиммер (от англ. skimmer – «сборщик»), а для определения PIN-кода – тонкая накладка на клавиатуру. Полученные преступным путем конфиденциальные данные затем используются для изготовления подложной карты и снятия наличных с карточного счета при помощи выявленного PIN-кода. Подобные эпизоды мошенничества в течение 2007 года неоднократно зафиксированы в Нью-Йорке, Стокгольме, Мадриде и других мировых столицах. В России данный вид преступлений – кардинг – пока малоизвестен. В Екатеринбурге правоохранительные органы столкнулись с таким изощренным мошенничеством впервые, однако сумели успешно ему противостоять.

«Держатели банковских карт от мошеннических действий кардеров в Екатеринбурге пострадать не успели – преступников задержали с «поличным» на месте, – комментирует события Олег Демин. – Однако в целях безопасности хранения денежных средств наших клиентов банковские карты, которые могли попасть в зону действия мошенников, были перевыпущены».

Перестраховка никогда не помешает, но, по словам начальника службы безопасности челябинского филиала банка «Северная казна» Игоря Цирюльника, случаются и курьезные случаи: клиенты банка обращаются с заявлениями о пропаже средств со счета карты, а потом оказывается, что это недоразумение: кто-то из близких, знающих информацию о ПИН-коде и имеющих доступ к карте, обналичил средства и просто еще не успел об этом сказать.

На днях на одном из специализированных финансовых порталов была опубликована информация, что сразу несколько банков, в том числе «Альфа-банк», Банк Москвы и «Промсвязьбанк», предупредили через интернет-сайты своих клиентов о телефонных мошенниках, которые начали охоту за реквизитами пластиковых карт частных лиц. Мошенники при помощи автоответчика оповещали жертв о якобы существующей задолженности перед банком по потребительскому или карточному кредиту. Когда же растерянный человек связывался с «оператором», у него пытались выудить номера любых имеющихся у него банковских карт под предлогом проверки: «Вдруг по ним злоумышленники также взяли кредит». Начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов советует клиентам при малейших подозрениях прекратить общение с оператором и сделать контрольный звонок в банк по общедоступным телефонам, помещенным на официальном сайте организации или непосредственно на пластиковой карте. Также владельцам карт банкиры настоятельно рекомендуют подключать sms-оповещение и пользоваться интернет-банкингом, чтобы немедленно узнавать, какие операции и где были проведены по карте.

«Если же вы по неосторожности все-таки сообщили посторонним свои данные, следует сразу оповестить об этом банк, заблокировать, а затем перевыпустить карту, – советует Вячеслав Межов. – Лучше заплатить за перевыпуск, чем потерять все средства».

По словам начальника оперативно-розыскной части отдела по борьбе с экономическими преступлениями при УВД Челябинска Андрея Солопова, мошенничества в сфере IT-технологий еще не докатились до Южного Урала, в Челябинске пока не зарегистрировано ни одного случая. А вот другие виды правонарушений в банковской сфере распространены: за первое полугодие 2007 года было выявлено более 300 преступлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

По словам Андрея Солопова, в 70% случаев мошенничества в банковской сфере происходят с участием служащих финансовых структур, которые получают «откат» в размере 15-50%. Причем бывают случаи участия в сговоре не только рядовых служащих, но и менеджеров. Данный вид нарушения законодательства очень сложно доказуем, так как привлечь к ответственности служащего банка возможно только при наличии заявления от самой финансовой структуры. По словам Андрея Солопова, банки дорожат репутацией и предпочитают не выносить сор из избы: в Челябинске было всего два случая, когда финансовая организация «сдавала» проворовавшегося сотрудника.

Если в суде и удается доказать преступление, то мошенники несут незначительное наказание – в большинстве случаев условный срок. Попасть в тюрьму грозит лишь совершившим преступления в особо крупных размерах, участникам организованной группы или работникам финансовых структур, использовавших служебное положение в корыстных целях. Максимально суровое наказание – 10 лет лишения свободы, но, как правило, по решению суда срок не превышает четыре года. Альтернативой заключения под стражу может стать административное взыскание – штраф от 300 тыс. до 1 млн. рублей. Гражданским кодексом предусмотрена компенсация ущерба лицам, обманутым мошенником, но добиться ее получения крайне сложно: как правило, мошенники редко владеют финансами или недвижимостью, все имущество записано на родственников или подставных лиц.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления