Бизнес Экономика ОСАГО заставит страховые компании сдать лицензии

ОСАГО заставит страховые компании сдать лицензии

Страховые компании заявляют, что если страховые тарифы ОСАГО в ближайшее время не повысятся, они прекратят заключение новых страховых договоров уже в следующем году. На днях Госдума приняла во втором чтении поправки к федеральному закону об обязательном..

" src=

Страховые компании заявляют, что если страховые тарифы ОСАГО в ближайшее время не повысятся, они прекратят заключение новых страховых договоров уже в следующем году.

На днях Госдума приняла во втором чтении поправки к федеральному закону об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, которые вводят прямое урегулирование убытков и упрощенный порядок оформления дорожных аварий.

Если поправки к закону будут приняты, уже с 1 декабря 2008 года при возникновении ДТП, в которых участвовали только два автомобиля и не был причинен вред жизни и здоровью потерпевших, автовладельцы имеют право зафиксировать расположение транспортных средств в извещении, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. Правда, упрощенный порядок оформления применим лишь к тем дорожным авариям, где можно однозначно выявить виновную сторону, а сумма ущерба потерпевшего не превышает 25 тысяч рублей. Повышенная аварийность на улицах крупных городов приводит к тому, что ожидание сотрудников ГИБДД, которые уполномочены составить схему движения автомобилей в момент аварии и определить виновную сторону, затягивается на несколько часов. Все это время водители попавших в аварию автомобилей не имеют права изменить их месторасположение и тем самым ощутимо препятствуют дорожному движению. Принятие упрощенного порядка оформления мелких аварий, которые автолюбители называют «жестяными», должно снизить число заторов на дорогах, неизбежно возникающих в месте, где произошло ДТП.

Кроме того, в случае принятия последних поправок с 1 июля 2008 года вводится прямое урегулирование убытков, то есть потерпевший сможет обращаться за выплатой в ту страховую компанию, где он сам приобрел полис ОСАГО, а не в компанию виновника аварии, как это происходит сейчас.

«Появление у выгодоприобретателя возможности обратиться в свою страховую компанию, а не чужую, способствует тому, чтобы человек выбирал компанию сердцем, то есть при заключении договора страхования обратился именно в ту компанию, которая устраивает его по качеству работы, по близости расположения, по совету друзей и знакомых. В этом смысле введение прямого урегулирования убытков – это грандиозный плюс для клиента, – отмечает директор по урегулированию убытков страховой компании «ЮжУрал-АСКО» Алексей Любавин. – Для компании это нововведение принесет определенные организационные издержки, главная из которых заключается в том, чтобы после выплаты предъявить требования к компании виновника аварии. Основная проблема на сегодняшний день – это отсутствие единой базы данных, обращаясь к которой, одна страховая компания могла бы оперативно проверять, действительно ли виновник компании имеет полис в указанной им компании. Такой базы на сегодняшний день нет. Вторая трудность – это отсутствие единого расчетного центра, с помощью которого страховые компании могли бы не адресовать требования друг другу, а аккумулировали их в одном месте с тем, чтобы впоследствии произвести взаимозачеты».

Кроме того, Алексей Любавин отмечает еще одну характерную особенность поведения участников дорожных аварий, которая может послужить серьезным препятствием для применения прямого урегулирования убытков: сегодня до трети виновников аварии не являются в страховую компанию, чтобы оформить происшествие вместе с потерпевшим. Поэтому сотруднику страховой компании придется довольствоваться теми сведениями о полисе, которые записаны в документах ГАИ – номер и название страховой компании, выдавшей документ. Действует этот полис или нет, кто в него вписан – понять невозможно, а созваниваться с другими компании при огромных количествах обращений в день нереально.

При введении упрощенного порядка оформления аварий страховые компании, по словам Алексея Любавина, также столкнутся с серьезными организационными и финансовыми сложностями. Организационная сложность заключается в том, что страховщикам придется определять вину на основании тех документов, которые составили участники ДТП.

«К сожалению, мало кто из автовладельцев сегодня умеет нормально рисовать схемы ДТП, и по их объяснениям очень сложно будет определять виновность, – отмечает Алексей Любавин. – Если из двух участников ДТП в страховую компанию придет только один, а по извещению, которое они заполнили, не будет понятно, кто виноват, страховая компания вообще не сможет произвести выплату, придется вновь искать второго участника аварии и повторно его опрашивать. Сейчас же, если на руках у потерпевшего есть документы из ГАИ, обязательное присутствие второго участника не требуется: конечно, его нужно вызвать на экспертизу, и в том случае, если он не явился, подождать предусмотренные законом три дня и провести экспертизу в его отсутствии».

По мнению Алексея Любавина, осторожность граждан первое время будет приводить к тому, что ГАИ все-таки будут дожидаться, опасаясь, что «без бумажки» потом все равно ничего не докажешь.

Заместитель директора по страхованию южно-уральского филиала компании «АльфаСтрахование» Мария Сазыкина считает, что возможность оформления мелких ДТП без участия сотрудников органов ГИБДД, а также покрытие ущерба от ДТП, произошедших не только на дорогах, но и на внутренних территориях, увеличение размера страхового возмещения на одного потерпевшего, введение штрафных санкций для страховой компании за просрочку в выплате возмещения – все эти последние изменения закона говорят о том, что обязательное страхование автогражданской ответственности в нашей стране приближается к цивилизованным западным стандартам.

Но несмотря на очевидные положительные стороны этих изменений, все еще остается достаточное количество моментов, носящих неоднозначный характер. К примеру, для водителей определенную сложность будет составлять самостоятельная оценка ущерба на месте аварии, так как возможность оформления документов без участия сотрудников органов ГИБДД возможна в том случае, если ущерб не превышает 25 тысяч рублей.

Для того, чтобы обеспечить полное и достоверное расследование обстоятельств страхового события, сроки выплаты возмещения по ОСАГО законодательно увеличены с 15 до 30 дней. Кроме того, согласно новым поправкам к федеральному закону об ОСАГО, будет расширен круг лиц, которые имеют право на получение страхового возмещения.

Изменения коснулись и предельного размера выплат в случае причинения ущерба жизни и здоровью участникам дорожной аварии. Действующая редакция закона предусматривает предельную страховую сумму в размере не более 240 тысяч рублей на всех потерпевших вне зависимости от их числа. Согласно поправкам, в случае смерти участника ДТП будет страховая компания обязана выплатить его родственникам 135 тысяч рублей в качестве компенсации, а также возместить расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

По мнению заместителя директора по продажам челябинского филиала «Росгосстраха» Сергея Блинова, существующий на сегодняшний день лимит страховых выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью людей, пострадавших при ДТП, недостаточен, поскольку не позволяет получать достойные выплаты участникам крупных аварий, в которых могут пострадать десятки людей. По его мнению, размер страховых выплат по жизни и здоровью должен сравняться с европейским, но для этого необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс.

«Депутаты сейчас активно обсуждают возможность серьезного увеличения страховых выплат пострадавшим в авиакатастрофах, а это означает, что процесс сдвинулся с мертвой точки», – резюмирует эксперт.

Вместе с тем, по оценкам Сергея Блинова, данное нововведение на 10-15% увеличит убыточность данного вида страхования и повлечет за собой всплеск дорожных мошенничеств.

«Любые изменения в законодательстве, которые ведут к увеличению расходов страховых компаний, должны сопровождаться соответствующей корректировкой тарифов, причем не просто параллельно, а в упреждающем режиме. Однако пожелания страховщиков, к сожалению, не слышны в коридорах власти», – поясняет Сергей Блинов.

По мнению Марии Сазыкиной, новые поправки действительно обострят и без того достаточно серьезную проблему высокой убыточности обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, особенно в некоторых регионах.

«Перспектив у автострахования в России нет, пессимистичная картина родилась в результате анализа статистики и фактов, – заявляет генеральный директор страховой компании «Согласие» Игорь Жук. – ОСАГО дало толчок для роста спроса на автострахование в целом, помогло сформировать культуру страхования у населения, хотя и с элементами принуждения, и сегодня можно констатировать, что автострахование в России сформировалось и состоялось. Однако на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности сложилась критическая ситуация: не за горами массовые невыплаты возмещения, так как у страховых компаний просто нет денег. Безусловно, многие компании проработают еще год-два на инерционном потоке роста брутто-премий, а потом на рынке останутся лишь компании, которые смогут позволить себе быть в убытке от деятельности по заключению договоров ОСАГО, а большинство просто откажется от лицензий на осуществление данного вида страхования».

По его словам, если тарифы по ОСАГО не будут в ближайшее время пересмотрены в сторону повышения, страховая компания «Согласие» откажется от лицензии в апреле будущего года.

Генеральный директор страховой компании «ЮжУрал-АСКО» Аркадий Любавин уверен: проблема невозможности страховых компаний выплачивать возмещения по договорам ОСАГО возникнет еще раньше – уже с января следующего года. По его мнению, даже повышение тарифов решит проблемы, единственный способ быстро выйти из сложившейся критической ситуации – разрешить свободное ценообразование. По его мнению, в Челябинске полис ОСАГО стоит в два раза меньше, чем должно быть на самом деле.

В новых поправках к закону депутаты не только не повышают стоимость полиса, но и снижают ее для отдельных категорий граждан: инвалидов и детей-инвалидов, имеющих машины «в соответствии с медицинскими показаниями».

Готовы ли страховые компании к предложенным депутатами изменениям закона об ОСАГО, пока говорить рано, однако страховщики уже сейчас понимают, что от них потребуется корректировка существующих процедур и технологий, для того чтобы новые процессы урегулирования убытков заработали в полной мере. Существенно проще будет тем компаниям, которые уже до внесения новых поправок предлагали клиентам дополнительный сервис по прямому урегулированию убытков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления