Экономика Новая волна спроса на факторинг

Новая волна спроса на факторинг

Для компаний, предоставляющих факторинг, наступило самое удачное время по заключению сделок. Именно осенью эта услуга пользуется наибольшим спросом среди представителей малого и среднего бизнеса. По итогам первого полугодия, объем российского рынка фактор

" src=

Для компаний, предоставляющих факторинг, наступило самое удачное время по заключению сделок. Именно осенью эта услуга пользуется наибольшим спросом среди представителей малого и среднего бизнеса. По итогам первого полугодия, объем российского рынка факторинга составил 7,3 млрд долларов. Аналитики ожидают всплеск потребности отечественных предприятий в подобных операциях уже в ближайшее время.

В первом полугодии 2007 года объем рынка факторинга составил 7,3 млрд долларов. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по сравнению со вторым полугодием 2006 года, этот показатель возрос на 97%. Ранее эксперты прогнозировали, что годовой рост превзойдет 200%, теперь же объясняют «низкую» динамику сезонностью спроса.

Сезонность наблюдается как в спросе дебиторов на продукцию клиентов, так и в потребности получения отсрочки платежа по поставкам этих товаров. По словам экспертов, наиболее «тихими» периодами в факторинговом бизнесе обычно являются январь и летние месяцы, в то время как осень, напротив – самый «урожайный» сезон. На конец года приходится пик активности по привлечению новых клиентов.

«Значительная доля оборота российских факторов приходится на поставщиков товаров народного потребления, спрос на которые подвержен значительным сезонным колебаниям, – поясняет эксперт департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Марина Чернышева. – Пик покупательского спроса и, как следствие, деловой активности поставщиков приходится именно на осень и предновогодний период, что и позволит факторинговым компаниям за второе полугодие довести годовой объем рынка до 22 млрд долларов».

Среди основных тенденций факторингового рынка аналитики отмечают активизацию региональной экспансии факторинговых компаний и банков.

«Сегодня российский рынок факторинга стремительно растет, – отмечает главный юристконсульт челябинского филиала банка «Северный морской путь» Марина Сахар. – Еще четыре-пять лет назад для финансистов большинства российских компаний факторинг был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Однако ситуация меняется на глазах. Большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский (около14%) и Уральский регионы (11%)».

По словам экспертов, в сфере факторинга изменилась целевая аудитория клиентов. В частности, больший спрос замечен на услуги факторинга среди малых и средних компаний. Именно поэтому претерпел изменения и перечень предоставляемых услуг.

На сегодняшний день потенциальная емкость рынка факторинга довольно высока: в нее входят объем рынка товарных кредитов плюс те отсрочки платежа, которые поставщики смогут предоставить только благодаря использованию факторингового финансирования.

По прогнозам экспертов, к концу 2007 года рынок товарных кредитов составит порядка 240 млрд долларов, а доля факторинга в нем едва ли превысит 10%. Аналитики полагают, что в 2010 году объем товарных кредитов возрастет как минимум втрое, а доля факторинга в нем удвоится. Таким образом, объем рынка факторинга может достичь 150 млрд долларов. Чтобы освоить существующий потенциал, факторинговые компании и банки, помимо обслуживания крупных клиентов, на которых сегодня приходится 56% объема рынка, планируют осваивать сегмент малого и среднего бизнеса как среди поставщиков, так и среди дебиторов.

Понятие «факторинг» в переводе с английского «factor» – посредник или агент. Можно говорить о том, что факторинг – это разновидность посреднической деятельности, при которой компания-посредник получает от предприятия право взыскивать от покупателей деньги за предоставленные этим покупателям товары или услуги. Основными клиентами, как правило, являются крупные компании, имеющие собственную инфраструктуру управления рисками товарного кредитования. Благодаря факторингу можно получить единовременное финансирование в банке, покрыть риски – в страховой компании и воспользоваться услугой по сбору просроченной задолженности – в коллекторском агентстве.

На сегодняшний день существует несколько видов факторинга. В частности, факторинг с регрессом предполагает право факторинговой компании, в случае, если она не получила денег с покупателей в определенный договором срок, потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя риск неуплаты в срок, а кредитный риск остается на поставщике. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. Эксперты утверждают, что доля безрегрессного факторинга в ближайшие годы будет постоянно расти. По словам директора челябинского представительства «Национальной факторинговой компании» Елены Мозолевой, факторинг в последнее время стал более узнаваемым продуктом. «Есть тысячи компаний, которые за это время воспользовались факторингом», – считает эксперт. К примеру, по итогам 10 месяцев этого года в «Национальной факторинговой компании» почти в четыре раза увеличились продажи продукта «факторинг без регресса» по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, а объем выданных поставщикам поручительств за их покупателей составил 11,5 млрд рублей.

«Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее, но этому мешает отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга, – отмечает Марина Сахар. – Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Гражданский кодекс России устанавливает, что финансирование под уступку денежного требования могут осуществлять не только банки, но и другие коммерческие организации, имеющие соответствующее разрешение. Однако порядок лицензирования для небанковских факторинговых компаний до сих пор не установлен. Поэтому факторы предпочитают не рисковать и работают под банковской лицензией. Отчасти такое невнимание законотворцев к правовому положению факторов объясняется незначительными до недавнего времени объемами этого рынка. В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков, говорят прежде всего соображения управления ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг – не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка».

Однако, по словам Марины Сахар, в конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько выбор пути – развиваться в банках или вне их – сколько полная разрегулированность рынка. В российском законодательстве не определено, что же такое факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, например, что сейчас в банках существуют серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда Банк России по одним и тем же вопросам, относящимся к факторингу, давал разные ответы разным банкам.

Стоимость факторингового финансирования составляет 18-21% годовых, что на первый взгляд дороже привлечения банковских кредитов. Однако в реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса. Соглашаясь на более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. Снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью, при помощи факторинга происходит вследствие того, что для поставщика, после того как он уступил свои денежные требования фактору, уже не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты).

При безрегрессном факторинге (когда фактор полностью берет на себя риск неплатежа по уступленным денежным требованиям) поставщик также может не беспокоиться о том, будут ли его требования вообще когда-нибудь оплачены.

Однако эти дополнительные услуги – не единственное, что получает клиент, уплачивая более высокую по сравнению с кредитом ставку. Весьма важно, что при факторинге все средства используются исключительно целевым образом. При кредитовании распространена ситуация, когда компания получает кредиты и в то же время у нее есть постоянный неснижаемый остаток на счете. Следовательно, можно сказать, что эта компания за проценты пользуется своими собственными деньгами. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге такая ситуация невозможна.

Кроме того, использование факторинговых операций дает клиентам возможность экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

В практике известны такие виды факторинга, как открытый и закрытый. При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются факторинговые компании – предоставление некоторыми компаниями под видом факторинга исключительно финансирования под уступку денежных требований без дополнительного сопровождения. Это, безусловно, является подрывом репутации факторингового бизнеса в целом.

«Если этот продукт не позиционируется как факторинг, тогда никаких проблем нет. В противном случае потребитель услуги просто вводится в заблуждение и, ориентируясь на низкую стоимость, фактически приобретает не то, что ему обещали», – резюмирует Елена Мозолева.

Кроме того, некоторые факторинговые компании скрывают действительный размер будущих расходов поставщика, используя так называемую дифференцированную комиссию за факторинговое обслуживание. Данный подход предполагает, что сам клиент фактически несет бремя финансовой ответственности за просрочку покупателем оплаты по поставке. Как правило, это дополнительная комиссия, взимаемая по прогрессивной ставке. Чем больше просрочка, тем ставка выше.

«Самое неприятное для поставщика – отсутствие возможности более или менее точно спрогнозировать, в какую сумму в итоге ему обойдется сервис фактора, – говорит Елена Мозолева. – Особенно забавно это выглядит, когда такая структура комиссии предлагается по факторингу без регресса. В таком случае система риск-менеджмента фактора построена по принципу пирамиды, которая устойчиво работает, только если будущие потери компенсируются новыми агрессивными продажами. Мировой опыт показывает, что такая модель ни к чему хорошему пока не приводила, а успех данного предприятия зависит от того, успеют ли нынешние владельцы его вовремя продать недостаточно осведомленному инвестору».

На сегодняшний день в России насчитывается около 100 крупных банков и специализированных компаний, которые предоставляют услуги факторинга. Среди крупнейших банков, предоставляющих такие услуги, – «Международный Московский банк», МДМ-Банк, Собинбанк, НОМОС-банк, банк «Сосьете Женераль Восток», СКБ банк. Наиболее известные факторинговые компании – «Траст», «Еврокоммерц», «Национальная факторинговая компания».

«Сегодня на рынке факторинговых услуг работает ряд финансовых институтов как федерального, так и регионального уровня, – говорит начальник управления кредитного финансирования «СКБ банка» Татьяна Ушкова. – Региональные компании готовы предложить клиентам более выгодные условия и тарифы финансирования, так как они активно используют свое традиционное преимущество – быстроту принятия решений. Для ведущих поставщиков и производителей товаров и услуг факторинг становится узловым механизмом развития бизнеса. Ярким примером может служить компания «Балтимор», которая, передав поставки производимого ей кетчупа на факторинговое обслуживание, инвестировала полученные средства в развитие производства майонеза. В свою очередь, передача производства майонеза на факторинговое обслуживание позволила «Балтимору» развить производство соков. На Урале один из основных поставщиков алкогольной продукции – «Омега Груп» – финансирует посредством факторинга свои поставки ряду крупных розничных продавцов спиртного, в частности, крупнейшему в регионе алкомаркету “Магнум”».

Однако об услуге факторинга пока не осведомлено значительное число российских компаний – к такому выводу пришли аналитики ФК «Еврокоммерц», которые несколько месяцев назад провели исследование о востребованности услуги факторинга. В опросе приняли участие 2003 руководителя малых и средних предприятий. В ходе исследования выяснилось, что всего 11% из опрошенных предпринимателей пользуются услугами факторинговых компаний. 26% опрошенных выразили желание работать по факторинговым схемам, еще 66% готовы дополнительно изучать и рассматривать такую возможность. Однако 47% респондентов никогда не слышали ранее о факторинге, но после ознакомления со схемой его действия заинтересовались данной услугой.

По словам президента ФК «Еврокоммерц» Григория Карповского, основным препятствием для развития факторинга является, прежде всего, низкая осведомленность руководителей об этой услуге: «В настоящее время всего 11% опрошенных нами предпринимателей пользуются факторингом. С другой стороны, большинство предприятий нуждаются в дополнительном финансировании. Они готовы использовать в своей работе факторинг. Это доказывает, что потенциал российского рынка факторинга очень велик».

Эксперты утверждают, что знаковым для рынка факторинга событием стала регистрация 27 июля 2007 Ассоциации факторинговых компаний. Инициаторами создания профессионального объединения стали «Национальная факторинговая компания», «Межрегиональная факторинговая компания «ТРАСТ» и факторинговая компания «Еврокоммерц». Сейчас в планах ассоциации значатся налаживание диалога с властью, выработка «Кодекса участников рынка», создание единой статистической базы данных, развитие связей с зарубежными коллегами. Планируется, что членами ассоциации станут большинство российских факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность практически во всех регионах России. В частности, уже сейчас активно поддерживают создание ассоциации такие влиятельные участники факторингового рынка, как «Газпромбанк», «Международный Московский банк», «Промсвязьбанк» и другие. В ближайшее время у ассоциации появится собственный интернет-сайт, который предоставит возможность всем желающим получать полную информацию о состоянии рынка факторинга.

«Российскому факторинговому сообществу необходима ассоциация факторинговых компаний по типу Ассоциации российских банков, для отстаивания общих интересов в законодательных, исполнительных органах власти, налоговых и других государственных органах. Ассоциация также могла бы заняться выработкой общей технологии оказания факторинговых услуг, обучением специалистов, которых пока крайне мало на рынке», – считает Марина Сахар.

По словам Елены Мозолевой, до создания Ассоциации факторинговых компаний работа велась в рамках «кружков по интересам», результаты которой оставляли желать лучшего. Именно поэтому возникла необходимость объединиться в определенную структуру, состоящую из представителей факторинговой отрасли, чтобы принимаемые решения имели больший вес и целостность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления