В конце марта Министерство финансов России передало в правительство проект основных направлений налоговой политики на 2009–2011 годы. Согласно документу масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Однако учитывая необходимые социально-экономические преобразования, а также интеграцию России в мировую экономику, налоговое законодательство требует определенных изменений, поскольку во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе Минфин предлагает принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков, тесно координируя вносимые изменения с социально-экономическими преобразованиями в иных областях. В данной статье рассмотрены некоторые предложения Минфина, изложенные в основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года.
Ставка НДФЛ будет сохранена, а возможности налоговых вычетов для граждан расширятся
Налог на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе Минфин планирует сохранить в размере 13% вне зависимости от уровня доходов граждан. При этом с 2009 года предлагается увеличить предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета, с 20 тысяч до 40 тысяч рублей.
В связи с введением государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, начиная со следующего года, могут быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом как взносы на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительные взносы работодателей, уплачиваемые в пользу застрахованного лица. В последнем случае освобождаться от налогообложения НДФЛ и единым социальным налогом будут взносы в пределах сумм, установленных для софинансирования со стороны государства.
С 2009 года будут также расширены существующие освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц, в частности за счет включения сумм компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В рамках реформирования системы налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам, уже введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение в один с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 тысяч рублей. Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: образование, лечение, страхование, или распределять ее иным образом по своему усмотрению.
В ближайшее время будут сняты ограничения на применение социального налогового вычета для опекунов. Сейчас налогоплательщики-опекуны и попечители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в случае оплаты лечения своих подопечных в возрасте до 18 лет, в то время как налогоплательщики-родители имеют такое право. Как ожидается, с 2009 года подобное несоответствие будет устранено.
В целях реализации демографической политики, с 2009 года планируется увеличение размеров налоговых вычетов по НДФЛ, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (родители, в том числе приемные родители, опекуны, попечители), с 600 до 800 рублей с одновременным отказом от установления предельного размера дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.
По мере принятия решений по налогу на прибыль организаций будут приниматься и решения об освобождении от налогов на доходы на физических лиц и единым социальным налогом материальной выгоды, возникающей в связи с оплатой среднего и высшего профессионального образования сотрудников.
В планах Минфина стоит и вопрос о возможности предоставления налогового вычета на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам. В последнее время стали появляться специализированные финансовые услуги (образовательные кредиты), которые предоставляются налогоплательщикам для получения высшего профессионального образования. Если в ближайшее время будет зафиксировано активное развитие подобных инструментов, то Минфин считает целесообразным предусмотреть с 2010–2011 года возможность предоставления налогового вычета не только по затратам непосредственно на обучение, но и по процентам, уплаченным по образовательным кредитам.
Начиная с 2009 года, предполагается освободить от налогообложения оплату некоммерческими организациями путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для детей и инвалидов, не работающих в указанных организациях; доходов, получаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; выплат, производимых лицам-добровольцам за наем жилого помещения и проезд, действующим на основании соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и некоммерческой организацией.
В настоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога, начиная с 2006 года, снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам, величина эффективной ставки налога в 2005 году составила 24,5%, а в отсутствие индексации порогов регрессии по итогам 2009 года может снизиться до 20,2%. Для предотвращения падения эффективной налоговой ставки единого социального налога в среднесрочной перспективе будет рассмотрен вопрос об индексации величины порогов регрессии, в соответствии с темпами прироста номинальной начисленной заработной платы или уровня потребительских цен.
Существующие недостатки в налогообложении организаций налогом на прибыль будут корректироваться
В ходе анализа правоприменительной практики выявляется все больше вопросов, связанных с недостатками действующего законодательного регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль организаций. Эти вопросы также будут решаться в ближайшее время в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства.
В среднесрочной перспективе планируется как внесение изменений в Налоговый кодекс, так и развитие правоприменительной практики, направленной на обеспечение учета при налогообложении прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников. В настоящее время к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей или взносов работодателей по договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).
С 1 января текущего года были расширены возможности по отнесению на расходы сумм страховых взносов по добровольному личному страхованию работников. Установлено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 тысяч рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников. В предыдущей редакции Кодекса размер взноса учитывался только на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей и не мог превышать 10 тыс рублей на одного застрахованного работника.
Начиная с 2009 года, предлагается увеличить с 3 до 6% норматив, исчисляемый от фонда оплаты труда, в пределах которого взносы организации по договорам добровольного личного страхования включаются в состав расходов. Кроме того, будут уточнены условия принятия в расходы затрат организации на образование своих работников. Соответствующая оплата обучения не будет облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. В этом случае отнесение подобных затрат на расходы в целях налогообложения прибыли будет нормироваться, а сам норматив будет устанавливаться в процентах от фонда оплаты труда аналогично расходам на добровольное пенсионное или медицинское страхование работников.
В ближайшее время будет также рассмотрена возможность внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на учет при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов, связанных с софинансированием организациями выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. В случае принятия данной меры, она будет носить временный характер (не более 3-5 лет), а сами расходы в случае их освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в составе материальной выгоды работников будут нормироваться в процентах от фонда оплаты труда.
Минфин предлагает ряд мер по совершенствованию налогообложения НДС
В рамках определения налоговой и бюджетной политики на среднесрочную перспективу в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке налога на добавленную стоимость с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей сейчас величины основной ставки налога (18%).
При этом в целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки НДС будет вестись работа по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, и активизирована межведомственное взаимодействие по созданию системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога при экспорте товаров. Как показывает практика, необходимо внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов.
Начиная с 2009 года, предполагается также освободить от налогообложения НДС реализацию ряда услуг, имеющих социальный характер. Вносимые поправки будут направлены, прежде всего, на некоторое изменение наименования таких услуг, а также на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация. К таким услугам, в частности, относятся:
услуги по социальному обслуживанию детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, безнадзорных и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством;
физкультурно-оздоровительные услуги населению, включая проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивных и оздоровительных мероприятий, предоставление объектов физической культуры и спорта для населения (в том числе спортивных площадок, корпусов, залов и баз, теннисных кортов, полей для спортивных игр или занятий, катков и конькобежных дорожек, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий, велотреков, велодромов);
услуги показа спектаклей, экспозиций выставок произведений искусства и экспозиций музеев; услуги создания музейных каталогов и обслуживание ими посетителей музеев;
услуги по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, оказываемые по направлению органов службы занятости.
Статья предоставлена Челябинским филиалом Национальной ассоциации участников фондового рынка