Экономика Мировая финансовая система: ремонт фасада или кардинальная перестройка

Мировая финансовая система: ремонт фасада или кардинальная перестройка

Обострившийся в конце прошлого года мировой финансовый кризис, затронувший большинство стран как с развитой экономикой, так и с развивающейся, заставил мировые державы объединять усилия. Произошло это, пожалуй, впервые со времен Бреттон Вуда...

" src=

Обострившийся в конце прошлого года мировой финансовый кризис, затронувший большинство стран как с развитой экономикой, так и с развивающейся, заставил мировые державы объединять усилия. Произошло это, пожалуй, впервые со времен Бреттон Вуда, когда были заложены принципы финансовой системы, некоторые из которых сохранились до сих пор. И хотя на прошедшем 15 ноября в Вашингтоне саммите 20 ведущих стран мира не было сделано какого-то сильного прорыва – в итоговом коммюнике не содержалось принципиально новых предложений по налоговому или денежно-кредитному стимулированию роста экономики – тем не менее на нем удалось достичь согласованной позиции по ряду важнейших направлений реформ.

Одним из основных разногласий в вопросе реформирования мировой финансовой системы является различное видение того, насколько глубокими должны быть реформы. Часть стран, в их числе США и Великобритания, считают, что нынешнее устройство мировых финансов оправдывает себя, и достаточно будет лишь «навести порядок» в отдельных элементах этой системы. Другие, к которым относится и Россия, полагают, что все нынешние проблемы заложены еще Бреттон Вудом и мировая финансовая система должна быть кардинально изменена, в том числе за счет расширения круга стран, влияющих на различные мировые финансовые институты, ухода от доминирования одной резервной валюты, усиления контроля за финансовыми потоками и операциями.

Кризис из финансовой сферы перекинулся на реальный сектор экономики

Кризис, зародившийся в США еще в 2007 году в секторе высокорискованной (sub-prime) ипотеки, расширяет свои границы и охватывает все новые и новые сферы. Сначала он поразил американские банки и финансовые компании, пострадавшие от неплатежей по ипотечным ценным бумагам, затем он охватил весь финансовый сектор, не признавая границ, и наконец во второй половине прошлого года его негативное влияние ощутил на себе реальный сектор экономики.

Прошедший год запомнится инвесторам банкротствами и потерей самостоятельности крупнейшими мировыми банками и финансовыми компаниями. Кредитный кризис достиг кульминации в сентябре 2008 года, когда было объявлено о банкротстве Lehman Brothers, а правительство США было вынуждено предоставить финансовую помощь ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac, а также страховой компании American International Group (AIG).

В течение нескольких десятилетий банковский сектор США был разделен на две основные группы – коммерческие и инвестиционные банки. Первая группа занимается кредитованием и приемом средств на депозиты, при этом их деятельность строго регулируется, чтобы защитить вкладчиков. Независимые инвестиционные банки, такие как Lehman Brothers, Merrill Lynch и Bear Stearns, не занимались депозитами и слабо регулировались, что позволяло им принимать на себя большие риски и получать значительные прибыли или убытки. Некоторые банки объединяют в себе функции коммерческого и инвестиционного банка, как например Citigroup и UBS.

В условиях финансового кризиса баланс сил в американском банковском секторе кардинально изменился. Из пяти крупнейших независимых банков США – Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Lehman Brothers и Bear Stearns – избежать краха и сохранить свое существование удалось только двум – Goldman Sachs и Morgan Stanley.

Lehman Brothers 15 сентября объявил о крупнейшем в истории банкротстве с долгом более $613 млрд. В тот же день Merrill Lynch был продан Bank of America по цене $29 за акцию, что на 70% ниже рыночной стоимости акций 24 января 2008 года, когда они достигли $97,53. Ранее Bear Stearns был куплен JPMorgan. Два оставшихся независимых инвестбанка были вынуждены преобразовываться в банковские холдинги, что позволит им иметь более свободный доступ к фондам Федеральной резервной системы, а также возможность привлекать депозиты.

В Великобритании для спасения банковской системы фактически были национализированы Royal Bank of Scotland и HBOS, взяты под контроль два крупнейших ипотечных банка страны.

При этом если раньше практически весь негатив был сосредоточен в финансовой сфере, то в четвертом квартале прошлого года о снижении своих инвестиционных планов в массовом порядке заговорили компании реального сектора, столкнувшиеся, с одной стороны, с резким снижением потребительского спроса, а с другой – с удорожание кредитных ресурсов. Наиболее сильный удар пришелся, в частности, на строительную индустрию и автопроизводителей. Так, крупнейшие американские производители автомобилей – General Motors, Ford Motor и Chrysler LLC, оказавшись на грани банкротства, обратились к государству с просьбой предоставить многомиллиардную финансовую помощь. Только в октябре объем продаж GM в США упал на 45% – это самый низкий показатель за последние 25 лет.

Если говорить о России, то она также оказалась втянутой в пучину кризиса, продвижение которого было сходным с мировыми тенденциями – первыми его ощутили на себе финансовые компании и банки, теперь очередь дошла и до реального сектора экономики. О планах по сокращению производства, персонала и инвестиционных программ заявили многие компании, среди которых следует выделить металлургию, строительную индустрию, ретейл. Аналитики считают, что наиболее тяжелым для экономики страны будет первая половина 2009 года. При этом, в лучшем случае, лишь во втором полугодии текущего года следует ожидать стабилизации ситуации.

Кризис заставил страны объединять усилия, но взгляды на степень реформирования пока различны

Кредитный кризис уже послужил причиной принятия ряда беспрецедентных решений и мер. Среди первых таких действий можно отметить одновременное и согласованное снижение учетных процентных ставок крупнейшими мировыми Центробанками. Так, 8 октября прошлого года Федеральная резервная система США, Банк Англии, Европейский центральный банк (ЕЦБ), а также ЦБ Канады, Швейцарии и Швеции объявили о cкоординированном снижении учетных ставок на 0,5 процентного пункта.

Следующим крупным событием стал саммит «большой двадцатки», состоявшийся 15 ноября в Вашингтоне, на котором обсуждались пути преодоления мирового финансового кризиса. Несмотря на детальность согласованных направлений реформ, обозначенных в итоговом документе, он все же не стал судьбоносным, поскольку у участников саммита не было единого мнения относительно глубины необходимых реформ.

Сегодня сталкиваются две концепции: модернизация существующей финансово-экономической системы, к которой тяготеют США и Великобритания, и идея ее всестороннего пересмотра. В первом случае речь идет лишь о том, чтобы «подправить фасад», а основные рычаги влияния на финансовую ситуацию в мире оставить в том виде, в каком они существуют сейчас, то есть сохранить доминирующее влияние США и американского доллара как основной резервной валюты. Альтернативой выступает идея, согласно которой должны быть существенно расширены возможности участия в принятии важных финансовых решений других стран, особенно с развивающейся экономикой (сегодня их возможности ограничены в силу «атавизмов», сохранившихся еще с Бреттон Вуда).

По мнению некоторых российских экономистов, нынешняя финансовая система является однополярной, когда Международный валютный фонд полностью – и аппарат, и принимаемые решения – управляется американцами, так же как и механизмы распределения возможной помощи, интервенций и влияния на валютные курсы.

Что касается европейцев, то у них пока нет единого мнения относительно того, как глубоко «нужно копать». К примеру, немцы занимают более наступательную позицию, считая, что голос Германии как ведущей экономики в Евросоюзе недостаточно слышен. Германия сильно изменилась с момента создания Бреттон-Вудской системы в конце 40-х годов, и сегодня выступает за более глубокие изменения мировых финансов.

Помимо различных взглядов на систему реформирования, на отсутствие принятия важных решений на саммите в Вашингтоне повлияла также смена власти в США. Действующий президент Джордж Буш, представлявший на саммите Соединенные Штаты, не мог брать на себя какие-либо серьезные обязательства, поскольку его правление заканчивалось в январе, в то же время вновь избранный президент Барак Обама вообще не участвовал в этой встрече (на нее были делегированы лишь его представители). Таким образом, все понимали, что серьезный разговор может состояться лишь после получения Б. Обамой президентских полномочий. И такая встреча была назначена – следующий саммит «группы двадцати» состоится в Лондоне в апреле текущего года.

Итоги ноябрьского саммита «большой двадцатки» в Вашингтоне

Чего же все-таки удалось достичь 15 ноября прошлого года главам 20 крупнейших стран мира? По итогам саммита был согласован план реформ мировой финансовой системы, который будет реализовываться в два этапа – до конца марта 2009 года и в «среднесрочной перспективе». Конкретные (и самые трудные) решения по преобразованиям в мировой финансовой системе G20 отложила до следующих встреч, первая из которых пройдет до 30 апреля, то есть примерно через 100 дней после прихода в Белый дом новой администрации США.

На многих произвела впечатление детальность, с которой в итоговом восьмистраничном документе были прописаны согласованные направления реформ. С другой стороны, инвесторы не обнаружили в коммюнике принципиально новых предложений по согласованному налоговому или денежно-кредитному стимулированию роста экономики.

Лидеры «большой двадцатки», на которую приходится 85% мирового ВВП, констатировали, что причиной нынешнего кризиса стало то, что «участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющиеся риски и действовали без надлежащего предварительного анализа». Этому способствовали «слабые нормы в отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное использование кредитов для биржевой игры».

Важным итогом саммита можно считать то, что его участники избежали радикализма в отношении к устоям рыночной экономики, подтвердив приверженность принципам дальнейшей либерализации мировой торговли и свободы рынков. «Рыночные принципы, открытые торговый и инвестиционный режимы, а также эффективное регулирование финансовых рынков способствуют динамизму, инновациям и предпринимательству, без которых невозможно обеспечить экономический рост, занятость и снижение уровня бедности, – говорится в коммюнике. – Мы подчеркиваем принципиальную важность отказа от протекционизма и от замыкания в себе в периоды финансовой нестабильности. В связи с этим в предстоящие 12 месяцев мы будем воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования мер стимулирования экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации».

В заявлении по итогам саммита президент США подчеркнул, что именно свободный рыночный капитализм обеспечивает «надежную дорогу» к экономическому росту. В то же время французский президент Николя Саркози назвал важным достижением саммита то, что США, которые традиционно возражают против излишнего вмешательства государства в экономику, согласились на усиление регулирования рынков. «Политики, а также регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне», – сдержанно говорится в коммюнике без упоминания конкретно США.

План действий, принятый на саммите, предполагает реализацию пяти согласованных принципов. Это повышение уровня транспарентности и подотчетности, усиление регулирования, поощрение «согласованности» стран при регулировании финансовых рынков, укрепление международного сотрудничества в сфере разработки стандартов для надзора за рынками, реформирование международных финансовых организаций. В частности, в плане говорится о необходимости более качественного управления рисками, повышения стандартов деятельности и обязательной регистрации рейтинговых агентств, совершенствовании механизмов выплаты компенсаций топ-менеджерам, повышения прозрачности рынка кредитных свопов, улучшении бухгалтерских правил в сфере учета рыночных инструментов по их текущей стоимости.

Кроме того, было предложено создать «коллегии» для надзора за деятельностью транснациональных финансовых организаций (их список предполагается составить до конца марта), повышать требования к капитализации банков, усилить надзор за их деятельностью, гармонизировать правила бухучета в мире. G20 призвала также каждую из стран реализовать соответствующие ситуации меры для поддержки экономики в денежно-кредитной, налоговой и бюджетной сфере.

Материал предоставлен Национальной ассоциацией участников фондового рынка
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления