Экономика Деньги в дело: запускаем маршрутное такси

Деньги в дело: запускаем маршрутное такси

Маршрутные такси на улицах Челябинска заметно теснят неповоротливые автобусы и троллейбусы: стоимость проезда чуть выше, а доехать можно в любой конец города – новые маршруты появляются постоянно. Неудивительно, что бизнес, связанный с пассажирскими перевозками, кажется привлекательным челябинцам, которые, располагая небольшим стартовым капиталом, задумываются об открытии собственного дела. О рисках и нюансах, которые обязательно стоит учесть при запуске бизнес-проекта, и пойдет речь в статье.

Сразу же стоит оговориться, что тот, кто рассчитывает, запустив по маршруту одну или две машины, в одночасье разбогатеть, весьма серьезно заблуждается. Пассажирские перевозки – бизнес, сопряженный с высокими издержками и рисками, приносящий не слишком большой, но стабильный доход.

Первым делом необходимо зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или создать юридическое лицо – пассажирские перевозки может осуществлять как фирма, так и ИП. Совсем не лишне будет написать бизнес-план (или хотя бы набросать в общих чертах основные статьи расходов и высчитать желаемый уровень рентабельности). Кроме затрат на приобретение самих автомобилей, в бизнес-план необходимо заложить расходы на автострахование, техобслуживание, мойку, топливо, зарплату водителям и другому персоналу. Если после произведенных расчетов вы всё еще готовы продолжать, то от планирования можно переходить к делу.

И, прежде всего, определиться с маркой маршрутного такси. В последние годы привычные «газели» на маршрутах вытесняют более вместительные и удобные иномарки – в частности, Ford Transit, FIAT Ducato и Peugeot Boxer. Стоимость импортных маршрутных такси в несколько раз выше, однако это с лихвой компенсируется более высокой надежностью и вместимостью, простотой в обслуживании и повышенным уровнем комфорта.

Тщательно проанализируйте схему движения общественного транспорта, выявите наиболее популярные и востребованные направления. Постарайтесь заглянуть на пару лет вперед и предугадать, как развитие новых районов может повлиять на пассажирский поток. Новичкам и задумываться не стоит о том, чтобы разработать собственный маршрут – участие в конкурсе и согласование разрешительной документации потребует колоссальных услилий и времени без каких-либо шансов на успех. Это удел крупных транспортных компаний. А владельцам двух-трех машин разумнее пойти по более простому пути и абонировать место на уже существующем маршруте. Такой вариант сотрудничества предполагает, что каждое утро перед рабочей сменой водители маршрутных такси пройдут обязательный (хотя и, не будем лукавить, чисто формальный) медицинский осмотр, а техники проверят исправность фар, звукового сигнала и тормозов у автомобилей. Плата за право выйти на маршрут составляет около 600-700 рублей в день с каждой машины. Бухгалтерский учет фирмы стоит поручить профессионалам – можно обратиться в компанию, оказывающую соответствующие услуги.

Ключевой фактор успеха в маршрутном бизнесе – ответственный и аккуратный водитель. Поэтому поиском подходящих кандидатур и созданием «кадрового резерва» стоит озаботиться заблаговременно. Возможно, наилучший вариант при запуске маршрутного такси для предпринимателя – самому сесть за руль, хотя бы на первые месяцы. Это позволит получить реальную картину по ежедневной выручке и пиковым часам. В дальнейшем владельцы маршрутных такси, как правило, устанавливают обязательную норму дневной выручки – 2000-3000 рублей в день в зависимости от популярности маршрута – а все, что остается сверх того – а это от пятисот до двух с половиной тысяч рублей, водитель кладет в свой карман. Из собственной же выручки водитель выделяет деньги на заправку автомобиля (около 1500-1800 рублей в день) и автомойку. К слову, пообщавшись с водителями во время пересменки на конечной остановке, стоит узнать адреса автомоечных комплексов, заправок и автосервисов, которые готовы предложить маршруткам особые условия обслуживания и льготные тарифы.

Еще одна важная статья расходов – автострахование. Без ОСАГО не обойтись, а вот на каско многие водители предпочитают экономить. И совершенно напрасно: любой простой оборачивается огромными убытками, а ожидать, что «водила», замотивированный только на выручку, будет аккуратно объезжать все выбоины на дорогах и не стремиться проскочить на желтый свет на оживленном перекрестке, по крайней мере, наивно.

Как показывает опыт, маленькая фирма, располагающая тремя-пятью «маршрутками», вероятно, будет едва-едва сводить концы с концами: такого количества единиц автотранспорта достаточно лишь для старта. Если же предприниматель рассматривает запуск маршрутки не в качестве «приработка», а как серьезный бизнес-проект, стоит задуматься о расширении автопарка. В случае если собственных средств недостаточно, приобрести маршрутное такси можно в лизинг или с помощью банковского кредита.

«Кредит или лизинг – почти единственная возможность для закупки автотранспорта при нехватке собственных средств: это позволяет быстрее поставить бизнес на ноги, не дожидаясь, пока накопится достаточный собственный капитал», – говорит руководитель дирекции малого и среднего бизнеса Уральского банка реконструкции и развития Елена Сорвина.

Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава, лизинг имеет ряд значительных преимуществ перед кредитом: «Ввиду того, что приобретаемое имущество не находится в собственности лизингополучателя до момента погашения всех лизинговых платежей, лизинг позволяет экономить денежные средства за счет налоговых преференций: налог на прибыль, зачет НДС», – отмечает эксперт.

«Если рассматривать случай, когда индивидуальный предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения, необходимо уточнить налогооблагаемую базу – либо 6% с суммы полученных доходов, либо 15% с суммы доходов, уменьшенных на величину расходов, – поясняет директор Челябинского филиала ГК «Ураллизинг» Виктор Кашин. – В первом случае налоговые льготы отсутствуют, во втором случае – предприниматель имеет возможность отнести на расходы сумму лизинговых платежей, тем самым сэкономив 15% по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Если же рассмотреть вариант, когда индивидуальный предприниматель уплачивает ЕНВД, что наиболее оптимально для начинающего предпринимателя в сфере пассажироперевозок, то в данном случае он, как и на упрощенной системе налогообложения (6% от доходов) не получает налоговых льгот. Если же предприниматель работает с НДС, налоговые преференции будут заключаться в ежемесячном уменьшении НДС к оплате в бюджет, то есть итоговая экономия составит 18% от суммы договора лизинга».

Значительным преимуществом, по мнению Алексея Сичинава, является и то, что при покупке имущества в лизинг экономятся оборотные средства, не требуется залоговое обеспечение, так как залогом является само приобретаемое имущество. Кроме того, лизинговая сделка оформляется значительно быстрее и проще, нежели кредитная: как правило, вся процедура от подачи заявки до получения, к примеру, автомобиля занимает около пяти рабочих дней. При этом заботы о страховании автотранспорта при желании можно также возложить на лизинговую компанию и включить страховую премию в график лизинговых платежей.

Но, пожалуй, главным преимуществом лизинга перед кредитом является более низкая ставка удорожания. «Ряд ведущих лизинговых компаний имеют возможность предложить даже нулевое итоговое удорожание от рыночной стоимости автомобиля, – говорит Алексей Сичинава. – Так, компания ВЭБ-лизинг, имеющая свыше ста региональных подразделений по всей России, предлагает возможность приобрести в лизинг с удорожанием 0% широкий модельный ряд автомобилей, в числе которых, в частности, KIA, Mitsubishi, Hyundai, Nissan, Peugeot, Mercedes-Benz, ГАЗ, Citroen и другие». Как поясняет эксперт, подобная скидка объясняется тем, что лизинговая компания выступает перед автопроизводителем как оптовый покупатель, благодаря чему получает возможность приобретать автомобили по более низкой цене. После приобретения автомобиля со скидкой лизинговая компания передает его в лизинг без наценки – таким образом, автомобиль, по сути, приобретается в рассрочку по розничной цене.

Привлечение лизингового финансирования, как отмечает Виктор Кашин, удобно еще и тем, что при построении графика платежей возможно учесть различные особенности бизнеса – например, сезонность. «Лизинговая компания может предложить несколько вариантов погашения лизинговых платежей – резкоубывающий, плавноубывающий и аннуитет, также возможен график, с учетом сезонности бизнеса, – говорит эксперт. – В свою очередь , предпринимателю стоит взвесить принимаемую на себя платежную нагрузку, что позволит качественно обслуживать договор лизинга и сформировать положительную кредитную историю, что, несомненно, сослужит ему хорошую службу при новом обращении».

«При сопоставлении предложений стоит обратить внимание на заданные параметры графика, такие как размер первоначального взноса, способ погашения лизинговых платежей и срок договора, – уточняет эксперт. – Также график может включать либо не включать расходы на страхование имущества. Чтобы определить истинную ставку, стоит оценивать не процент удорожания, а итоговую сумму переплаты, так как удорожание лизинговые компании могут рассчитывать по-разному».

«Правильнее всего сравнивать аннуитетные платежи банков и лизинговых компаний, – рекомендует Елена Сорвина. – И, разумеется, стоит заострить внимание на явных и скрытых комиссиях, которые увеличивают реальную стоимость кредита и лизинга. Декларируемая стоимость заемных средств не всегда соответствует реальной ставке, заложенной в график платежей. Немаловажное значение имеют и условия страхования: банк или лизинговая компания могут установить ограничения по списку страховых компаний».

«На первый взгляд, условия лизинговых компаний могут показаться примерно одинаковыми, однако стоит заметить, что стоимость лизингового продукта напрямую зависит от условий фондирования самой лизинговой компании, – подчеркивает Алексей Сичинава. – Тенденция последнего времени заключается в том, что малые и средние лизинговые компании испытывают проблемы с привлечением финансовых ресурсов для ведения собственной деятельности. Крупным компаниям гораздо проще привлекать заемные средства и использовать собственные для формирования конечного лизингового предложения на максимально выгодных условиях». Кроме того, отмечает эксперт, при заключении сделки стоит обращать внимание не только на финансовые параметры, но и на уровень сервис, который предлагает лизинговая компания: условия страхования, сервисное обслуживание, различные аутсорсинговые услуги.

«Качество обслуживания на каждом этапе сделки является немаловажным конкурентным преимуществом: как известно, время – деньги, – говорит Виктор Кашин. – Специалисты компании окажут помощь в сборе документов, подъедут на подписание договоров, будут курировать поставку».

Большинство лизинговых компаний и банков готовы предоставить финансирование компаниям и предпринимателям, которые уже имеют некоторый опыт ведения бизнеса и зарегистрированы не менее полугода назад. Но есть и хорошие исключения. Так, в ВЭБ-лизинг может обратиться и предприниматель, зарегистрированный около месяца назад, однако в том случае, если он осуществляет свою деятельность менее полугода, потребуется поручительство другого юридического лица. Кроме того, компания осуществляет лизинговые сделки и с клиентами, не зарегистрированными в качестве ИП.

«Для получения стандартных банковских кредитов или лизинга в УБРиР предприятие или предприниматель должен реально работать на рынке не менее шести месяцев и иметь положительный финансовый результат (прибыль и собственный капитал), неиспорченную кредитную историю», – говорит Елена Сорвина. Для новых компаний и предпринимателей, которые работают на рынке менее шести месяцев (за исключением предприятий, которые по каким-либо причинам были «заморожены»), банк готов предложить лизинг «На старт!».

Хорошей финансовой поддержкой начинающим предпринимателям может стать и областная программа, предусматривающая субсидирование авансового платежа и лизинговых платежей. Так, субсидии по лизингу предоставляются из расчета 2/3 части произведенных им затрат по уплате авансового и ежемесячных платежей в пределах 1 млн рублей в течение одного года.

Таблица с расчетами переплаты по лизингу маршрутного такси.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления