Экономика Не пользуешься номером – отключи мобильный банк

Не пользуешься номером – отключи мобильный банк

В последнее время в регионе участились случаи незаконного списания денег с банковских карт южноуральцев – счет уже идет на сотни тысяч рублей. Представители банков во всем винят нерадивых абонентов, которые, выбрасывая сим-карты, вспоминают о подключенном к номеру мобильном банке уже после того, как мошенники снимут деньги со счета. Через полгода «простоя» номер телефона продается другому абоненту «чистым» от операторских сервисов, а вот «зачистку» мобильного банка должны проводить сами владельцы счета.

Сегодня даже у не слишком обеспеченного студента есть какой-нибудь новомодный гаджет – будь то айфон, планшет или на худой конец смартфон. Естественно, «гаджетификация» населения отразились и на банковской сфере: сервисы дистанционного управления счетом становятся все более простыми и удобными. Помнится, еще пару лет назад, чтобы зайти в интернет-банк, нужно было достать список одноразовых паролей, да еще по каждой операции проводить смс-подтверждение. Сейчас же управлять средствами на счете можно с помощью любого мобильника, даже без доступа в Интернет. С одной стороны, жизнь сильно облегчается – отпадает необходимость стоять в очередях, чтобы оплатить обязательные платежи, а наличку с собой вообще можно не носить (разве что в маршрутках сегодня еще нет терминалов). Но при этом порой немного не по себе: мобильник по сути становится универсальным ключом доступа ко всем сбережениям. А ведь сотовый телефон могут украсть, его можно забыть в такси и на столике в кафе. Заполучив чужой сотовый телефон, можно одной эсэмэской перевести деньги со счета на любую карту, зная при этом только номер телефона ее владельца. Неудивительно, что эта сфера – новый клондайк для мошенников. Благо, что мы сами фактически отдаем им деньги в руки, забывая расторгать договоры.

Удивительно, но при переезде большинство не забывают разорвать договор с интернет-провайдерами, а вот когда отказываются от старого номера при смене оператора или теряют телефон, то нередко забывают уведомить об этом банк, в котором взяли кредит или открыли картсчет. Так случилось и с жительницей Златоуста, с картсчета которой мошенники похитили 4,5 тысячи рублей с помощью мобильного банка, подключенного к старой сим-карте, которой она в последнее время не пользовалась. «По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет», – сообщили в прокуратуре Челябинской области. Подобный же случай произошел и в Челябинске. Только суммы списаний оказались больше – новый владелец телефонного номера в течение нескольких месяцев снимал по чуть-чуть с картсчета челябинки – в общей сложности 38 тысяч рублей. Итог тот же: сейчас ему грозит судебное разбирательство по обвинению в мошенничестве.

Как поясняет начальник управления оперативного анализа департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга «Банка Хоум Кредит» Сергей Афанасьев, если владелец счета неожаданно обнаружил списание средств, ему стоит обратиться в банк с заявлением о несогласии с операцией. «По итогам расследования и выяснения обстоятельств снятия денег со счета будет принято решение о возврате или невозврате средств», – говорит Сергей Афанасьев.

Правила безопасности при использовании мобильной связи:
1. Не переводите деньги на незнакомые номера.
2. Всегда уточняйте стоимость SMS и звонков на короткие номера.
3. Внимательно читайте условия предоставления сервисов. Не ставьте в договоре галочку напротив строки «Я согласен с условиями...» просто так, не глядя.
4. Не сообщайте незнакомым людям личную информацию о себе: фамилию, адрес, где находитесь или куда собираетесь отправиться, номера банковских карт и т. д.
5. Не торопитесь давать телефон на «один звонок» незнакомому человеку.
6. Не открывайте MMS-файлы от неизвестных отправителей.
7. Пользуйтесь специальными услугами для ограничения доступа детей к платным сервисам по коротким номерам.

Банкиры и сотовые операторы в один голос заявляют о том, что вся ответственность за информирование банка о смене телефонного номера лежит на самом владельце счета. В пресс-центре Уральского банка Сбербанка России поясняют, что услуга «Мобильный банк» предоставляется по номеру телефона, который пользователь указывает при подключении к сервису. «Чтобы избежать попадания информации о ваших банковских операциях к посторонним людям, нужно оперативно уведомить банк о смене номера, к которому привязан «Мобильный банк», – говорят в Сбербанке. При этом сам банк отследить смену собственника номера не может, а отключить услугу вправе только клиент по письменного заявлению. «Если номер мобильного используется для получения паролей интернет- и мобильного банка, то при утере сим-карты клиент должен позвонить в информационный центр банка и заблокировать доступ к интернет-банку», – говорит директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-БАНКа Александр Базанов. Уведомить о смене номера можно и через банкомат или позвонив в контактный центр. Однако, по мнению управляющего филиалом банка «Петрокоммерц» Василия Юдина, как правило, мобильные приложения на устройствах клиента не используют сим-карту (за исключением смс-банкинга), и в данном случае, скорее всего, речь идет об услуге автоматического списания денежных средств с банковской карты в оплату каких-либо услуг. «Данный сервис не всегда предоставляется банком, и пользоваться им нужно с особым вниманием. Мы рекомендуем с осторожностью привязывать свои карты к сервисам с автоматическим списанием денежных средств», – говорит Василий Юдин.

Выходит так, что в банке могут так никогда и не узнать о том, что вы уже не пользуетесь указанным при подключении к услуге телефонным номером: вам будут продолжать слать отчеты по операциям по карте, списывать оплату за какие-то услуги, например, за то же смс-уведомление.

Не отслеживает эти изменения и сотовый оператор. Телефонный номер после довольно долгого времени непользования перепродается другому абоненту, вместе со всеми подключенными банковскими сервисами. К примеру, для абонентов «Билайн» номер может быть передан другому абоненту при полугодовом «простое». «Вполне возможно, что если клиент не уведомил банк и номер был передан другому абоненту, банк продолжит присылать информацию о состоянии счета», – поясняет директор челябинского филиала сотового оператора «Вымпелком» Андрей Ершов. По его словам, оператор сотовой связи не располагает информацией об услугах, которые подключены абоненту иными организациями. Иногда время, которое номер находится в «отстойнике», может быть и дольше, сообщает другой оператор сотовой связи. По словам источника, как правило, при заключении договора на ту или иную услугу банк информирует клиента о том, что тот будет обязан сообщить о смене номера. Причем, что касается операторских платных сервисов, то они отключаются автоматически – если прекращается пользование номером, нет задолженностей, баланса и движений по счету, то номер считается «чистым» для оператора. Но не для банка.

Так что не стоит удивляться, если после покупки новой сим-карты на ваш телефонный номер начнут поступать смс-уведомления о поступлениях и списаниях с чужого картсчета. Возможно, у кого-то возникнет соблазн воспользоваться поступающей информацией со злым умыслом – но в этом случае надо понимать, что при оформлении номера указываются паспортные данные абонента, и правоохранительные органы могут легко его вычислить. В случае, если вам приходят чужие уведомления, стоит обратиться в банк и попросить удалить номер телефона из базы данных.

Получается, что вопрос, кто виноват и что делать, не такой уже и открытый. По сути банки стремятся облегчить жизнь, надеясь на сознательность граждан. На что надеются сами граждане – непонятно. Мода на гаджеты открывает море возможностей для мошенников. И об этом, покупая новый айфон и активизируя все опции, забывать не стоит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления